В самый разгар наших первых рабочих месяцев к нам в клуб «Сочи» пришло два парня, с которыми мы раньше были не знакомы. Андрей Китаев и Илья Мамай были выходцами из среды тяжелого и альтернативного металла и только-только вставали на путь промоутеров. В те годы, а речь идёт о середине 2008го, только-только начинали появляться активные и молодые организаторы концертов. Многие сдувались на первом же проекте, не рассчитав свои силы. Кто-то, наоборот, огненно отрабатывал свой дебют, затем, окрылённый первой победой, ставил ва-банк на следующий привоз и прогорал подчистую. Но на фоне этих мыльных пузырей, некоторые молодые промоутеры выглядели очень достойно и абсолютно точно не планировали оставаться в деле на один день. В их планах было завоевание шоу-бизнеса, и именно из таких ребят постепенно формировалось новое поколение бизнесменов. Со своими правилами, привычками, этикой и эстетикой. И общему подходу к ведению дел. Сейчас этот процесс, как мне кажется вошёл в самую активную свою фазу. Но я продолжаю настаивать и призываю помнить, что начиналось по-настоящему все именно тогда.
В общем, Андрей и Илья, начинающие промоутеры, за плечами которых было от силы два-три металлических концерта, пришли в «Сочи» в поисках поддержки их неожиданной затеи. Честно говоря, они сами были крайне не уверены в ее успехе. И я даже не могу сказать, чего им на самом деле от нас было нужно - площадку со сценой не хороших условиях и или моральную поддержку в том, что они идут правильным путём.
А ребята в тот момент придумали привезти в Петербург уличного артиста Dub FX из Австралии, который устраивал в разных столицах мира концерты на площадях и работал в формате битбокс. Не пользуясь никакими инструментами, в одиночку, только при помощи собственного голоса и нескольких примочек, этот голос обрабатывающих, он создавал полноценные полифонические произведения. И если многие битбоксеры предпочитали исполнять таким образом каверы чужих песен, Dub FX сочинял собственные вещи. И звучали они космически.
В те годы феномен появления и продвижения артиста исключительно через интернет, минуя лэйблы, СМИ и прочие привычные структуры, только-только возникал. И никто до конца не понял, как точно это работает. Вернее, каждый раз, когда кто-то брался за раскрутку подобного артиста, он оказывался в положении игрока в лотерею. Вероятность выигрыша была пятьдесят на пятьдесят, а возможно и в гораздо меньшей процентовке.
Однако сотни тысяч просмотров роликов с концертами Dub FX, при этом роликами, которые делал не он, а восхищенные зрители из разных уголков планеты, внушали надежду, что музыкант может собрать и в России большую аудиторию. Надежды были, но, повторюсь, ничего нельзя было знать наверняка.
В общем, ребята крайне переживали. Артист стоил каких-то очень смешных денег, что-то типа 350 евро за выступление плюс дорога для него и его девушки, а также символический райдер. Но начинающие промоутеры не были уверены, что отобьют и эти вложения.
Так как мы обладали тогда одной из самых передовых площадок, которая хорошо собирала публику даже на неочевидные концерты, а также потому что мы не жадничали по мелочам и как правило могли отдать организаторам площадку вообще без арендной платы, ребята решили поработать именно у нас. Более того, мы так впечатлились артистом, что с огромным энтузиазмом включились в рекламу. Я был по-настоящему рад рассказать всем кому возможно о том, какой замечательный концерт случится у нас в клубе "Сочи".
Клуб был рассчитан на четыреста человек, при большом уплотнении, мог вместить пятьсот и даже шестьсот. Когда за неделю до концерта было продано 700 билетов, мы поняли, что нас просто разорвут. В спешном порядке стали думать, что же делать, чтобы концерт могли увидеть все желающие. Но у артиста был всего один день в Петербурге, и возможности срочно организовать дополнительное выступление на следующий день не представлялось возможным. Я вспомнил, что работаю еще на одной площадке, в клубе The Place. И мы придумали сделать там ночное пати сразу после вечернего концерта. Dub FX согласился с радостью, ему было не привыкать пахать по несколько часов подряд. Мы добили ночную вечеринку местными битбоксерами и сложили программу до самого утра.
Стоит ли говорить, что The Place тоже был забит под завязку. Стоит ли также говорить, что планируемый гонорар был отбит многократно.
Для ребят это событие стало воодушевляющим толчком для того ,чтобы дальше заниматься промоутерской деятельностью. Что они и стали честно и энергично исполнять. Работают таким образом они до сих пор. Сначали они создали вместе агентство Booking Machine. Впоследствии Андрей Китаев отошел от этой компании и пустился в самостоятельно плавание, он и в наши дни продолжает промоутерскую деятельность и возит в Россию интеллектуальный металл (есть и такое направление в музыке, невероятно интересное). Илья Мамай остался в Booking Machine и постепенно, шаг за шагом, превратил его в одно из самых влиятельных агентств в стране, работающее с актуальным рэпом, соулом и много чем еще. Сейчас добрая часть событий России на клубной сцене происходит под вывеской этой компании.
Судьба Dub FX в России сложилась классически, как и для многих иностранных артистов в нашей стране. Через год ребята привезли его уже за гораздо больший, но все же вменяемый гонорар, уже на площадку в полторы тысячи человек. Это был Центр Курехина, которым по иронии судьбы я как раз и занимался в тот момент. История повторилась в точности, как и годом ранее. Страх, что не соберет, солд-аут за неделю до события. Только на этот раз продано было не два раза по 700, а что-то около 2500 билетов. Люди буквально стояли друг на друге.
Через год, кажется, были еще одни гастроли на большего размера площадке. А потом какие-то мейджоры, не помню точно кто именно, но компания, давно желающая попсовые стадионные концерты, предложила DUB FX одно выступление, по-моему даже корпоративное, и заплатила за него непомерно и несопоставимо большие деньги. Никто больше ни при каких условиях не смог бы привезти его на этих условиях снова. Просто случилась оказия. Но артиста "испортили", он решил, что теперь в России он стоит столько. И ниже опускаться не хотел либо опускался крайне неохотно. Кажется, больше никто не рисковал с его гастролями, и артиста благополучно подзабыли.
Хотя надежда, что все будет как раньше - полные залы, незарвавшийся симпатичный молодой человек на маленькой клубной сцене перед толпой искренних фанатов - все же остается. Умирает, как говорится, последней.