Найти тему
"Млечный Путь"

М-200 и адмиралы

21 ноября 1956г ПЛ М-200 шла курсом в Палдиски через Суурупский проход. Командир – кап.3 р. Шуманин А.С. На борту находился начштаба бригады кап.2 р. Штыков Ю.П.

Далее события развивались так:

19.45 - на дистанции 40 кбт сигнальщик М-200 обнаружил топовый и красный (левый) ходовые огни встречного корабля. Это был ЭМ «Статный» 76-й бригады ЭМ БФ, идущий на скорости 22 узла. Корабли быстро сближались.

19.53 - ЭМ «Статный» ударил форштевнем в правый борт «малютки» в районе 5 и 6 отсеков. Ударом лодку практически разрезало пополам. М-200 приняла большое количество воды в кормовые отсеки. На ЭМ сыграли тревогу и спустили шлюпку. В момент столкновения на мостике ПЛ находилось восемь человек С воды подняли шесть моряков, в т.ч. командира А. С. Шуманина. Двое сигнальщиков погибли. В затонувшей ПЛ остались 26 подводников.

20.03 - с дифферентом на корму ~ 80 градусов «малютка» затонула на глубине 53 м. Носовая часть находилась на глубине 34 м. 4 отсек заполнился водой - все находившиеся в нём погибли. Во 2 отсеке из АБ вылился электролит - подводники перешли в 1 и 3 отсеки. Как потом показало обследование 3 отсека - они держались около 2-х часов. В живых осталось 6 человек в 1 отсеке: СПК ст.л-т Колпаков В.А., м-н Васильев В.Д., м-с Кузнецов В.И., ст.м-с Ефременков А.А., м-с Скуридин В.И. и ст.м-с Самарин А.Н. Подводники загерметизировали отсек и отдали аварийный буй.

21.05– кораблями ВБФ обнаружен аварийный буй.

21.12 - установлена телефонная связь. Выяснилось: «… Глубиномер показывает 35 м, глубина увеличивается, дышать становится труднее, стоит невыносимый холод».

22 НОЯБРЯ 1956 года

04.00 - спасательные работы возглавил командир 405 ОДАСС кап.1 р Кривко, а с 13.00 – начальник АСС БФ инж.п-к Михайлов. Общее руководство осуществлял вице-адмирал Чероков В.С. Планировалось отбуксировать «малютку» на 10-метровую глубину и там вывести подводников на поверхность.

23.57 - спустили первого водолаза с бота «ВМ-11»

3.00 - состояние подводников ухудшилось

6.00- решено подать воздух в 1 отсек через эпроновскую выгородку

7.00 – у подводников заканчиваются регенеративные патроны

11.30 - подали воздух в 1 отсек. Дышать морякам стало легче

12.00 – подготовка к подъему ПЛ 250-т краном. Одновременно идет подготовка выхода подводников при помощи водолазов. Спасательная операция пошла в привычном для ритме, каждый знал свое место.

14.00 - прибыл командующий БФ адмирал А. Г. Головко. Он связался с 1 отсеком и сказал: «Даю вам честное слово адмирала, что вы будете спасены». Погода ухудшилась и адмирал приказал свернуть работы по подъему лодки и начать вывод подводников из первого отсека. Главной задачей стало спасение жизни моряков.

Адмирал Головко А.Г. Фото из сети
Адмирал Головко А.Г. Фото из сети

Из Москвы прибыл Главком ВМФ тогда адмирал С. Г. Горшков. Головко сразу же убыл в Балтийск. Теперь руководство взял на себя Главком ВМФ СССР. Он связался с подводниками и тоже пообещал их спасти:

СПК М-200 ст.л-т Колпаков по телефону: «Товарищ главнокомандующий, мы готовы выходить. Дайте нам только немного воздуха, чтобы легче открыть люк».

Главком отвечает: «Вас понял! Мы сейчас посовещаемся и будем готовить вам выход. Но сами никаких мер самостоятельно не принимайте!»

Главкомовское «Мы сейчас посовещаемся…» длилось36 часов. Но пока исполняли указания Горшкова, решали, согласовывали и утверждали планы, начался шторм и разбросал все корабли и суда: это КР «Жданов», ЭМ «Статный», ТЩ «БТЩ-812», «БТЩ-131», «БТЩ-109», «БТЩ-705», «РТЩ-251», СС «Чугуш», «Владимир Трефолев», «Арбан», «Пулково», «Сигнал», «Гутон», килектор «КИЛ-5», ПЛ «М-214», «С-348», два плавкрана и множество МБ.

18.45 - оборван телефонный кабель АСБ (ав.спас.буй – прим.авт) и воздушные шланги. Оставшиеся в живых подводники были предоставлены сами себе. Когда погода успокоилась спустили водолаза. После простукивания корпуса в районе первого отсека, стало ясно, что живых на борту М-200 нет. Получив доклад о финале спасательной операции, Горшков С.Г. улетел в Москву.

Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г. Фото из сети
Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г. Фото из сети

Спустя шесть дней СС «Коммуна» командир кап.2р. Черноус, подняло «малютку» на поверхность. Ночью у стенки Таллиннского порта тела погибших подводников из корпуса М-200 доставали водолазы. Виновными признали командиров ПЛ и ЭМ, нарушивших МППСС, а также командира 157-й отдельной бригады ПЛ. Приговор трибунала: три года общего режима командиру «М-200» капитану 3 ранга Шуманину и командиру ЭМ «Статный» капитану 3 ранга Савчуку. Оба вышли из колонии досрочно.

Причинами катастрофы назвали плохую подготовку «М-200» к выходу в море и нарушение режима плавания в Финском заливе. Вопросы организации спасательной операции по понятным причинам не обсуждались. Моряков похоронили в Палдиски.

Источники: flot.ru, spasenie-na-more.blogspot.com (Кап.1 р Жбанов А.В., нач. АСС ЧФ в 1973-1986 гг), oosif.ru