Это исключительно субъективный список. Этих людей я выбрал по двум причинам. Первая: я являюсь большим поклонником их таланта. Вторая: каждый из них своим творчеством, словами или действиями наглядно показал, что такое жизнь с алкоголем.
Я никоим образом не оправдываю их алкоголизм. Но и не осуждаю. Хочу лишь показать на примере этих людей, что алкоголизм – это не моральное уродство и не свободный выбор. Это – болезнь и беда. Беда, которая легко может повлечь за собой другую беду, и не одну. И от которой абсолютно никто не застрахован.
Эдгар Аллан По (1809-1849, прожил 40 лет).
Основатель детективного жанра. Автор, оказавший огромное влияние на развитие научной фантастики и символического направления в поэзии. Яркий, и зачастую злобный литературный критик. Человек, очень признательно реагировавший на любое проявление доброты, и раздражительно – на критику. Человек, до последней минуты державший за руки свою умирающую жену. Очень трудолюбивый писатель и поэт. Запойный алкоголик.
Два факта свидетельствуют о физиологической природе его алкоголизма.
Первый факт. По лишился биологических родителей, когда ему не было и года. Его и младшую сестру усыновила бездетная семья зажиточного торговца Джона Аллана. А Генри Леонарда, старшего брата, усыновила другая семья из другого города. Генри Леонард, как и Эдгар, стал поэтом и алкоголиком.
Второй факт. По свидетельству знакомых с ним людей, алкоголь никогда не доставлял Эдгару По никакой радости. Это была болезнь. Даже после бокала шампанского он терял контроль над выпитым и над своими действиями. Это приводило его к потере работы, денег, друзей. По это понимал и подолгу, иногда годами, воздерживался от спиртного. Однако каждый срыв происходил по одной и той же схеме: серьёзные проблемы – депрессия – запой.
Другой возможный источник его алкоголизма – отношения с приёмным отцом. Изначально Джон Аллан хорошо относился к Эдгару. По ни в чём не знал отказа в его семье. В 17 лет По на деньги Аллана поступил в университет, и впервые оказался предоставлен сам себе. Там он не смог устоять перед «взрослыми» развлечениями: вино и карты. Огромный карточный долг По его приёмный отец выплачивать отказался. Эдгар был вынужден отчислиться из университета и искать работу. Но, непонятно из каких соображений, Джон Аллан всячески препятствовал его трудоустройству. Они разругались, и Аллан выгнал Эдгара из дому. По писал ему письма, в которых и обвинял его, и предлагал помириться, и просил денег. Письма оставались без ответа. Помирились они только через несколько лет, в день похорон Френсис, приёмной матери Эдгара и жены Аллана. Но ненадолго. В 1830 году Аллан окончательно выгнал Эдгара за его очередной проступок. По это понял. Понял, что больше у него никогда не будет ни родительской любви, ни материальной поддержки. Дальше – всегда только сам. И начались запои, чаще всего связанные с финансовыми трудностями.
Одно из самых мрачных стихотворений Эдгара Аллана По о сути человеческой жизни (очевидно, и его личной тоже) называется «Червь победитель». Здесь его можно прочитать в переводе К. Бальмонта.
...Последние слова великого американского мастера слова были очень простыми: «Господи, помилуй мою грешную душу».
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897, прожил 67 лет).
Саврасов родился в купеческой семье. Отец хотел в будущем передать сыну своё дело, однако у мальчика очень рано проснулся талант к рисованию. Он рисовал всё и везде, на любом клочке бумаги. Да так ловко, что его рисунки влёт раскупались на ближайшем рынке. Вскоре его заметили, и он поступил в художественное училище. К 40 годам он был уже признанным художником, академиком, преподавателем. Высшей точкой его творчества считается картина 1871 года «Грачи прилетели».
Примерно в это время в жизни Саврасова начинается череда потерь. Смерть троих новорождённых детей. Если посмотреть хотя бы две минуты на его картину «Могила на Волге», можно почувствовать, какой силы это был удар. Там лежит один из его младенцев.
Дальше – потеря популярности, исключение из преподавателей. Как следствие – лишение казённой квартиры, нищета, уход жены с детьми (две его дочки выжили). Саврасов начал спиваться. Но продолжал рисовать, хотя его картины перестали быть лиричными и стали носить явный оттенок борьбы добра со злом. Например, на картине «Пейзаж. Село Волынское» фабричный дым практически полностью застилает церковь. Это – картина души пьющего и глубоко страдающего человека. И это шедевр (изображение в начале статьи).
Саврасов начал слепнуть. Он говорил, что часами не мог разглядеть фигуру. Но продолжал рисовать. Иногда – на скорую руку, небрежно, чтобы побыстрее продать рисунок на рынке, как в детстве, и оплатить меблированную комнату и купить какую-никакую еду.
Современники любят пнуть некогда известного, а ныне оступившегося человека. Александр Бенуа говорил о Саврасове как о неудачнике, художнике одной картины (естественно, «Грачей»). Но это в лучшем случае личная точка зрения господина Бенуа. Ученик Саврасова Исаак Левитан так отозвался на смерть учителя: «Начиная только с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей земле… и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества» (цитировано по Википедии).
Великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов скончался в Москве в больнице для нищих.
Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881, прожил 42 года).
На этом портрете изображён человек, поступивший в больницу с белой горячкой. Этому человеку 42 года. Этот человек через 9 дней умрёт.
Внутренний раскол офицера и гениального композитора М. П. Мусоргского, вероятно, был связан с его происхождением. С одной стороны, он потомок княжеского рода Рюриковичей. С другой – в его жилах текла крестьянская кровь: его бабушка была крепостной. Может быть, поэтому он всю жизнь был одинок. И точно поэтому основным героем всех его произведений был народ.
Но мотивы народных песен и плясок не были приняты в классической музыке. Чаще всего в постановках его произведений ему отказывали – цензура или руководство театров. При его жизни на сцене Мариинского театра была поставлена только опера «Борис Годунов», и то после переделки оперы и требования ведущих артистов театра.
Модест Петрович был очень тонко чувствующим человеком, и тяжелее всего переживал неприятие его музыки своими друзьями, членами его родной «Могучей кучки» М. Балакиревым и Н. Римским-Корсаковым. Мусоргский пил, и алкоголь подтачивал его здоровье. Из-за проблем со здоровьем его уволили с государственной службы, куда он устроился, чтобы заработать хоть каких-то денег. Тяжелейшим ударом для него оказалось требование съехать с квартиры за неуплату. Под конец жизни великий русский композитор скитался по друзьям, нищенствовал и пил.
Сегодня Модест Петрович Мусоргский считается композитором, опередившим своё время. Он входит в тройку самых исполняемых русских композиторов на сценах европейских театров.
Среди его произведений есть вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи А. Голенищева-Кутузова. Послушайте одну из четырёх – «Трепак» - о смерти простого русского пьяного мужичка.
Эми Уайнхаус (1983 – 2011, прожила 27 лет).
Предпосылки для гениальности были. Эми обладала очень красивым, самым низким женским голосом – контральто. Росла в музыкальной семье. Пела с самого детства, и пела всё: и рок, и джаз. Начинала с песен Фрэнка Синатры, которые пела вместе с отцом. Как она сама признавалась, училась петь у всех.
В 2000-х годах Эми признана лучшей британской певицей. В 2008 году завоевала сразу пять статуэток «Грэмми» - высшей музыкальной награды.
Предпосылки для алкоголизма и наркомании… а какие? Родители развелись, когда ей было 9 лет – ну и что? Тем более, что оба родителя продолжали с ней общаться. Выгнали в 14 лет из школы за плохое поведение и проколотый нос – ну и что? Подростки ещё не то вытворяют.
Да, она была непредсказуемой. Она легко могла появиться пьяной на съёмках телепередачи или собственном концерте. Могла дать в нос фанату, если он ей не понравился. При этом тратила огромные деньги на помощь нуждающимся.
Какой-то свет на этот вопрос проливает не её биография, а её творчество. Тексты её песен очень личные. Эми пела о своём бывшем парне, или о своём лечении в наркологической клинике. О том, какая она есть. Пела честно и без прикрас. Она говорила, что склонность к саморазрушению - ресурс её творчества.
В песне «Уou Know I’m No Good» - «Ты же знаешь, я плохая» есть такие слова:
«Сама себе вру,
А теперь – с тобой.
Со мной одни проблемы,
Всегда была плохой»
(перевод Марии Са).
Послушайте эту песню, она очень красивая.
23 июля 2011 года Эми Уайнхаус умерла от сердечного приступа. В крови была обнаружена пятикратно смертельная доза алкоголя.
В 2016 году её отец, с которым она в детстве пела песни Фрэнка Синатры, основал «Дом Эми», в котором женщинам помогают освободиться от алкогольной и наркотической зависимости.
Михаил Олегович Ефремов.
Обращение Михаила Ефремова после ДТП.
По поводу Ефремова скажу только, что главное в нём – вот это обращение и его талант. Всё остальное забудется. Точно так же, как сейчас мы помним только то, что Э. А. По – великий писатель, А. К. Саврасов – великий художник, М. П. Мусоргский – великий композитор, а Э. Уайнхаус – легендарная певица.
Не бывает абсолютно хороших или абсолютно плохих людей. Да, бывают у человека качества, которые терпеть невыносимо. Даже ему самому. С таким человеком можно расстаться, можно держаться от него подальше. О себе тоже надо заботиться. Но осуждать не надо. Осуждение чужого алкоголизма есть прямая заинтересованность алкогольной темой. В каждом человеке живёт образ и подобие Божие. Даже в том, кто ночует на горячих трубах в районе трёх вокзалов.
Если вы согласны со мной, подписывайтесь на мой канал. Если нет - спорьте. Я не против.