Для миссис Беннет замужество дочерей, как известно, было главной целью жизни. Как можно пристроить пятерых дочерей без хорошего приданого и без достаточного количества свободных состоятельных молодых людей в округе? Только приложив максимум хитрости и ловкости. В разумных пределах.
Но в самом начале романа Лиззи "почти двадцать три", а Джейн старше её, нужно уже серьезно думать о браке, ведь позади них ещё три сестры. Ради своей цели миссис Беннет готова на всё. Даже на нарушение приличий. Помните сцену, где Джейн получает записку от сестёр мистера Бингли? Благоразумная мисс Беннет хочет отправиться в коляске, тогда как мать всячески противодействует этому.
"— Могу я воспользоваться коляской? — спросила Джейн.
— Нет, дорогая, поезжай лучше верхом. Собирается дождь, и тебе там придется переночевать.
— Неплохо придумано! — сказала Элизабет. — Если только вы уверены, что ее не отвезут домой сами хозяева.
— Но ведь карета мистера Бингли будет с мужчинами в Меритоне. А у Хёрстов вовсе нет лошадей.
— Мне все же хотелось бы поехать в коляске...
Джейн должна была поэтому ехать верхом, и мать проводила ее до ворот, с довольным видом предсказывая ухудшение погоды. Надежды эти вполне оправдались: не успела Джейн выехать, как начался проливной дождь, который привел в беспокойство ее сестер и чрезвычайно обрадовал мать. Дождь продолжался весь вечер без перерыва, так что о возвращении Джейн не могло быть и речи".
В чём здесь нарушение приличий? Во всем. Девушка не могла одна отправиться в гости, если только она не бесприданница, обреченная сама заботиться о себе. В руководстве по этикету для молодых леди мы можем прочитать:
"... для молодой леди недопустимо выходить одной. И если она проводит вечер в гостях, ей надлежит позаботиться заранее о том, чтобы кто-то из прислуги пришел ее сопроводить до дома. Или попросить хозяина приказать сделать это кому-то из его слуг".
Вот так, можно выходить только в сопровождении. Не важно в чьем, слуги, компаньонки, старшей родственницы. Но не одна. Джейн же едет одна верхом, без сопровождения грума. Это вопиющее нарушение приличий, она сама это понимает, а вот её матушка и слышать об этом не хочет. То, что возможно в маленьком провинциальном городке для состоятельных лондонцев просто недопустимо.
Миссис Херст говорит открыто о дурном воспитании сестёр Беннет:
"— Короче говоря, единственным положительным свойством этой девицы является способность преодолевать по утрам необыкновенно большие расстояния пешком. Никогда не забуду, в каком виде она появилась сегодня — словно какая-то дикарка".
Вся брачная стратегия миссис Беннет пошла прахом именно из-за пренебрежения светскими условностями. Ценность игры по правилам просто не ценится семьей, Лиззи начинается понимать насколько всё плохо только после письма мистера Дарси: "...с полным отсутствием такта, столь часто обнаруживаемым миссис Беннет и Вашими тремя младшими сестрами, а по временам даже Вашим отцом".
Для эпохи Джейн Остин именно эта игра с нелепыми и вульгарными ситуациями была очевидна всем. Как и разрушение всех матримониальных планов миссис Беннет. Конечно, Джейн и Лиззи обретут свое счастье, но не с помощью материнских советов, а руководствуясь своим умом. Но как же много можно вытащить из нелепой поездки в гости.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!