Около десяти лет назад я начал достаточно много ездить по малым и большим городам России. Как сейчас помню одну из первых дальних поездок из Калуги в Псков. Ехали тогда с друзьями на нескольких машинах по трассе М9, и после Зубцова федеральная трасса представляла из себя жалкого вида направление.
И подобным образом выглядели много трасс. Например, Киевская трасса в Калужской области от 176 километра дальше на юг. Еще лет пять назад дорога из Москвы в Киров через Костромскую область выглядела едва ли лучше, и приходилось, не жалея подвески, буквально низко лететь, поскольку иначе нужно было снижать скорость до сорока километров час и добираться гораздо дольше запланированного. И обязательной частью планировки любого маршрута было изучение состояния дорог, даже если планировалось ехать по федеральным трассам, особенно если приходилось проезжать Тульскую, Тверскую, Костромскую и Ярославскую области, ведь лучше иной раз было проехать больше километров, но по дороге, где еще оставался ровный асфальт.
Однако, года три назад я вдруг осознал, что с какого-то момента времени я перестал уделять внимание изучению состояния дорог, я просто начал «забивать» в навигатор маршрут и отправляться в путь. И даже те направления, которые раньше вызывали боль, превратились во вполне комфортные дороги. Например, та же М9 теперь вся практически идеальна.
Конечно, исключения остались, и они, уверен, всегда будут в огромной стране. Например, в той же Тверской и Новгородской области есть богом забытые края, между поселками Холм и Плоскошь шестьдесят километров песчаного грейдера, брошенные и поросшие борщевиком деревни и никакой связи.
Растут не только темпы ремонта дорог, но в последние годы строятся и новые трассы. Разные окружные дороги, новые — подчёркиваю: новые — платные автобаны и да и просто новые дороги.
В сентябре я ездил в дальний край республики Коми, в село Хабариха. Часть пути проходила по дороге Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар. Эта дорога в тяжелейших условиях строится уже около десяти последних лет, и сейчас для ее завершения необходимо построить около двухсот километров по самым трудным тундровым зонам в Ненецком округе. В Коми же за исключением нескольких километров, где дорога еще строится, по крайней мере до посёлка Ираель она представляет собой идеального качества двухполосную дорогу. И когда на скорости под сотню по идеальной дороге проносишься мимо таёжных болот, вспоминая как раньше приходилось прыгать по ямам грунтовой дороги, возникает если не гордость за страну, то радость за перемены точно.
Конечно, можно возразить, что для нашей огромной страны это капля в море, а уж по сравнению с какими-нибудь китайцами и вовсе ничего не строим. Да, безусловно, есть куда расти. Но критикуя, нельзя не отмечать те положительные перемены, что сейчас происходят.
А что вы думаете по поводу изменения в состоянии дорог за последние десять лет?