Найти тему
Опыт неопытного

Вуз VS Школа

Оглавление

Почему я люблю учебу в университете и никогда бы не вернулась в школу

Я считаю, эта картинка иллюстрирует гениальную аллегорию. Для тех, кто не в курсе - это постер фильма "Мстители. Противостояние".
Я считаю, эта картинка иллюстрирует гениальную аллегорию. Для тех, кто не в курсе - это постер фильма "Мстители. Противостояние".

Сколько же я слышала разговоров о том, что лучше: вуз или школа. И как же мне надоело объяснять своим бабушкам/дедушкам/сестрам/братьям/дядям/тетям, почему я ни за какие деньги не вернусь в школу. В общем, статья о накипевшем. Скину потом любимым родственникам, чтоб они отстали от меня наконец.

Хочу сразу заметить, что моя специальность - творческая, а вуз - один из молодых, так что у нас довольно передовые правила существования в учебном заведении.

Свобода стиля / Школьная форма

Первое и самое очевидное противопоставление. Наверное, ничему я так не радовалась, как отсутствию жесткого дресс-кода.

Никаких душных блузок, юбок-карандашей, классических брюк и прочей ерунды. Да, можно продолжать носить деловые костюмы, но уже разных фасонов, цветов, степени открытости. Если вы придете в строгом костюме и на каблуках, но пиджак будет надет на голое тело - никто вам ничего, кроме комплиментов не скажет. Если уж премьер-министр Финляндии, Санна Мартин, способна себе такое позволить, будучи на таком высоком политическом посту, то уж студенты точно могут. Я вообще на стороне Санны в разгоревшемся в сети конфликте. Шикарная женщина, прекрасная внешность, стильный образ - так что правильно сделала.

Кадр из фотосессии Санны Мартин для журнала Trendi
Кадр из фотосессии Санны Мартин для журнала Trendi

Но вернемся к основной теме. Освобождение из школьной формы - подарок судьбы. Я учусь на журфаке, мы - творческие личности, так что загнать нас в деловой дресс-код было бы просто варварством. К тому же, любимая комфортная одежда способствует обучению. Вас не отвлекает тугой галстук, выбивающаяся блузка или узкая юбка. Сидите себе спокойно в огромном свитшоте и джинсах с кроссовками и радуетесь жизни.

Кстати, летом отсутствие формы радует меня еще больше. Как вспомню, как я в школе парилась во всех этих пиджаках, так плохо становится. А в вуз я приходила в мини-шортах и майке или коротком легком летнем комбинезоне на бретельках (все это без бюстгальтера, конечно). Чем не прелесть.

Что еще радует - можно выкинуть большой рюкзак в мусорку. Многие мои однокурсники ходят на пары с маленькими сумками или барсетками, а то и без них вовсе. Засунул телефон в карман джинсов и пошел. Лекцию можно и в заметках записать или вообще на диктофон. Я, в силу того, что живу далековато от вуза, ношу рюкзак, то только потому, что у меня нет сумки, куда влезало бы 2-3 тетради, бутылка воды, контейнер с перекусом и всякие женские штучки по мелочи. Ну и камера иногда.

Так же в вузе вас не заставят собирать волосы в хвост или заплетать в косы, как это частенько делают в школе. Причем это не зависит от пола. У меня в школе даже парней с каре заставляли делать хвосты. В университете на дресс-код и прически частенько плевали и сами преподаватели. Все стремятся к комфортному учебному процессу, свободе самовыражения. Делайте какой хотите макияж, носите украшения, открывайте татуировки и пирсинги, красьте волосы в яркие цвета - чувствуйте себя собой, тут вас никто не загонит в рамки.

Поведение на паре / Поведение на уроке

Я еще ясно помню заповеди, по которым жили ученики каждый день. "Не разговаривать, не есть на уроке, не сидеть в телефоне, не выходить в туалет без разрешения, сидеть за партой ровно".

И знаете, что сказал нам декан практически в первый день обучения в вузе? "Хотите кушать или пить на моей паре - вперед. Хотите, приходите в пижаме и в тапочках. Хотите, сидите в развалку, опершись на стену или на соседа по парте. Хотите сидеть в телефоне и слушать музыку - добро пожаловать на последнюю парту, но не потому, что мне это неприятно, а чтобы не отвлекать одногруппников. Хотите что-то обсудить - лучше тоже на последнюю парту, ну или хотя бы шепотом". Не прямая цитата, конечно, но очень близко к этому.

Вот так я сидела во время практического занятия по информатике в вузе
Вот так я сидела во время практического занятия по информатике в вузе

Плюс ко всему, если вам вдруг позвонят или напишут во время пары, вы можете встать и выйти в коридор поговорить или ответить на смс прямо во время лекции. Не надо отпрашиваться в туалет. Можно вообще с пары уйти (но тут лучше предупредить преподавателя заранее, чтобы не резко прерывать его речь своим уходом).

Если вы опоздали на пару, не надо стучаться и сто лет объяснять причину опоздания, неловко переминаясь на пороге и выслушивая ругательства. Просто молча заходите и садитесь. Можно кивнуть, улыбнуться или вслух поздороваться с преподавателем. Но они чаще всего начинают махать руками и говорить: "Да проходи, проходи".

Кстати, была пара забавных случаев с опоздавшими. Однажды декан заставил парня танцевать за опоздание. А еще, когда опоздали сразу несколько человек и зашли вереницей, он поставил их всех в шеренгу вдоль стены и попросил поочередно выходить вперед и ругать самих себя за опоздание, после чего спрашивал у аудитории, простим мы их или нет и только после сказанного хором "Да" разрешал студенту сесть. Если же аудитория говорила "Нет", то опоздавший должен был продолжить порицания себя любимого и извинения перед всеми остальными до тех пор, пока мы его не простим. Чего и говорить, это было очень весело для обеих сторон. Некоторые уже извинялись через смех. И что-то за 11 лет в школе я ни разу не слышала про подобные случаи.

Конечно, даже в моем вузе эти правила слегка менялись в зависимости от преподавателя и его возраста. Но в большинстве своем педагоги очень лояльные и понимают, что не все могут высидеть полтора часа пары и не поесть, например. Это особенно касается студентов, живущих далеко от вуза, которым приходится каждое утро ездить к первой паре и тратить на дорогу несколько часов. Эти ребята реально успевают проголодаться.

Но некоторые правила общие для школ и вузов. Чтобы задать вопрос или дополнить речь преподавателя, надо поднять руку (палец, ручку, шоколадку, да что угодно). Обычно мы встаем, когда преподаватель заходит в аудиторию. Это сразу отрезает ненужную болтовню и настраивает на работу. Ну и в верхней одежде мы на пары не ходим, даже несмотря на свободу в дресс-коде. Между прочим, в школе я часто ползимы на уроках сидела в пальто. В классе было жутко холодно и никто за все 11 лет моей учебы ничего с этим не сделал.

Преподаватель / Учитель

Наверное, самый неоднозначный пункт из всей статьи.

Скажу честно, в школе мне очень везло с учителями русского и литературы. Я обожала их и этот предмет, а они любили меня. Идиллия. По английскому у нас была тоже замечательная учительница, благодаря которой я хорошо сдала ЕГЭ (мой результат - первый по школе) и неплохо овладела иностранным. Также у меня были хорошие отношения с учителем истории. Но этот предмет я никогда не учила и знаю только базово. Меня очень любила учительница музыки и МХК, как родную. И в общем-то благодаря этим прекрасным пяти женщинам моя учеба в школе была довольно комфортной.

Да и вообще с преподавательским составом у меня никогда не было проблем. Отличница, золотая медалистка, олимпиадница, активистка... Какие уж тут проблемы.

Но все это перевешивали остальные учителя. Некоторые были просто далеко не лучшими людьми, которых я знала в жизни. Некоторые были утомительно-скучными, хотя и знали свой предмет идеально. Некоторые вообще непонятно как стали учителями: может, они и были хорошими людьми, но не умели работать с классом или вели вообще не свой предмет.

Но самый большой бич школьных учителей - консервативность. Метод обучения, который они используют уже на 25-ом выпуске, одни и те же темы, преподанные одним и тем же языком, одна и та же домашняя работа. Эта цикличность их работы, действия и фразы на автомате убивали все желание нырнуть в предмет с головой. Монотонность и однообразность - не лучшие компаньоны образованию. Тем более, детей и подростков, которым постоянно хочется активности и чего-то нового (не в плане материала, а в его подаче).

Вуз же в этом плане стал для меня глотком свежего воздуха. Даже самые возрастные преподаватели, профессора, доценты, кандидаты и доктора наук, которые, казалось бы, уже стольких студентов выпустили, не стали механическими людьми, повторяющими из года в год одно и то же. Большинство из них ведут лекции с пустой кафедры. Они не читают с листов или презентаций (презентации часто идут в дополнение к словам или как иллюстрация чего-либо), а подают материал каждой группе индивидуально. Преподаватели вуза вплетают в свою лекцию яркие примеры, случаи из жизни, шутки, основанные на теме лекции. Каждая пара у такого преподавателя - это аншлаг из студентов, готовых драться за место на первых рядах.

Университетские преподаватели всегда на пике современности. Они часто знают последние новости из мира той специальности, на которой вы учитесь, и стараются соответствовать трендам. Они всю теорию тут же приурочивают к практике, рассказывают только о том, что актуально на данный момент.

Их современность отражается даже в одежде. Например, у меня в вузе учитель мировой литературы ходит каждый день в одежде разного цвета. Ее образы - это что-то сногсшибательное. Каждая деталь подобрана гармонично и в тон, от обуви до колец. Я бы хотела заглянуть в ее гардероб. А заместитель декана по учебной и методической работе, которая ведет несколько предметов курса, так вообще самая хайповая преподавательница университета. Носит крутые стильные очки, одевается в оверсайз и нереального покроя штаны, которые вообще не понятно, как надеть, стрижется под ассиметричную пикси с выстригом и красит иногда волосы в синий. Ах, да, еще у нее есть парочка тату на руках (кто знает, где они есть еще).

Кстати, вузовские преподаватели гораздо более открыты для общения со студентами. Социальные сети, мессенджеры, телефонные созвоны или видеочаты в зуме или скайпе - все это можно и нужно использовать для связи с преподавателем. Я лично созванивалась 1 на 1 с деканом своего факультета в зуме, чтобы обговорить учебный проект. Причем он во время звонка что-то ел, а я сидела почти в пижаме.

Что уж говорить про личное общение. Всегда можно остаться после лекции или выловить преподавателя во время перерыва или после пар и учинить ему допрос по своей проблеме. Никогда вы от университетского преподавателя не услышите фразу: "Не понял тему? А вот надо было меня слушать". Вам все объяснят 100500 раз, потому что преподавателям важно, чтобы вы все поняли, они работают только ради того, чтобы хорошо выучить студентов, а не просто поставить галочку рядом с пройденной темой, не поинтересовавшись, а понял ли кто-то что-нибудь вообще. Может, это просто мне так с вузом повезло. Я бы всем желала таких преподавателей.

Дополнительные занятия / Элективы

В вузе бывают дополнительные занятия. Часто - по просьбе самих студентов. Это совершенно необязательное мероприятие. Обычно на дополнительных парах (хотя они могут длиться 3 часа подряд) рассказывают более углубленный материал по предметам, преподаватель отвечает на вопросы студентов, даже если ради этого приходится повторить почти целиком уже давно пройденную тему. Порой эти занятия приходится проводить, чтобы дорассказать основное содержание лекции, которая была прервана по каким-то обстоятельствам или просто незакончена, так как преподаватель и студенты слишком увлеклись нюансами темы и не успели рассмотреть ее со всех сторон в основное учебное время.

Посещаемость на этих занятиях никак не контролируется. Но, как правило, студенты многое теряют, если не появляются на них. Хотя такое - редкость, обычно даже на дополнительных встречах аудитория забита под завязку. Уже о чем-то говорит, верно?

Обычно на занятиях наши аудитории выглядят так
Обычно на занятиях наши аудитории выглядят так

А теперь сравните это с элективами в школе. Если забить в Гугле: "Электив определение", то там выпадет что-то позитивное про раскрытие потенциала учеников и углубленное изучение интересной им темы. В реальности это не совсем так.

Для начала, школьные элективы это обязательное мероприятие, на которое учеников сгоняют против их воли. Я уже, может, сто раз поняла тему и меня вообще не интересует этот предмет. Но меня все равно заставят туда идти. Иначе - жди гнев учителя на свою голову, жалобу родителям и "заваливание" на уроках или любой другой отыгрыш со стороны учителя.

Я ненавидела школьные элективы. Все туда шли с убитым настроением, потому что после семи уроков хотелось домой, а не на профиль по алгебре (который я не сдавала, как и большинство моих одноклассников). Да и элективы нулевым уроком были той еще пыткой. Учителя вообще в курсе, что спросонья мозг не работает? И это не потому, что кто-то поздно ложится спать, а потому, что идти к 7:30 в школу (а то и раньше) это сплошное мучение. Общая атмосфера на этих уроках была угнетающая. Ученики хотели домой, мысленно поносили учителя и пытались не умереть, учителя старались контролировать класс и сподвигнуть на активность, постоянно ругались, потому что видели настрой учеников, и заводили песню "Вы все тупые, вы ничего не добьетесь в жизни, вы ужасный класс". А про то, что ужасен не класс, а методика школьного образования, никто, конечно, говорить не хотел.

Если в вузе студенты хвостом ходят за преподавателем и упрашивают провести дополнительное занятие, то в школе ученики, чаще всего, норовили как можно быстрее сбежать после уроков, пока не пришел учитель или классный руководитель и не согнал всех на электив. За прогул, конечно, влетало, но многие предпочитали это, а не бесполезное сидение несколько лишних часов за партой.

Студенческие организации / Внеурочная деятельность

Ну тут даже говорить много не надо. В школах внеурочная деятельность развита из рук вон плохо. Может, в новых московских школах это не так, но в Подмосковье и где-то дальше от столицы о внеурочной занятости школьников не слышали ничего.

Да, в начальных классах есть кружки и группы продленного дня, куда могут ходить дети, пока их родители на работе. А дальше что? А дальше ничего. Подросткам внеурочная деятельность нужна даже больше, чем младшеклассникам. Ведь именно ребята средней школы часто не знают, куда себя деть (если не ходят в какие-то секции, конечно), а потому влипают в разные передряги, о которых потом сообщается на школьных линейках или прямиком родителям.

Хорошо еще, что есть праздники, на которые устраивают концерты в школах. День учителя, 8 марта, 9 мая - ко всему этому школьники готовятся. Да, не все (у нас обычно назначали ответственную параллель), но все же. Сюда привлекали артистов и рабочую силу, как я их называю. Артисты готовили номера, прописывали сценарий, готовили декорации, проводили репетиции. Рабочая сила украшала школу, носила стулья, аппаратуру, бегала по классам и собирала всех на прогоны, убиралась в актовом зале перед концертом. Пора подготовки к празднику была самой любимой и у тех, и у других по одной простой причине - можно было прогуливать уроки, занимаясь вместо них организацией концерта.

Фото с концерта на 8 марта 2017 года
Фото с концерта на 8 марта 2017 года

В университете же огромный простор для внеучебной деятельности. В вузах куча студенческих организаций: от факультетских клубов и редакций (если говорить про журфак) до университетского студенческого совета, волонтерского центра и профсоюза. Можно заниматься научной деятельностью, стать членом социально-культурного центра и отвечать за все мероприятия факультета. Можно пойти волонтерить или заняться углубленной профессиональной деятельность (у нас студенты часто работают в вузовской или факультетской редакции и занимаются там настоящей журналистикой: фотографируют, снимают, пишут статьи и др.). Есть возможность вступить в профсоюз и ходить на разные концерты и выставки по бесплатным билетам. Короче, возможностей реально море, было бы желание.

Плюс ко всему, в университете постоянно проводятся встречи с разными экспертами, конференции, круглые столы или открытые лекции. Вход туда совершенно бесплатный и можно выбрать любое мероприятие, даже далекое от той специальности, на которой учится студент. Помимо этого есть еще Moscow Open (один из крупнейших мировых фестивалей по шахматам), WorldSkills (соревнование, целью которого является выявление профессионалов в конкретной области), Абилимпикс (чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов различных нозологий) и многие другие масштабные проекты, в которых участвуют все крупные вузы страны.

Разница атмосфер

Знаете, как расшифровывается слово "школа" по мнению некоторых пользователей интернета? Шизанутая колония одиннадцати лет ада. Когда я впервые услышала это, я смеялась довольно долго. Потому что я согласна с такой расшифровкой и искренне жалею, что ее автор не я.

Школа для меня - это место, куда ты приходишь рано утром без особого желания каждый день, отсиживаешь, как в тюрьме, несколько часов подряд на неинтересных уроках, мечтая только о том, когда уже можно будет уйти домой. Ученики младших классов орут на переменах, учителя ругаются на уроках. В столовой кормят кое-как да там и не протолкнуться. На улицу в перемену выходить нельзя. Никаких зон отдыха в школе, конечно, не придумали. Даже в библиотеке нельзя посидеть, да и читать там особо нечего. В общем, гнетущая обстановка, из которой хочется поскорее вырваться.

По моим глазам видно, что я хочу сбежать? Вроде да
По моим глазам видно, что я хочу сбежать? Вроде да

То ли дело университет. Пары иногда начинаются в 10, а то и в 12, между ними приличные перерывы или вообще окна. Предметы только по специальности, а потому интересные, ведь студент сам эту профессию выбрал. На парах весело и увлекательно, на перерывах спокойно и можно пойти погулять по территории или завалиться в библиотеку, где куча диванов, лежаков, свободных компьютеров в открытом доступе. В столовой еда как в нормальном кафе, кстати, и кафе в моем вузе есть. Там продают по большей части выпечку, кофе или фреши. И все ходят более-менее довольные. А если даже и нет, то это обычно никак с вузом не связано.

Говорят, школа - второй дом. Но за все 11 лет я этого так и не почувствовала. Школа, это реально колония, только не строгого режима (хотя смотря какая).

В университете же я правда чувствую себя как дома, хотя учусь там только второй год. Из вуза мне никогда не хочется уезжать, поэтому я вполне могу остаться после пар в той же библиотеке, сразу сделать домашнюю работу или написать материал для редакции, в которой работаю. Могу приехать пораньше, чтобы походить по коридорам или встретиться с друзьями, которые тоже пришли рано. Никогда бы не пошла в школу раньше нужного.

В общем, я безмерно рада, что учусь в своем университете и не променяла бы его ни на какой другой. И если после этой статьи хоть кто-нибудь еще меня спросит, вернулась бы я в школу, я просто ударю этого человека своей кампусной картой по голове.