Буду признателен Читателям, заметившим неточности (пишу по памяти)за поправки предложенные ими в своих комментариях.
В этом году ему исполняется ровно четверть века! Четверть века Эксперименту в Урае!
Мои субъективные заметки об этом явлении и лежат в основе предлагаемых вам Хроник.
Первое, что хотелось бы отразить – это официальную Хронику газетных публикаций об Эксперименте, выполненных в самом Урае. На тот момент в Урае была одна городская газета – «Знамя». Поэтому Хроника газетных публикаций в газете «Знамя» и является Хроникой газетных публикаций об Эксперименте в самом городе Урае.
Для непосвященных – а таких читателей, я полагаю, будет абсолютное большинство, я дам здесь совсем коротенькую характеристику и самого города и Эксперимента в целом.
В 1988-ом году в стране вовсю бушевала «перестройка», шла полноформатная перезагрузка всего и вся. В 1987-ом году летом в Москве в одном из павильонов ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) неподалеку от парка имени Горького прошла Конференция педагогической общественности Москвы и Московской области с участием представителей других регионов Советского Союза. По итогам Конференции была образована Редакционная коллегия в составе Эдуарда Дмитриевича Днепрова, Евгения Борисовича Куркина и автора этих строк, которой надлежало выработать текст итогового документа Конференции. Днепров возглавил эту работу, как главный идеолог перестройки системы образования. Именно ему принадлежал знаменитый тезис о том, что социальным революциям всегда предшествует революция в педагогике. И действительно клуб педагогов-новаторов ведомый В.Матвеевым – главным редактором «Учительской газеты» интенсивно развивал революционную педагогическую активность. Кризис в образовательной системе страны был очевиден и число неудовлетворённых положением дел в этой сфере было просто астрономическим. В конечном итоге Конференция утвердила итоговый документ в виде трех пунктов – рекомендаций адресованных высшим органам власти в СССР. Вот эти три пункта:
1.Госкомитет по образованию возглавляемый А.Ягодиным - реорганизовать.
2.Провести специальный Пленум ЦК КПСС посвященный педагогическим проблемам страны.
3.Создать в стране несколько крупных экспериментальных педагогических площадок.
Теперь, спустя четверть века мы должны признать, что редкое собрание людей вырабатывало итоговый план действий, все пункты которого были бы выполнены полностью. Честно говоря я такого другого собрания не припоминаю. А вот эти три пункта в Рекомендациях Конференции были выполнены полностью!
Государственный Комитет по образованию Союза Советских Социалистических Республик был реорганизован.
Пленум ЦК КПСС с педагогами всей страны был проведён.
Четыре крупных педагогических экспериментальных площадки были созданы.
Одна была открыта под руководством будущего Академика Ш.Амонашвили.
Вторая под руководством М. Щетинина
Третья – сразу и не вспомню, но постараюсь найти её следы.
А вот четвёртая по счёту но первая по значению была создана под руководством Е.Куркина в Урае.
Урай – небольшой город в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) на Севере Тюменской области. Население около сорока тысяч жителей. Основная деятельность – обеспечение транспортировки продуктов газо и нефте добычи и развитие и разработка группы нефтяных месторождений. Именно в непосредственной близости к Ураю было открыто первое нефтеносное месторождение в Западной Сибири.
Именно город Урай устами Виктора Ивановича Мигунова – на тот момент третьего секретаря городского Комитета партии – пригласил Евгения Борисовича Куркина провести апробацию своих идей на собственной базе.
Здесь важно подчеркнуть: Куркин опубликовал свой замысел Эксперимента и сам город Урай предложил себя в качестве материальной базы Эксперимента.
В результате этих двух инициатив и возникла четвёртая по счёту но первая по своему значению Экспериментальная педагогическая площадка в СССР.
Почему она была важнее трёх других площадок? Потому что если три первые были базой для проверки педагогических концепций авторов – педагогов-новаторов, то Эксперимент в Урае был базой для проверки новых идей в области управления системой образования в стране. Это был изначально именно управленческий эксперимент. А для реформирования образования в стране самым важным моментом была наработка принципиально новых технологий управления Системой. Именно системный характер и превращал Эксперимент в Урае в ведущее направление в области апробации новых педагогических технологий.
Проще говоря на трех других площадках проверялись чисто педагогические идеи, идеи трансляции знаний и опыта от поколения к поколению, от педагога к ребёнку, а в Урае проверялись идеи управления массами педагогов и других сотрудников в этой сфере, в том числе идеи управления управляющими структурами в педагогике.
И вот здесь я обязан сделать общее системное замечание.
Идея Куркина была проста и лаконична: город-воспитатель. При этом имелось ввиду создание некоего образовательного концерна, гиганта педагогического производства в котором все педагогические и воспитательные структуры в одном городе становятся как бы цехами одного педагогического завода или если вам так угодно – предприятия.
Мало кто заметил тогда – ещё на стадиях предпроектных проработок – что это идея создания предприятия – монополиста! То есть предлагалось вместо конкурентной борьбы организовать единую оргструктуру по единому замыслу управляемую одним , «правильно» организованным единым центром. Эта идея целиком и полностью отвечала основной идее Коммунистической партии – идее государственной монополии на всё и вся в стране и мире.
Моя собственная идея заключалась в создании больших оргструктур позволяющих качественно по новому организовывать педагогические процессы. Это не было идеей государственной монополии. Просто идея больших организмов (киты в океане, слоны в саване) не противоречит идее конкуренции, идее борьбы за выживание.
Но в условиях маленького города две принципиально разные идеи сошлись!
В небольшом пруду нельзя держать более одного дельфина.
На маленькой лужайке не прокормить более одной коровы.
Урай предоставил возможность проверять и монопольную оргструктуру и большой организм по принципу «два в одном флаконе»!
Теперь на время отложим «разбор полётов» и рассмотрим первую Хронику нашего уникального эксперимента в его самой первой и потому самой трудной фазе.
Летом 1987 года в городской газете «Качканарский рабочий» был опубликован мой материал о модульной школе. Параллельно в «Учительской газете» появилась программная статья Куркина.
На конференции упомянутой выше мы познакомились и сошлись и договорились, что тот, кто прорвётся первым, берёт второго в сотрудники на свою экспериментальную площадку. Вскоре был организован ВНИК «Школа»во главе с Э.Днепровым и на Игре в Сочи мы окончательно договорились. 17 сентября я впервые приехал в город Урай и первым меня встретил неутомимый Виктор Иванович Мигунов. Куркин сразу предложил мне провести Игру на базе с романтическим названием одного из выдающихся рассказов Джека Лондона – «Золотое Дно». По сути это был пионерский лагерь и вот на его базе я и провёл свою первую Игру в Урае. Но обо всём этом подробнее в другой раз. Рассмотрим, как отражала развитие педагогического эксперимента в Урае городская газета «Знамя».
Несколько слов о редакции. Главным редактором газеты был замечательный журналист Геннадий Бессонов. Ответственным секретарём и неутомимым журналистом с колоссальной работоспособностью был Александр Ребякин, писавший и под своим именем и под десятком псевдонимов, из которых основным был Ран (аббревиатура от Александр Николаевич Ребякин)
Письма читателей представляла добросовестная Л.Рассыпнова. Активно освещали эксперимент журналисты Андрей Чернов и Вероника Пронина. Необходимо указать, что директором школы №2 в городе была родная сестра Александра Николаевича – Светлана Николаевна Ребякина. А на городском телевидении работала супруга Андрея Чернова – Наталия Чернова.
Самым авторитетным и активным внештатным автором газеты был старейшина педагогов города Урая Лев Иосифович Либов – преподаватель истории в главной школе города – школе №1.
Вторым в этом списке актива газеты был молодой директор школы №5 Владимир Николаевич Грибов. Таков был основной актив, освещавший Экспериментальную площадку на страницах газеты «Знамя».
В городе к тому времени было 7000 учащихся, три современных по проекту здания школ (№1, №5, №6) школа проекта семидесятых - №4, небольшая школа №2 в так называемом «кулацком» поселке. Не было ни одного специально возведенного Храма (сегодня их три православных и одна мечеть).
Сам город представлял собой в плане своеобразную «подкову» на одном конце которой располагался аэропорт, способный принимать Ан-24 и вертолёты, а на другом конце в отдалении располагались так называемые «головные» - по сути один из громадных цехов предприятия по нефтедобыче. На головных горел неугасимый факел (весь ХМАО был покрыт десятками таких гигантских факелов, сжигавших попутные газы). В Урае основным градообразующим предприятием был «Урайнефтегаз» управлявшийся Александром Евгеньевичем Путиловым. Фактическим мэром города являлся Ветошкин Владимир Клавдиевич. Урайский аэропорт служил базой для вахт направлявшихся самолетами в другие нефтедобывающие города округа, в частности в Нягань. Город стоит на длинной извилистой реке Конда, по которой судами в город доставлялись оборудование и стройматериалы, техника и люди. Наконец через Урай пролегли основные газо и нефтепроводы округа, поэтому одним из важнейших предприятий города являлось и является Управление нефтепроводов. В городе наличествовали свой строительный трест, автобазы, строительно –ремонтное и специализированное строительное управления. Ближайшая железнодорожная станция к городу – Устье-Аха располагается в ста двадцати километрах от города и помимо реки она связана с городом дорогой которая тогда еще только начинала одеваться в железобетон. Строило её узбекское дорожно-строительное управление «Уздорстрой». Понятно, что в городе имелись органы внутренних дел, управляющие оргструктуры, медицинский комплекс, торговая инфраструктура и сеть клубов по месту жительства и Дворец Культуры «Нефтяник».
Отмечу еще ряд объектов: сеть детских садов, Окружной Дом ребёнка, вечерняя школа, школа №3для детей с трудностями развития, библиотеки,ДЮСШ, пионерский лагерь "Северный" посёлок Кузьмичи, деревни Кондинского района Ушья и Мулымья расположенные совсем близко к Ураю и курировавшиеся им по линии педагогики.
В городе было много интересных людей. По фамилии руководителя стройтреста имелся пятачок "земля Санникова". Именно Санников передал Эксперименту своё новенькое здание управления.
Ну а теперь к Хронике Публикаций об Эксперименте.
Примечание: Ах, память! Память! Четвёртая площадка - под руководством Ларисы Евгеньевны Курнешовой - это один из районов Москвы - по памяти - Калининский но я могу помнить совершенно неточно.
Хроники Эксперимента в Урае. Введение
18 октября 202018 окт 2020
26
9 мин