Продолжение историй о том, как на Балканах опять оживает идея “великой Албании”. Великоалбанскую риторику можно было постоянно встретить в выступлениях руководителей АОК, укомплектованной албанцами “армии освобождения Косово”. Некоторые из них прямо заявляли, что ставят своей целью присоединение Косово к Албании, другие выступали за аннексию и территорий Черногории, где живут албанцы.
И под этими лозунгами в АОК собрались люди самых разных взглядов - например, марксисты и маоисты. А рядом с ними были сторонники фашистских взглядов - они вспоминали о сотрудничестве с итальянцами, с Муссолини, и с Германией во время Второй мировой войны, когда была образована даже местная дивизии СС под названием “Скандербег”.
Георгий Скандербег - так звали одного из самых известных албанских вождей: в XV веке он воевал с соседями за независимость Албании.
И вот этих сторонников самых разных движений объединила одна общая идея – создание “великой Албании”.
Надо сказать, что в ходе гражданской войны в Югославии самые разные силы вывыдвигали территориальные претензии к соседям. Например, руководство Хорватии не скрывала таких претензий. Тогдашний президент Туджман на одной из встреч с журналистами для наглядности быстро нарисовал карандашом карту Боснии и разделил ее с севера на юг. Как он объяснил свой рисунок, все к западу от этой линии, включая Сараево, должно отойти Хорватии, а все к востоку – Сербии.
Но наиболее громко звучали и звучат сейчас именно заявления о великой Албании. И лидеры АОК, к примеру, не скрывали, что их цель – не только контроль над Косово, но и независимость албанских районов в соседних республиках бывшей Югославии.
Мешанина взглядов и лозунгов албанских группировок еще больше усиливала неразбериху в Косово. Вокруг баз АОК происходили столкновения между албанцами и сербами. Там царил хаос, отсутствие какой-либо власти - и неудивительно, что журналиста стали называть эти районы Албанистаном.
В рамках того, что напоминало албанизацию Косова, лидеры АОК стали переименовывать города. Например, город Србица они стали называть Шкендерай - и примерно так же во многих других населенных пунктах бойцы АОК меняли сербские названия на албанские.
В разных местах это сопровождалось нападениями на сербов и поджогами их домов. Сербы бежали на север, они жаловались на притеснения со стороны АОК офицерам НАТО и упрекали их в бездействии.
Наиболее радикальные косовские албанцы, которые ставили своей целью возрождение великой Албании, попытались занять сербские земли к северо-востоку от Косово и часть македонских территорий на юге. Там развернулись бои с применением тяжелый артиллерии и минометов. Боевики были явно вдохновлены заявлениями одного из своих лидеров Реджепа Чоси, который публично выступил за создание великой Албании.
Впрочем, в итоге откусить от чужих территорий албанским политикам не дали – введенные в регион международные миротворчестве силы занялись разъединением противоборствующих сторон, поддержанием стабильности. Возник и интересный пример сотрудничества недавних врагов против угрозы, которая не нравилась всем. Руководство НАТО одобрило план, который дал сербским войскам право войти в буферную зону между Косово и Сербией – косовские албанцы использовали как раз эту зону как коридор для переправки оружия и боевиков в Македонию.
Но в Москве считают, что ситуация вокруг Косово остается весьма хрупкой, и причина этому как раз все новые всплески великоалбанской риторики. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров говорит о вещающих из Приштины и Тираны сторонниках идеи великой Албании – и делает весьма мрачные предсказания: “Разрушительной потенциал этой идеологии способен похоронить систему региональной стабильности”.