На общедоступных порталах охотничьей тематики часто возникают люди оценивающие нашу деятельность резко негативно. При этом зачастую не понимая как сути, так и смысла охоты, как инструмента в регулировании роста отдельных популяций животных. На самом деле все просто, попробую показать этот процесс на бытовом уровне.
Опыт Йеллоустоунского национального парка, как неработающий в обычных условиях пример
В пример, те из зоозащитников, кто пограмотней, часто приводят Йеллоустоунский национальный парк, численность оленей в котором была отрегулирована запуском в него популяции волков в 90-е годы прошлого века. Там сейчас все отлично, численность оленей, сократилась до приемлемых цифр, волки не дают излишне размножаться их популяции. Но, в тоже время волки из Йеллоустоуна уже начали приходить в близлежащие города и фермерские хозяйства. Растущая популяция требует себе новых охоугодий и пищи, расширяет ареал своего обитания. По официальным данным Правительства США в самом парке проживает около 80 животных, да парк изменился, восстановилась природа, олени стали более осторожны и вернулись к своим исконным пастбищам и уже не объедают все подряд. В тоже время вне парка появились стаи сравнимой численности, около 80 особей, на которых уже разрешили охоту, ввиду того вреда что они наносят сельскому хозяйству. Вот и получается, что в ограниченном пространстве регуляция самостоятельная регуляция возможно, но стоит ей из охраняемого парка выйти на свободу, так никакой регуляции уже нет и требуется искусственно регулировать численность поголовья. Да и сам парк, по факту - это закрытая экосистема, в нем запрещена охота и там нет особых следов человеческой деятельности в виде помоек и предприятий. Что сложно сказать об отечественных охотугодьях. Хотя нужно отметить, что похожие условия могли сложится в Чернобыльском районе, там тоже ввиду некоторых обстоятельств экосистема закрыта.
В США и странах Европы, к слову, численность охотничьих животных намного выше чем в России, это связано как с грамотной регуляцией численности животного мира, так и в профессиональном подходе к контролю численности и защите природного мира. В отечественном охотничьем хозяйстве в этом плане полный бардак. Видимо все таки, проблема в наличии профессионалов, сидящих в высоких кабинетах, наличие диплома или папы кабинетом выше не дает знаний и понимания как нужно работать. Вот в итоге и летим из крайности в крайность. Сначала отпускаем вожжи и развиваем популяцию путем запрета на ее отстрел, а потом жестко выравниваем ее количество, посредством введения оплаты за добычу.
Для примера можно привести постоянно выходящие из под контроля популяции лисиц и волков. Быстрый рост поголовья лисиц, например, без роста популяции ее корма приводит к выходу животных к людям. Учитывая, что помимо переноса умильности , эти звери являются еще и переносчиком бешенства, то это уже не так весело и красиво. Ситуация плавно выходит из-под контроля, в результате начинается жестокий отстрел и отлов животных уже с конкретными целями уменьшения численности до возвращения популяции в прежние размеры. Такая же ситуация и с волками, при внезапном росте популяции ввиду запрета на охоту или ненужности зверя как охотничьего ресурса отстрел прекращается, в результате роста поголовья волк начинает осваивать новые ареалы обитания, в ходе чего страдает сельское хозяйство, не говоря уже об ущербе охотничьих хозяйств, так как для корма растущего поголовья, волкам требуется пища. И волки, фактически, зачищают угодья от всех других зверей. Грубо говоря, рост поголовья одних зверей приводит к угнетению популяции ряда других животных. Это и должны регулировать охотники.
Возникает вопрос, почему природа сама не может регулировать численность популяции зверей? А ответ достаточно прост. Люди и человеки перепахали поля, вырубили леса и понастроили дорог и городов, сузив тем самым ареалы обитания диких животных, угнетая и убирая их пищевую базу. Кормовая база угодий зависит не от охотников, а от благополучной жизни тех же самых противников охоты, в том числе, и от вегетарианцев, так как для постройки теплиц нужна земля, а следовательно и урезание ареала обитания нескольких видов животных. Чего ж теперь бедным зверям делать? Только встраиваться в существующую систему мира как они могут. Вот и получаются перекосы, которые должна выправить охота, но охота по уму, без излишнего выбивания зверей и птиц. Поэтому и осуждается браконьерство, именно оно наносит популяциям непоправимый вред. Но проблема браконьерства должна стать общей, и не разделятся на VIP-браконьерство и сельчан, нормы добычи и законы должны быть общими для всех, а не для избранных. Ну и самого профессионального регулирования никто не отменял.
Спасибо за прочтение!