Если ребенок уйдет с урока без единой записи, можно считать, что этот урок прошел зря. Ведь за неделю он будет погребен под тремя десятками других уроков.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Основа моей работы - «Линия жизни» В.В. Пасечника. Календарно-тематическое планирование и описание других уроков, включая дистанционные, ищите на главной странице канала.
Какие-то фрагментарные записи на уроках мои ученики вели еще с первых лет моей работы в школе. Но именно их фрагментарность меня и не устраивала. Тут фраза, там рисунок — цельной картины не было.
Мой внутренний учительский мир перевернулся, когда я прочитала серию книг Виктора Федоровича Шаталова, в которых он излагал свое видение школы, руководства школой, организации учебного процесса и ведения школьниками записей.
Вот это последнее стало для меня главным. В.Ф. Шаталов предлагал систему опорных сигналов, из которых выстраивался четкий, внятный, лаконичный и при этом очень емкий конспект.
Для примера предлагаю опорный конспект, приведенный В.Ф. Шаталовым в его книге «Эксперимент продолжается» (1989г.).
В этом конспекте всего 26 символов. На первый взгляд, ничего не ясно. Но если заранее прочитать теорию (прослушать объяснение учителя), то секундный взгляд на конспект позволяет вспомнить, что в 1789 году Александр Васильевич Суворов (его инициалы приведены позади названия реки) одержал победу на реке Рымник.
При этом у самого Суворова было 7 тысяч войска, а у союзников — 18 тысяч, окруженных 100 тысячами турок (о чем свидетельствуют стрелки на конспекте). Победа русского полководца была обеспечена глубоким обходным маневром (снова стрелка).
Прошло уже лет двадцать с тех пор, как я изучила эту тему, но все еще могу воспроизвести основные факты по этому опорному конспекту!
И тогда я с упоением начала составлять свои опорные конспекты и работать по ним в классе. Эти конспекты прошли некий путь эволюции:
- сначала отдельные схемы на каждый урок с использованием именно сигналов;
- затем комплексные схемы — все конспекты по теме на одном листе А4;
- потом словесные опорные конспекты, и снова отдельные по урокам.
Ниже представлен опорный конспект последнего поколения. Такие конспекты открыто лежат на моем сайте, разлетелись по Интернету и фигурируют на разных ресурсах под разным авторством.
Однако во всех этих конспектах меня не устраивало одно — их в готовом виде выдает учитель. А нужно, чтобы дети сами умели их составлять. И тогда родился урок, который я представляю вашему вниманию.
Называется он «Биология — наука о живой природе», является третьим по счету в моем планировании (о планировании речь идет здесь) и посвящен искусству создания опорных конспектов.
Цель этого урока я ставлю так: каждый ученик имеет представление о том, как коротко и емко законспектировать учебный материал. В качестве самого материала я беру текст параграфа 1 учебника Пасечника В.В.
После небольшого опроса (ссылка на презентацию в конце статьи) по изученному ранее материалу переходим к теме урока. Для создания запроса на содержание урока со стороны учеников использую диалог между персонажами Степой и Профессором. Предлагаю детям сначала самим обсудить, что же может предложить Профессор Степе.
Разумеется, дети быстро приходят к идее записей. Коротко обсуждаем плюсы и минусы так называемого студенческого конспекта, состоящего из полных предложений. Приходим к выводу,что он нам не годится.
Записываем в «Научном дневнике» тему урока и учимся составлять опорный конспект, состоящий из отдельных слов, связанных между собой стрелками, которые обозначают взаимосвязи.
Обучение составлению опорных конспектов состоит из трех этапов. На первом я предлагаю ученикам прочитать текст, найти его основные мысли и сформулировать их как можно короче. Работа проводится в группах (здесь мой материал о работе в группах), каждая группа высказывает свои предложения.
На втором этапе я подаю на экран слова, из которых будет состоять наш опорный конспект. Прежде чем продолжать работу, обсуждаем перечень слов, выясняем, какие из них уже названы, а какие ученики пропустили.
Далее каждая группа называет главное слово, которое будет объединять все записи. Конечно, это слово — биология.
На третьем этапе из предложенных слов составляем схему. Вариант такой схемы вы видите на слайде. У меня были заранее заготовлены цветные пометки, которые я расставляю на схеме и обязательно поясняю их значение. Зеленым цветом мы всегда будем закрашивать тему урока. Желтым — так называемый первый круг вопросов.
Добавлю, что все наши конспекты пронумерованы. Например, ОК-5-1. Здесь ОК — означает «опорный конспект», 5 - «пятый класс», 1 — порядковый номер.
Приведу также другой вариант составления опорного конспекта — без заготовленных слов, письменно на доске. Такой вариант, на мой взгляд, предпочтительнее, поскольку предполагает изрядную долю экспромта (мало ли какая мысль родится на уроке!). Однако меня подводит почерк. Мелом я пишу красиво, а вот стилусом — никак не получается. Тем более, что доска висит высоко и до ее верхней части я вообще не достаю.
Когда опорный конспект составлен, учимся отвечать по нему. Сначала я четко проговариваю ответ сама, не забывая водить указкой по конспекту и акцентировать на стрелках. Потом отвечает какой-либо ученик по желанию.
Если дети сообразительные, урок идет быстро и осталось еще хотя бы 10 минут, можно попросить учеников ответить по конспекту письменно и собрать тетради. В этом случае станет понятно, кто понял, а кто — нет. Отметки за эту работу ставлю только положительные.
Домашнее задание делится на две части. Для всех — читать параграф и проговаривать ОК-5-1. Задание по желанию отмечено зеленой галочкой — составить опорный конспект к параграфу по истории.
Смысл этого задания — показать детям, что мой предмет не единственный, по которому можно конспектировать учебный материал. Почему история — там самые длинные параграфы, поэтому новое умение однозначно пригодится.
Полный флипчарт для работы в программе ActiveInspire или в режиме «Доска» интерактивной панели лежит здесь.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.