Вначале был COVID. Он уничтожил прежние корпоративные стандарты «белых воротничков» и «офисного планктона», обнажив бесформенную пустоту их рабочих будней. Все их ритуалы ушли в небытие. Им на смену пришли новые правила – как работать в ZOOM, как контролировать удаленно работающего сотрудника, как начислять ему зарплату и т.д. Но эти правила еще не превратились в традицию и больше напоминают некое блуждание в темноте.
На этом фоне активно формируется новое «корпоративное духовенство», которое претендует на то, чтобы задать цель и упорядочить это хаотичное движение. У них есть разные имена: консультанты по ритуалам, священные дизайнеры, душевные рекламщики. Они имеют свои ученые богословские степени. Они активно заимствуют духовные и даже религиозные традиции прошлого, чтобы вдохнуть новую жизнь в корпоративную культуру. Попытаюсь объяснить, что это такое.
Не так давно появилось особая профессия-призвание, связанное с офисной жизнью, - «духовный консультант», назовем его так (заодно вспомним Булгакова с его «иностранным консультантом»). Люди, избравшие для себя этот путь, предлагают своим клиентам ряд услуг – от обучения сотрудников до формирования корпоративного дизайна. Их цель – «одухотворить» бездушный капитализм, побудить сотрудников задуматься о ценности своей работы, ее полезности для общества, своей добросовестности, социальной справедливости; сделать из равнодушного исполнителя совестливого и искреннего почитателясвоей фирмы и своего труда. Пока еще эта профессия не обособилась от остальных, не обрела свои четкие признаки, поэтому чаще всего она сегодня скрывается под личиной услуг рекламных и маркетинговых агентств.
Еще до пандемии эти «духовные консультанты» активно помогали компаниям в дизайне и ребрендинге, улучшая и делая более привлекательным имидж организаций и их продуктов, консультировали по организации рабочего пространства, управлению рабочими процессами. Изоляция и удаленная работа, связанные с коронавирусом, открыли для них новые небывалые возможности. Работодатели обнаружили, что их сотрудники разобщены, их ничто не связывает, и это вызвало сильную обеспокоенность. Что станет с корпоративной культурой, со взаимовыручкой и командным духом? И они стали обращаться за помощью к «духовным консультантам».
Эти новоявленные специалисты предлагают в качестве решения проблемы наполнить особым смыслом привычные рутинные процессы и процедуры. Например, устроить «похороны» проекта (в случае его неудачи) или же «день рождения» новой блестящей идеи. Как превратить получение обычного электронного письма или прием нового сотрудника в особый ритуал по типу христианских «причастия» и «крещения»? Но одни лишь ритуалы без религии не сработают. Надо создать для людей новый объект поклонения, в который они будут верить и которому будут беззаветно служить. Работа – ваше все, смысл и содержание вашей жизни. Работа 24 часа. Работа – главное или единственное средство самореализации. Круг вашего общения – работа. Весь ритм вашей жизни построен вокруг работы. Вам хочется работать после работы. Счастье – это успешно выполненная работа. Работа… работа… работа…
Стереть грань между рутиной и ритуалом очень легко. Что такое, скажем, привычка принимать душ перед сном? Точно так же можно приучить всех работников делать дыхательные упражнения перед началом рабочего дня или нюхать розу по его окончании. Эти ритуалы помогут затуманенному сознанию понять, что рабочий день начался/закончился. Существует и такой способ объединить людей во время конференции по Zoom: заставить каждого принести из кухни какую-либо специю, например, корицу, и нюхать ее в течение 1 минуты. Можно организовать минуту молчания перед началом общей работы. Есть вариант зажечь всем свечу перед своим компьютером или взять каждому тот предмет, который будет общим для всех (для этого он должен иметься в каждом доме). Это способы объединить людей, сформировать у них нужный настрой, своего рода, корпоративное заклинание.
Бог для нашего общества умер, религиозные институты не работают, посещаемость церквей упала до беспрецедентно низкого уровня, но потребность у людей в духовности осталась. Они по-прежнему ищут высокого смысла в своей жизни и деятельности, установления тесных личных связей с единомышленниками, разделяющими те же самые ценности. Люди приходят в офис и на любую другую работу с осознанием своих многочисленных недостатков и под бременем нескончаемых проблем. Офис может дать им передышку, забытье, уход от реальности, сублимацию, избавление от одиночества, смысл существования. Только для этого надо говорить с человеком на языке церкви и веры, в их новом понимании.
Если компании будут хотя бы стремиться выслушать людей, понять их жизненные обстоятельства, предлагать им психологическую разгрузку (=исповедь), то они получат от этого невообразимые выгоды. Лояльность сотрудников, готовых жить работой и отдающих ей все свои силы и время – это ли не мечта любого работодателя?
Разобщение людей в результате самоизоляции и удаленной работы привела к изменению представлений о духовности. Мы стали понимать ее не как нечто общее для определенной группы людей, а как что-то созданное специально для нашего личного потребления. Мы выбираем из разных форм духовности то, что нравится лично нам – немножко буддизма здесь, чуть-чуть йоги там, капельку каббалы сюда. Это усложняет задачу объединения сотрудников одной фирмы корпоративным духом.
Вот какой метод использует один из подобных «духовных консультантов». Он собрал воедино многочисленные практики различных религиозных течений и классифицировал их по принципу эмоциональных состояний человека: какие из них уместны для счастливого человека, какие применимы к раздраженному и т.д. По его собственному признанию, он внезапно понял, какое мощное оружие находится в его руках.
Возникающие сложности
Создание новой религии на рабочем месте сталкивается с рядом проблем, препятствующих ее успешному распространению.
· В некоторых вопросах весьма непросто сочетать правила менеджмента и духовности. Например, как может человек открыться для глубокого внутреннего единения с тем, кто может завтра его уволить? Непростая дилемма.
· Вопрос оплаты за предоставляемые услуги. Если все мы братья по вере, воодушевляемые общей целью и болеющие душой за одно дело, то как объяснить тот факт, что зарплата у всех разная? Или как вообще можно платить за то, что идет от души?
· Проблему представляют и сотрудники, уже имеющие религиозные убеждения. Вряд ли они захотят поклоняться новому богу, да и духовные силы любого человека не безграничны – их нельзя эксплуатировать беспрестанно.
· Вопрос прибыли. Сотрудники могут объявить бойкот проектам, которые принесут фирме прибыль, но рассматриваются как аморальные.
Свято место пусто не бывает. Человек не может без идеологии даже если это идеология отрицания идеологии. Стоит ему отказаться от одной, как на ее место тут же приходит другая. Религия на страже интересов капитализма – страшная сила. Как бы не пришлось всем нам скоро нюхать корицу и читать мантры за право иметь работу…