21 ноября 1956г ПЛ М-200 шла курсом в Палдиски через Суурупский проход. Командир – кап.3 р. Шуманин А.С. На борту находился начштаба бригады кап.2 р. Штыков Ю.П.
Далее события развивались так:
19.45 - на дистанции 40 кбт сигнальщик М-200 обнаружил топовый и красный (левый) ходовые огни встречного корабля. Это был ЭМ «Статный» 76-й бригады ЭМ БФ, идущий на скорости 22 узла. Корабли быстро сближались.
19.53 - ЭМ «Статный» ударил форштевнем в правый борт «малютки» в районе 5 и 6 отсеков. Ударом лодку практически разрезало пополам. М-200 приняла большое количество воды в кормовые отсеки. На ЭМ сыграли тревогу и спустили шлюпку. В момент столкновения на мостике ПЛ находилось восемь человек С воды подняли шесть моряков, в т.ч. командира А. С. Шуманина. Двое сигнальщиков погибли. В затонувшей ПЛ остались 26 подводников.
20.03 - с дифферентом на корму ~ 80 градусов «малютка» затонула на глубине 53 м. Носовая часть находилась на глубине 34 м. 4 отсек заполнился водой - все находившиеся в нём погибли. Во 2 отсеке из АБ вылился электролит - подводники перешли в 1 и 3 отсеки. Как потом показало обследование 3 отсека - они держались около 2-х часов. В живых осталось 6 человек в 1 отсеке: СПК ст.л-т Колпаков В.А., м-н Васильев В.Д., м-с Кузнецов В.И., ст.м-с Ефременков А.А., м-с Скуридин В.И. и ст.м-с Самарин А.Н. Подводники загерметизировали отсек и отдали аварийный буй.
21.05– кораблями ВБФ обнаружен аварийный буй.
21.12 - установлена телефонная связь. Выяснилось: «… Глубиномер показывает 35 м, глубина увеличивается, дышать становится труднее, стоит невыносимый холод».
22 НОЯБРЯ 1956 года
04.00 - спасательные работы возглавил командир 405 ОДАСС кап.1 р Кривко, а с 13.00 – начальник АСС БФ инж.п-к Михайлов. Общее руководство осуществлял вице-адмирал Чероков В.С. Планировалось отбуксировать «малютку» на 10-метровую глубину и там вывести подводников на поверхность.
23.57 - спустили первого водолаза с бота «ВМ-11»
3.00 - состояние подводников ухудшилось
6.00- решено подать воздух в 1 отсек через эпроновскую выгородку
7.00 – у подводников заканчиваются регенеративные патроны
11.30 - подали воздух в 1 отсек. Дышать морякам стало легче
12.00 – подготовка к подъему ПЛ 250-т краном. Одновременно идет подготовка выхода подводников при помощи водолазов. Спасательная операция пошла в привычном для ритме, каждый знал свое место.
14.00 - прибыл командующий БФ адмирал А. Г. Головко. Он связался с 1 отсеком и сказал: «Даю вам честное слово адмирала, что вы будете спасены». Погода ухудшилась и адмирал приказал свернуть работы по подъему лодки и начать вывод подводников из первого отсека. Главной задачей стало спасение жизни моряков.
Из Москвы прибыл Главком ВМФ тогда адмирал С. Г. Горшков. Головко сразу же убыл в Балтийск. Теперь руководство взял на себя Главком ВМФ СССР. Он связался с подводниками и тоже пообещал их спасти:
СПК М-200 ст.л-т Колпаков по телефону: «Товарищ главнокомандующий, мы готовы выходить. Дайте нам только немного воздуха, чтобы легче открыть люк».
Главком отвечает: «Вас понял! Мы сейчас посовещаемся и будем готовить вам выход. Но сами никаких мер самостоятельно не принимайте!»
Главкомовское «Мы сейчас посовещаемся…» длилось36 часов. Но пока исполняли указания Горшкова, решали, согласовывали и утверждали планы, начался шторм и разбросал все корабли и суда: это КР «Жданов», ЭМ «Статный», ТЩ «БТЩ-812», «БТЩ-131», «БТЩ-109», «БТЩ-705», «РТЩ-251», СС «Чугуш», «Владимир Трефолев», «Арбан», «Пулково», «Сигнал», «Гутон», килектор «КИЛ-5», ПЛ «М-214», «С-348», два плавкрана и множество МБ.
18.45 - оборван телефонный кабель АСБ (ав.спас.буй – прим.авт) и воздушные шланги. Оставшиеся в живых подводники были предоставлены сами себе. Когда погода успокоилась спустили водолаза. После простукивания корпуса в районе первого отсека, стало ясно, что живых на борту М-200 нет. Получив доклад о финале спасательной операции, Горшков С.Г. улетел в Москву.
Спустя шесть дней СС «Коммуна» командир кап.2р. Черноус, подняло «малютку» на поверхность. Ночью у стенки Таллиннского порта тела погибших подводников из корпуса М-200 доставали водолазы. Виновными признали командиров ПЛ и ЭМ, нарушивших МППСС, а также командира 157-й отдельной бригады ПЛ. Приговор трибунала: три года общего режима командиру «М-200» капитану 3 ранга Шуманину и командиру ЭМ «Статный» капитану 3 ранга Савчуку. Оба вышли из колонии досрочно.
Причинами катастрофы назвали плохую подготовку «М-200» к выходу в море и нарушение режима плавания в Финском заливе. Вопросы организации спасательной операции по понятным причинам не обсуждались. Моряков похоронили в Палдиски.
Источники: flot.ru, spasenie-na-more.blogspot.com (Кап.1 р Жбанов А.В., нач. АСС ЧФ в 1973-1986 гг), oosif.ru