Найти в Дзене
История для всех

Поэзия Горация

Цель данной работы – ознакомиться с основными вехами жизненного пути древнеримского поэта Квинта Горация Флакка; проанализировать его произведения и дать краткое представление об их темах и жанровых особенностях; оценить влияние Горация на дальнейшее развитие римской и мировой литературы.

Скульптура поэта
Скульптура поэта

Биография Поэта

Квинт Гораций Флакк (8 декабря 65 г. до н.э. – 27 ноября 8 г. до н.э.) родился в городе Венузии, на границе Апулии и Лукании. Он происходил из семьи вольноотпущенника. Отец поэта был отпущен на волю, получил права римского гражданина и имя своего господина. Отец не жалел ни сил, ни времени, ни денег для образования сына. Он повез его в Рим к известному педагогу Орбилию, у которого учились дети всадников и сенаторов.

После того, как Гораций окончил школу Орбилия, отец отправил сына в Афины для дальнейшего изучения наук. Будучи студентом, Гораций начал писать стихи на греческом языке, но скоро бросил это занятие. «Желание умножить число греческих поэтов так же нелепо, как идея таскать дрова в лес», — писал он.

Гражданская война в Риме стала переломным моментом в жизни писателя. Ему было 20, когда она началась.

Когда в Афинах появился Брут, народ встретил его с восторгом, как освободителя, который избавил Рим от тирании и вернул долгожданную свободу. Брут заметил в толпе будущего поэта и близко сошелся с ним. Гораций со всем пылом юности увлекся идеями возрождения Республики и добровольно вступил в войско Брута.

Гражданская война в Риме закончилась установлением монархического режима. После многолетней жестокой, кровопролитной борьбы между различными сословиями, партиями и претендентами на диктаторские полномочия властелином всей огромной римской державы стал Октавиан. Поражение при Филиппах (42 г. до Р. X.), потеря отцовского имения и бедность сделали Горация поэтом, как он утверждает с сатирической самоиронией· В Риме ждали его те же лишения и невзгоды, с которыми он свыкся в годы скитаний. Гораций стал работать писцом за ничтожное вознаграждение.

Гораций после возвращения в Рим пишет:

«Не оторвали от мест меня милых годины лихие:

К брани хотя и негодны, гражданской войною и смутой

Был вовлечен я в борьбу непосильную с Августа дланью.

Вскоре от службы военной свободу мне дали Филиппы:

Крылья подрезаны, дух приуныл; ни отцовского дома

Нет, ни земли – вот тогда, побуждаемый бедностью дерзкой

Начал стихи я писать…»

Гораций встречается с известными благодетелями литераторов, в том числе с Азинием Поллинонм и М. Валерием Мессалой. Обратив внимание на его стихи, Вергилий и Варий в 38 г. рекомендуют его Меценату, который принимает его в свой кружок и дарит ему – вероятно, вслед за выходом первой книги сатир, т.е. после 35 г. до н.э. – сабинское имение.

Постепенно Гораций превратился в профессионального поэта. Его стихи начали распространяться в Риме, они переписывались и переходили из рук в руки. Новый талант быстро приобрел популярность.

Поэт Гораций читает свои стихи в доме любителя и покровителя искусств Мецената в присутствии увенчанного лаврами поэта Вергилия
Поэт Гораций читает свои стихи в доме любителя и покровителя искусств Мецената в присутствии увенчанного лаврами поэта Вергилия

После даров Мецената Гораций мог всецело отдаться поэзии. В первые годы своего творчества Гораций почти не упоминал об Октавиане. Когда Меценат предложил Горацию прославить победу Августа при Акциуме, поэт ответил: «Я не чувствую призвания быть Гомером ваших подвигов!» Он продолжал встречаться со своими товарищами по лагерю Брута. Но постепенно Гораций все реже высказывал симпатии к своим бывшим единомышленникам и все чаще одобрял реформы Октавиана. Почему так случилось?

Спустя шесть или семь лет после знакомства с Горацием Меценат представил его императору. На первых порах Горация могла обмануть демагогическая политика Октавиана. Ему было приятно слышать, что его покровитель возрождает республиканские свободы. Потом он понял, что все это были лишь красивые фразы, но было поздно: не было в Риме ни свободы, ни открытой политической борьбы, не было ни малейшей возможности бороться или критиковать новый монархический строй.

Гораций понял, что восстановление Республики невозможно, что во время гражданской войны спор шел лишь о том, кто будет управлять Римом. Жизнь привела Горация от бури и натиска республиканства к покою и разочарованию. Только если отнестись серьезно к его юношескому воодушевлению и ревности, можно оценить, как тяжело даётся старческое хладнокровие.

Император предпринимал неоднократные попытки привлечь Горация ко двору. В одном из писем к Меценату он писал: «До сих пор я сам мог писать своим друзьям; но так как теперь я очень занят, а здоровье мое некрепко, то я хочу отнять у тебя нашего Горация. Поэтому пусть он перейдет от стола твоих параситов к нашему царскому столу и пусть поможет нам в сочинении писем». Однако поэт отказывался.

Октавиан не перестал после этого проявлять дружеских чувств к Горацию. «Хотя ты, гордец, относишься к нашей дружбе с презрением, мы со своей стороны не отплатим тебе надменностью»; «Располагай в моем доме всеми правами, как если бы это был твой дом: это будет не случайно, а только справедливо, потому что я хотел, чтобы между нами были именно такие отношения, если бы это допустило твое здоровье».

После череды дипломатичных отказов Императору Гораций всё же стал его придворным поэтом.

Скульптура Октавиана Августа
Скульптура Октавиана Августа

Гораций начал одобрять деяния Октавиана. Он вел такую же светскую жизнь, как и его покровители, путешествовал вместе с ними. Он блистал остроумием при дворе Октавиана, читал свои стихи, гуляя по знаменитым садам Мецената. Он пировал вместе с ними, развлекался в театре и цирке, вел беседы на философские и литературные темы. После окончания гражданской войны Гораций, как и многие, наслаждался всеми радостями мирной жизни. Он верил, что наступил наконец золотой век, и с надеждой смотрел на грядущее Рима.

Но вместе с тем в нем не умер еще прежний Гораций. Сын бедного вольноотпущенника, ученик сурового Орбилия, сторонник Республики и друг Брута, Гораций не мог не видеть отрицательных сторон единовластия. Он знал, сколько творится жестоких и несправедливых дел.

И тогда он бежал из Рима в деревню, месяцами не возвращался в столицу, ссылаясь на болезни, искал утешений в красотах деревенской природы, старался забыться, предаваясь философским и литературным занятиям. Гораций стал исповедовать и проповедовать новую философию, сущность которой заключалась в том, что поэт вообще не должен заниматься политикой.

С годами Гораций все реже покидал свою сабинскую виллу и все неохотнее появлялся в столице мира. Меценат неоднократно упрекал его в этом и просил чаще навещать его в Риме. Поэт обычно ссылался на плохое здоровье. Иногда Меценат бывал слишком нетерпелив и требовал возвращения Горация в Рим. Поэт не всегда сдерживал свою досаду и раздражение. Так, в одном из посланий к Меценату Гораций пишет, что он хотел бы всю зиму провести в деревне, и тут же приводит басню про хорька и полевую мышь: «Полевая мышь как-то раз забралась в хлебный амбар через узкую щель. Она там отъелась, разжирела и безуспешно пыталась выбраться из амбара. — Если хочешь пролезть обратно,— сказал ей издали хорек,—то ты должна похудеть и выползти через щель такой же тощей, какой ты вползла». Гораций далее пишет, что если смысл этой басни относится к нему, то он готов отказаться от всех даров Мецената, если они лишают его покоя и свободы.

Меценат прощал поэту подобные вольности. Они любили друг друга. Их связывала многолетняя глубокая дружба.

Бюст Кая Цильния Мецената
Бюст Кая Цильния Мецената

Гораций отвечал своему покровителю теми же чувствами. В одной из своих од поэт называет Мецената половиной своей души, говорит, что ему эта дружба дает радость и опору в жизни, и уверяет Мецената, что даже смерть не может их разлучить

По странной случайности клятва поэта исполнилась: в 8 г. до н. э. умер в Риме Каи Цильний Меценат, и через два месяца после этого в возрасте 57 лет скончался его друг Квинт Гораций Флакк. Прах поэта был погребен на Эсквилинском холме, рядом с могилой Мецената.

В один и тот же день со мною ты умрешь!

Недаром я клялся в душе нелицемерной:

Иду, иду с тобой, куда ни поведешь,

Последнего пути твой сотоварищ верный!

Творчество поэта

«Сэкулюм Августум» — век Августа — был золотым веком римской поэзии. Одним из выразителей и идеологов новой эпохи суждено было стать Квинту Горацию Флакку.

Как и Вергилий, Гораций восторженно приветствовал новую эпоху, принесшую его согражданам мир, стабильность и надежды на возрождение «старых добрых нравов» и былого могущества государства. Обретя дружбу и покровительство богатого и влиятельного Мецената, поэт с радостью откликался на победы Августа, прославлял новые законы, восхвалял официально возрождавшуюся старую римскую мораль.

Гораций начал свой путь с «Сатир» и «Эподов», где рисует широкую картину общественных пороков, но не обобщая, ограничиваясь язвительными нападками на отдельных неприятных ему людей и не задевая особ могущественных и высокопоставленных. Поэт здесь — не грозный судья, он смеется над людскими недостатками и, не мысля их исправить, призывает всех быть строже к себе самим и не впадать в пороки. Стихи исполнены философских размышлений в эпикурейском духе о необходимости нравственного самовоспитания, и этим, а также тщательной отделкой формы «Сатиры» молодого Горация отличаются от написанных столетием раньше «Сатур» Гая Луцилия.

Гораций часто предается философским раздумьям. Большое место в его стихах занимает тема судьбы и смерти, но ему чужды мрачные пессимистические настроения. Говоря о смерти, поэт всегда прославляет радость земного существования. Время неумолимо движется вперед. Один день сменяется другим. Новый год приходит на смену старому. За каждым столетием идет новый век. Ничто не может остановить быстротекущей жизни. Цветок расцветает и умирает. Дерево рождается, растет, а затем гибнет. Умирают и разрушаются города и целые государства.

Гораций, разочаровавшись в идеалах своей юности, в дальнейшем не принимал участия в политической жизни. В стихах он старался избегать злободневных общественных вопросов. Тем не менее тема гражданской войны была одной из центральных в его творчестве. Страшные картины гражданской войны, которая много лет раздирала на части его родину, всегда стояли перед глазами Горация: неисчислимые бедствия принесла междоусобная война. Поля залиты кровью. Народ страдает, терпит лишения. Царят произвол и страх. Гибнут лучшие граждане. Брат убивает брата. Матери лишаются своих сыновей, жены – своих муже.

Гораций не может относиться равнодушно к судьбе своей несчастной родины. Рим, истерзанный гражданскими войнами, наполняет сердце поэта печалью. С болью и гневом поэт призывает остановить кровопролитие.

«Куда, куда вы валите, преступники,

Мечи в безумье выхватив?

Неужли мало и полей, и волн морских Залито кровью римскою?

Ни львы, ни волки так нигде не злобствуют, Враждуя лишь с другим зверьем!

Ослепли ль вы? Влечет ли вас неистовство? Иль чей-то грех? Ответствуйте!»

Вершина творчества поэта — 4 книги «Од». Подобно тому как «Энеида» Вергилия заняла в сознании образованного римлянина место рядом с эпопеями Гомера, «Оды» Горация были законным наследником древней греческой лирики. Поэт поставил перед собой нелегкую задачу: сравняться с Алкеем и Сапфо, не уступить Пиндару и Анакреонту. Здесь господствуют темы, разрабатывавшиеся эллинистическими поэтами в элегиях и эпиграммах: любовь, дружеские пиры, прелести уединенной жизни, победа разума над смертью и одновременно — успехи римского оружия, величие древних религиозных культов, бессмертие самой поэзии.

Две темы переплетаются в творчестве Горация: тема смерти и тема искусства. Человеческая жизнь коротка. Искусство бессмертно. Всякий должен стремиться взять у жизни столько радостей, сколько позволит судьба. Самые высокие радости дает творческий труд. Поэт счастливее своих современников: он умрет, но поэзия его будет жить вечно. Этот мотив звучит в стихотворениях Горация, завершающих отдельные этапы его творчества.

Влияние Горация на позднейшие эпохи

Гораций обретает подражателя уже в лице Овидия. Римских лириков как таковых после Горация больше нет. Гораций становится – как он и опасался – школьным автором. Гораций в эподах и одах воплотил многие аспекты лиричности. Каждое поколение, каждый читатель открыл у него нечто новое у себя. Было бы вопиющим обвинением свести лирику Горация к одному понятию.

Что значит Гораций для Европы? Наряду с Аристотелем он оказывает влияние на теорию и практику драмы, наряду с Ювеналом накладывает свой отпечаток на сатиру, наряду с Сенекой оставляет золотые слова моралистам. Однако прежде всего он стал крестным отцом новоязычной высокой лирики, эстетически задав тон стихотворцам, принудив их к предельной концентрации и одновременно сообщив высочайшее мнение об их деле. Поэтическом призванию и поэтическим задачам обучаются у Горация, чья внутренняя самостоятельность освобождающе воздействует величайшие умы.

Тема памятника традиционна в античной лирике, как тема гонимого бурей корабля или брошенного щита. Стихотворение Горация, отличающееся исключительной красотой и звучностью, стало одним из самых знаменитых в мировой литературе. После Горация многие поэты использовали эту тему, чтобы выразить отношение к своему творчеству. Знаменитая ода Горация привлекла внимание и русских поэтов.

В России первым перевел 30-ю оду Горация М. В. Ломоносов. Он создал довольно точный перевод, но подчеркнул то, что его особенно волновало: Гораций, сын раба, стал первым поэтом в Риме. Ломоносов, сын простого рыбака, отметил сходство в биографиях: ему тоже «беззнатный род» не помешал стать первым поэтом России. Свои «Памятники» были у Державина, Пушкина, Брюсова, Ходасевича и Маяковского.

«Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, пи едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом, Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе;

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи Эольски,

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, Муза, И увенчай главу Дельфийским лавром!»

Заключение

Таким образом, нам удалось узнать, что древнеримский поэт Гораций обладал удивительной судьбой. На жизненном пути ему встретились такие великие люди как Октавиан Август, Брут, Кассий, Меценат, Орбилий и пр. Мы смогли прикоснуться к нетленным произведениям античного автора, изучить их темы и жанровые особенности. Мы также увидели степень влияния Горация на развитие римской и мировой литературы.

Источники:

Суздальский Ю.П. – На семи холмах. Очерки культуры древнего Рима. Москва 1965 год.

2. Источник – Куманецкий К. – История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. — М.: Высш шк., 1990. — 351 с.

3. Источник - Альбрехт Михаэль фон – История римской литературы / Пер. А. И. Любжина — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2002. — Т. 2. -704 с.