Есть в петербургском поселке Ольгино зеленоватый деревянный дом, построенный в стиле северного модерна. В последние годы ржавая калитка в его двор была заперта, окна забиты фанерой. И вдруг дом чудесным образом ожил.
На крыльце на старых стульях появился старый патефон, который старательно воспроизводил звуки с виниловых пластинок 30-50-х годов прошлого века с аналоговыми записями Исаака Дунаевского.
На эти звуки к дому потянулись местные жители и гости поселка Ольгино. Они осторожно входили в полураскрытые двери и, поднимаясь по скрипучим ступеням в мансарды, переговаривались между собой: «А что здесь происходит?», «Что это за дом?», «А ведь это же Дунаевский звучит? Почему?».
Гостей встречали сотрудники Российской национальной библиотеки, которые в этот день проводили здесь экскурсии, рассказывали о тайнах этого старого забытого дома, стены которого буквально пропитаны музыкой.
«В 1908 году этот участок приобрел мастер фортепианной фабрики фирмы «Я. Беккер» В.Г. Шальк, - объясняет сотрудник отдела культурных программ, методист по научно-просветительской деятельности РНБ Дмитрий Воронин. - Для разработки проекта своей дачи он пригласил петербургского архитектора В.И. Шене. В 30-е годы прошлого века здание было передано Ленинградскому Союзу композиторов, и в нем был организован дом отдыха для его членов. Как раз в этот период здесь часто отдыхал и работал Исаак Дунаевский. На улице рядом с домом местные жители часто видели его «Эмку», как в народе называли автомобиль ГАЗ М-1. Вероятно, поэтому сложилась легенда, что эта дача была в его личном пользовании. Это не совсем так, потому что это учреждение было ведомственным».
В настоящее время здание, которое в 2018 году получило статус объекта культурного наследия регионального значения, находится введении ФГБУ «Российская национальная библиотека». Коллектив библиотеки активно работает над его возрождением.
На данный момент здание законсервировано. Оно является образцом подлинной «ольгинской» жилой деревянной постройки начала XX века. Таких домов осталось мало. Исторический облик дачи в целом сохранился. Планируется, что в перспективе, когда появится финансирование, здание будет приведено в порядок и в нем будет организован культурный центр, для проведения встреч с известными творческими людьми, других культурных мероприятий.
«В октябре 1929 года Дунаевский приехал в Ленинград, где на Московском вокзале его встретил его приятель Леонид Утесов, - рассказал генеральный директор Российской национальной библиотеки Александр Вершинин. – В нашем городе композитор остался больше, чем на 10 лет и сочинил здесь свои лучшие произведения. К сожалению, имя этого композитора лет 15 было в забвении и только после нулевых его начали вспоминать. Сегодня о жизни и творчестве этого талантливого человека можно узнать из многих источников. Например, я рекомендую обратиться к художественной биографии композитора из серии «Жизнь Замечательных Людей», которую на основе архивных документов написал Дмитрий Минченок».
Кстати, именно в этой книге есть любопытные факты о жизни Дунаевского в Ольгино.
«Весело мы жили в композиторском Ольгино... Изо всех углов Дома творчества доносилось: «Съезд на носу, не успеем написать. Надо работать», - отмечены в книге воспоминания жены дирижера Малого театра Анатолия Паппэ Татьяны Мачабели. - Тогда же писали оперы к серьезным датам. Один Исаак Осипович никуда не спешил. Он писал оперетту».
А в это время по утрам в Ольгино раздавались какие-то странные крики.
«Ты не разобрала, что это кричат? Что-то не очень приличное, - цитирует автор ЖЗЛ воспоминания Мачабели. - На следующий день утром слышу истошный женский крик: «Срина», «Срина». Думаю, что за «срина» такая. Спрашиваю в столовой - никто не знает. И так каждое утро... Мы все заинтригованы... Однажды Исаак Осипович приходит утром в столовую довольный, счастливый и говорит: «Я узнал, что кричат по утрам. Теперь мы можем спать спокойно. У нас здесь живет Ресефесерина - маленькая девочка. Ее по утрам подружки будят. А мы слышим только окончание... Вот так мы жили».
Алла Чередниченко.
Фото автора.