Мы с женой прошлись вверх и вниз по сотням ступеней грандиозного архитектурного сооружения – Большого Каскада в столице Армении. Побывали в Парке Влюблённых. Настало время отправиться в самое, пожалуй, известное мировому сообществу место в Ереване – на Ереванский коньячный завод.
На экскурсию по заводу «Арарат» с улицы не попадешь, надо загодя бронировать место в группе.
Здесь до нас, оказывается, много великих «земляков» побывало.
Есть бочка Ельцина. То есть, коньячные спирты залили в именную бочку в день посещения завода первым президентом России. Этот напиток теперь будет выдерживаться, пока «хозяин» бочки или его наследники не возжелают «своё» забрать.
Есть бочка Путина…
Много интересного и нового узнали мы о коньяке.
Например, годы выдержки – 10, 12, 15 лет – тому или иному напитку дает основной спирт, именно столько лет и выдержанный, а для создания «букета» добавляют в него понемногу и в разной пропорции другие спирты, в том числе и большей выдержки.
Чем дороже и выдержанней коньяк, тем круче добавки. В 20-летнем, скажем, будет частичка 90-летнего!
Реальная история знаменитого завода и красивые легенды. Впечатляющие своим объемом многоэтажные хранилища.
И удивительные рассказы о «чувствительности» коньячных спиртов ко всему ненатуральному. Кондиционеры, скажем, здесь недопустимы. Поэтому для выравнивания температуры тяжеленые деревянные бочки с коньяком приходится время от времени вручную перекатывать с одного этажа хранилища на другой.
Для изготовления бочек используется дуб особого вида, и заливается в новые изделия сначала дешевый сорт коньяка. Для «солидных» же коньяков используются только подержанные дубовые ёмкости!
Страшная расточительность: перед заливкой спиртов на хранение бочка споласкивается готовым коньяком!
И еще о потерях при производстве драгоценного напитка.
Дуб, при всей своей крепости, материал пористый, и через стенки бочки часть спиртов в процессе выдержки испаряется. Доля испарившегося спирта может составлять полпроцента от объема бочки в год и выше. Всё зависит от температуры в хранилище, влажности воздуха и других параметров.
Так как испарившийся спирт улетает на небеса, мастера купажа называют это явление «долей ангелов».
Вопрос: «а как отличить настоящий «пятизвездочный» коньяк от контрафактного?» прозвучал бы здесь глупо. О коньяке выдержкой ниже семи лет экскурсовод ни разу не упомянула.
На дегустации я выбрал себе пакет из трех коньяков – 10, 20-летней выдержки и знаменитый коллекционный «Двин».
Порции небольшие – не напьешься. А вот распробовать – когда у тебя есть время, а из закуски только вода и маленькие «пуговки» шоколада – распробуешь!
И знаете, скажу я вам, разница между «возрастами» коньяка заметна!
Экскурсия была познавательная, рассказы гида интересны. Жаль только, завод и бренд «Коньяк «Арарат» уже не принадлежат Армении. В лихие и тяжкие для экономики страны девяностые годы прошлого века завод был продан французам за жалких 30 серебренников…
За тридцать миллионов долларов, если серьёзно. Но и эта сумма по нынешним временам невелика – за такой бренд!
После экскурсии и дегустации – главная феерия: бери и неси, сколько сможешь! Не бесплатно, конечно.
Господи, какие громадные «поленницы» из коробок с дорогущими коньяками сложили перед собой на прилавок некоторые «гости»! Очередь из жаждущих растянулась аж за входные турникеты.
Мы, как это бывает часто, и в этом путешествии без багажа, с одними рюкзачками, нас со спиртным в самолет не пустят. Поэтому, пока жена выстаивала длинную очередь с одной скромной бутылкой 10-летнего в руках (на всякий случай, ведь ещё путешествие по всей Армении впереди!), я пытался понять, кто эти «оптовые» покупатели?
Местные? Нет, доступ к заводскому магазину всегда открыт, чтобы «затариться», не обязательно быть в составе экскурсионной группы.
Зарубежные туристы? И куда этот склад? Сдать в багаж самолета? И как долетят бутылки? Не побившись?
Решил, что без потерь увезти с собой такой «боезапас» могут только автотуристы. В основном, конечно, российские.
Тем временем и наша очередь подошла…
Коньяк, кстати, мы приобрели не простой: называется «Армения», выдержан 10 лет в бочках, потом в него добавлены 12 и 15-летние спирты, и в таком «букете» он настаивался еще три года. По правилам коньячного производства, тем не менее, в этом случае на этикетке пишется – «10 лет».
Партия у «Армении» ограниченная, на экспорт не пошел, купить, стало быть, его можно только здесь, в одноименной Армении.
Расстроенный, я сказал нашей девушке-экскурсоводу с певучим именем Люсинэ: жаль, мол, что мы не сможем привезти домой, в Россию, эксклюзивный коньяк. Она отвела меня в сторонку, видимо, чтобы толпу жаждущих с толку не сбивать, и на ушко шепнула: часть партии отправлена в дьюти-фри Ереванского аэропорта, там и купите.
Что мы в день отлёта и сделали, кстати. Спасибо за подсказку, Люсинэ!
Наслушавшись на коньячном заводе баек на спиртную тему, я теперь при случае могу знаниями этими блеснуть. Например, знаете ли вы, друзья, почему мы «чокаемся» рюмками, отмечая удачную сделку, круглую дату и другие соответствующие случаю события?
По версии армянских любителей крепких напитков, таким образом мы стряхиваем с краев рюмок сидящих на них чёртиков, и не позволяем им напоить себя до этого самого состояния…
Засим прощаюсь, спасибо за прочтение!
Ставьте лайк, если рассказ понравился,
пишите в комментариях
Ранее на канале:
10 дней в Армении. Путешествие по мирной стране
Путешествуя по Армении, удивился тому, насколько армяне открыты и улыбчивы