Как советские люди стали "совками"
В конце 80-х произошла идеологическая революция — немногочисленные диссиденты-антисоветчики, до этого статистически незаметные среди обычных советских людей, вдруг неожиданно стали трендсеттерами, (как сейчас выражаются, а тогда и слов таких не знали), и оседлали СМИ, а обычные советские люди, неожиданно превратившиеся в «совков» (термина «ватники» еще не было), устыдились своего советского прошлого и старательно принялись его выдавливать из себя по капле.
Все монопольные советские структуры превратились в монопольные антисоветские. Структуры ВЛКСМ и КПСС превратились в бизнес-корпорации, а вчерашние советские писатели, «инженеры человеческих душ», превратились в антисоветских писателей, и, захватив тоталитарные советские творческие союзы, стали гигантскими советскими тиражами издавать антисоветскую литературу.
Советские тиражи антисоветской литературы
Запрещенный ранее «Архипелаг ГУЛАГ» писателя Солженицына заменил обязательную к изучению «Малую землю» и «Целину» писателя Брежнева. Все, считавшееся ранее советским, то есть хорошим, передовым и гуманным, стало считаться советским, то есть кошмарным, тоталитарным и бесчеловечным. Левые (коммунисты) стали называться правыми — ну и так далее. Новым поколениям сейчас уже трудно осознать, насколько тоталитарным был пост-советский антисоветизм. «Архипелаг ГУЛАГ» издавался чуть ли не миллионными тиражами. Сейчас он не запрещен, но и читать его особенно не читают. Тиражи последних нечастых изданий — максимум тысяч по пять. Ну, будем считать, что все уже тогда купили, и в каждой семье он уже стоит на полке, если эта полка все еще существует.
СССР эмигрировал на Брайтон-бич
Самое интересное, что моментальный снимок состояния общества в конце 80-х и начале 90-х вывезли с собой сбежавшие из разрушенного Советского Союза эмигранты и чудесным образом сохранили его в нетленном виде. Они до сих пор побеждают советскую власть, разбираются в тонкостях внутрипартийной борьбы в ВКП(б) и клеймят колхозы.
Этнографы должны бросить все силы на изучение и фиксацию быта, традиций и верований этих (анти)советских людей, не менее достойных изучения, чем русские староверы в Уругвае, пока они не исчезли бесследно, потому что их дети и внуки стали уже обычными американцами, израильтянами или немцами, и просто не понимают, о чем так ожесточенно спорят на кухнях (еще одна из странных советских традиций) их предки.
Знает ли поколение миллениалов (а также Z, Y, индиго и прочие) хоть что-то о Бухарине?
Они до сих пор разоблачают «привилегии советской номенклатуры», дети и внуки которой давно уже прекрасно монетизировали все возможные привилегии так, как и присниться не могло члену Политбюро ЦК КПСС. Кто-то из них канонизирует мудрого и практически святого Бухарина, замученного малограмотным и коварным тираном Сталиным, а кто-то их обоих клеймит кровавыми большевиками, не давшими Керенскому построить новую светлую Россию. Кто-то поет хором: «Возьмемся за руки, друзья!», а кто-то читает Довлатова. Различия непринципиальны, это детали быта, которые должны изучать этнографы.
Кого-то еще волнуют колхозы?
Мы все, оставшиеся тут, пережили этот этап и пошли жить дальше. Нет, и тут, конечно, есть люди, готовые копья ломать по поводу колхозов, но отношение большинства можно, скорее, охарактеризовать цитатой из булгаковской пьесы -
«Матерь Божия, но на колхозы ты не в претензии?.. Ну что особенного? Ну, мужики были порознь, ну, а теперь будут вместе. Какая разница, Господи? Не пропадут они, окаянные!».
Молодой российский историк не потеряет сознание от религиозного ужаса, если кто-то предложит изучить роль Берии в создании советской атомной промышленности или роль Сталина в создании послевоенной архитектуры международного права, известной как ООН.
А они вывезли с собой Советский Союз и продолжают жить в нем, поддерживая в себе героический антисоветский пафос. Это придает экзистенциальный смысл их жизни в чужой окружающей среде, поддерживает их идентичность. Современные технологии позволяют им безошибочно определять своих в социальных сетях и обмениваться паролями: «Архипелаг!...» - «ГУЛАГ!» и цитатами из Солженицына и Жванецкого - сакральных авторитетов, заменивших им Маркса и Ленина.
У нас тут уже давно Россия, а для них тут до сих пор — Советский Союз, и они в нем героические антисоветчики, поучающие нас издали, как надо жить. Их религия, национальность или гражданство не имеют никакого значения, потому что это особый субэтнос огромной исторической общности под названием «советский человек». Это — антисоветские советские люди.
Вымирающий субэтнос
Их все меньше и меньше. Скоро их не останется совсем. Не обижайте их, если вдруг столкнетесь где-то на просторах интернета. Не спорьте с ними о пакте Молотова-Риббентропа или о причастности ЦРУ к изданию «Доктора Живаго», дайте им дожить их героические антисоветские жизни с достоинством, в какой точке мира они бы ни жили. Они вывезли на подошвах ботинок ненавидимый ими Советский Союз, но потеряли Россию. Впрочем, возможно, многим из них Россия и не нужна.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Выездные визы и прочие глупости, погубившие СССР
Если это интересно - ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь! Это поможет роботу Яндекса определить, какие статьи показывать вам в ленте в первую очередь