Найти тему
История для всех

Аттическая комедия. Аристофан

Аристофан
Аристофан

Аристотель называет комедией «воспроизведение худших людей, но не во всей их порочности, а в смешном виде», определяя тем самым отношение поэта к изображаемым им людям. Он считает, что комедия «ведет свое начало от запевал фаллических песен, которые еще и теперь остаются в обычае во многих городах», причем полагает, что Гомер первый указал ее формы. Слово «комедия», по мнению дорийцев, которое он приводит, происходит от «кома» — пригородного селения: скитавшиеся по «комам» труппы отсюда будто бы и получили свое название66. Но другие ученые древности правильно признали это слово за сочетание «комос» — толпа веселых гуляк и «оде» — песнь, так что в целом оно обозначает песнь толпы гуляк. Аристотель указывает, что родиной комедии одни считали город Мегару, а другие Сицилию, откуда родом был Эпихарм, первым начавший будто бы составлять комические фабул.

Сохранилось от древности указание и на содержание первичной комедии: «она изображала простым слогом тех, кто воровал новый урожай, или врача-иноземца», что вполне ясно доказывает чисто бытовой характер этих сценок. Эти сценки разыгрывались, по преданию, в Лакедемоне, что подтверждает свидетельство Аристотеля о связи первичной комедии с дорянами.

Литературная деятельность Аристофана протекала между 427 и 388 г.; в основной своей части она падает на период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства. Обостренная борьба различных группировок вокруг политической программы радикальной демократии, противоречия между городом и деревней, вопросы войны и мира, кризис традиционной идеологии и новые течения в философии и литературе — все это нашло яркое отражение в творчестве Аристофана. Комедии его, помимо своего художественного значения, являются ценнейшим историческим источником, отображающим политическую и культурную жизнь Афин конца V в. Позиция Аристофана в. этой борьбе неоднократно искажалась буржуазными литературоведами, которые хотели видеть в нем либо принципиального врага демократии, либо беспринципного пересмешника. И то и другое в одинаковой мере неправильно. Аристофан выступает как поклонник государственных порядков времен роста афинской демократии, противник олигархии и аристократического спартанофильства; вместе с тем он является противником возглавляемой богатыми ремесленниками и торговцами так называемой «радикально-демократической» группировки, которая требовала агрессивной внешней политики и поддержки паразитических элементов. Комедия Аристофана чаще всего передает политические настроения аттического крестьянства, которое, по словам Маркса, составляло «экономическую основу» античного общества «в наиболее цветущую пору его существования»; крестьянство было недовольно войной и отрицательно относилось к политике радикальной демократии. Приближаясь в политических вопросах к умеренно-демократической группировке, Аристофан занимает такую же умеренно-консервативную позицию и в идеологической борьбе своего времени. Мирно подтрунивая над поклонниками старины, он обращает острие своего комедийного дарования против вождей городского демоса и представителей новомодных идейных течений.

Среди политических комедий Аристофана наибольшей остротой отличаются «Всадники» (424 г.). Эта пьеса была направлена против влиятельного лидера радикальной партии Клеона в момент его наибольшей популярности, после блистательного военного успеха, одержанного им над спартанцами.

Действие происходит перед домом, где живет капризный, глуховатый старик Демос (т. е. афинский народ). Пролог начинается с комического диалога двух рабов, в которых зрители с первых же слов могли узнать известных полководцев Демосфена и Никия. Оказывается, Демос передал всю власть в доме новому рабу — кожевнику Пафлагонцу (намек на профессию отца Клеона). За чаркой украденного вина рабам приходит в голову блестящая мысль — стянуть у кожевника оракулы, которыми тот морочит голову старику (намек на многочисленные оракулы, сулившие благополучный исход Пелопоннесской войны). Оракул найден: кожевник должен будет уступить власть лицу еще более «низменной» профессии — колбаснику. Действие комедии построено, таким образом, на основном принципе карнавальной обрядности — «переворачивании» общественных отношений («последние да будут первыми»). Немедленно появляется колбасник с лотком и колбасами. В сцене, пародирующей карнавальный обряд избрания раба или шута «царем» и «спасителем» общины, колбаснику разъясняется его миссия — быть властителем Афин. Приход Пафлагонца обращает, правда, колбасника в бегство, но на помощь ему является хор «всадников» (аристократическая группировка, враждебная Клеону). Свалка и ругань кончаются агоном, в котором колбасник превосходит Пафлагонца бесстыдством и бахвальством. Следующий агон происходит уже в присутствии самого Доноса; здесь к шутовским моментам присоединяется серьезная критика политики радикальной демократии. Указывается на тяготы длительной войны, на обнищание крестьянства и превращение его в паразитическую массу, на притеснения, которым подвергаются союзные общины. Продолжают соперники состязаться и далее, поднося Демосу пародийные оракулы и потчуя его различными яствами (комедийная «трапеза»). Наконец, когда колбасник угощает старика украденным у Пафлагонца зайцем, Демос признает колбасника победителем. В заключительной сцене Демос оказывается возрожденным: колбасник вернул ему юность, сварив его в кипятке (популярный сказочный мотив), и Демос отныне так же крепок и свеж, как в период греко-персидских войн. Комедия заканчивается обычной любовной сценой: вбегают красотки, изображающие мир на тридцать лет, и комос покидает орхестру во главе с Демосом и колбасником. Из лирических партий «Всадников» представляет большой интерес парабаса, в которой Аристофан дает характеристику целого ряда комедийных поэтов, своих предшественников.

В числе мероприятий, проведенных Клеоном, имело место повышение платы за участие в народных судах. Это была одна из государственных подачек афинским гражданам, которая пользовалась большой популярностью у городского демоса. В комедии «Осы» (422 г.) Аристофан выводит страстного любителя судейских обязанностей старика Клеонослава; сын его Клеонохул не пускает отца в суд и держит его взаперти. По драматической структуре эта пьеса представляет собой типичный образчик карнавальной комедии. Как и «Всадники», «Осы» открываются комическим диалогом рабов; следует экспозиция сюжета, обращенная к зрителям и пересыпанная колкостями по адресу отдельных граждан.

Сам Аристофан неоднократно указывал на высокие общественные задачи, которые он ставил перед собой. В «Лягушках», например, представлено, что бог загробного мира Плутон отпускает на землю Эсхила именно с той целью, чтобы он «спасал государство добрыми мыслями и чтобы воспитывал неразумных». Уже во «Всадниках» Аристофан прославлял величие и силу своего государства, обращаясь к местным богам-защитникам Афине и Посейдону.

В таком же духе прославляет Аристофан победу над персами и в «Осах». Его идеалом является поколение «марафонских бойцов»; он вспоминает подвиги и бескорыстие того времени, когда войском командовал благородный Миронид. Но, прославляя так прошлые времена, он этим самым не отвергает настоящего, а только хочет исправить его недостатки.

Наибольшей симпатией у него пользуется крестьянство, мелкие землевладельцы, граждане из класса зевгитов, которые несут всю тяжесть войны, составляя основное ядро войска. К этой категории принадлежит и хор ахарнских угольщиков — «заскорузлые старики, дубовые, неподатливые, прямые марафонские бойцы, крепкие, как вяз». Он ценит их трудолюбие, крепкую силу, твердый положительный характер, незаинтересованность в честолюбивых планах и рискованных предприятиях. Их созывает Хремил, чтобы поделиться с ними богатством.

Стоя на точке зрения этих людей, Аристофан ненавидит войну, которая нарушает их мирное благополучие, и тех деятелей, которые затевают войну. Теме мира он специально посвятил три комедии: «Ахарняне», «Мир» и «Лисистрата». Причиной войн Гермес в той же комедии называет корыстолюбие и эгоизм некоторых деятелей, в том числе Перикла, а особенно деятелей в Спарте и на островах. Это все ложится тяжелым бременем более всего на крестьян. Вину за бедствия, причиненные войной, Аристофан возлагает на демагогов, прежде всего на Клеона, самого выдающегося из них. Наиболее сильный удар против него направлен во «Всадниках». Всадники принадлежат к классу богатых людей. Однако они, как и крупные землевладельцы, заинтересованы в мире и составляют оппозицию против демагогов. Всадники, образующие в комедии хор, выступают против Пафлагонца-Клеона, отсюда вовсе не следует, что точка зрения поэта совпадала с идеологией этой группы: союз с ними только временный. Счастье простых земледельцев, которые могут вернуться к родному очагу и забыть невзгоды войны, Аристофан нарисовал идиллистическими чертами в замечательной песне хора в «Мире».

Источники:

Варнеке Б.В. “История античного театра” 1940г страница 66

Тронский И. М. “история античной литературы” 1988г страницы 157-158

С.И. Радциг “История древнегреческой литературы” 1982г страница 288