Танец с древности был неотъемлемым атрибутом ритуалов, древних целительных практик и общинной жизни. В первобытном обществе он выполнял ряд важных социально-психологических функций:
* Сакральная (ритуальная) — танец как первичный символический язык человечества и естественный способ установления связи со священным.
* Коммуникативная — танец как способ для передачи знаний и кодификации общения между полами и первичными группами.
* Идентификационная — танец как способ сопричастности и признак принадлежности своему племени, без которого невозможно выживание.
* Экспрессивная— танец как игра и первое свободное самовыражение.
* Катарсическая (рекреационная) — танец как разрядка и способ снятия эмоционального и физического напряжения.
Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии как отдельного направления психотерапии.
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз. Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец.
Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.
В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет . Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, не разговаривающими и психотическими больными.
Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танце-терапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М. Чейз получила национальное признание.
В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов:
1. Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
3. Триада мысли-чувства-поведение — единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии
Цели танцевально-двигательной терапии:
- Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
- Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
- Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
- Интеграция внутреннего опыта — установления связи между чувствами, мыслями и движением.
- Создание глубокого группового опыта.
Танец является очень распространенным способом выражения эмоций человека, попыткой людей прийти к гармоничным отношениям с природой и друг с другом. Танец выполняет важные психологические задачи и является неотъемлемой частью повседневного быта людей. Сегодня танцами так или иначе занимаются практически все люди: кто-то как любитель, кто-то как профессионал.
Автор: Дубровина Ольга. Выдержка из работы "ТЕОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТАНЦА"
#психология феминного #телесная психотерапия #танцевально-двигательная терапия #танец #психология #психология женщин #психология жизни
Если материал вам интересен, поставьте лайк и подпишитесь на канал - это позволит алгоритмам Яндекс.Дзен показывать вам чаще наши публикации.
Читайте также на нашем канале статью:
- Танец, ритм и единство людей, способны исцелить любую боль и вернуть к жизни