В данной заметке речь пойдет о модернизированных электропоездах ЭР2 с присвоением на момент модернизации новой серии ЭС2. Работы по их модернизации проводились в 2000-е годы, всего по 2009 год включительно было восстановлено таким образом 19 электропоездов.
Работы по модернизации проводились на базе депо Алтайская, где был был образован завод по реконструкции электропоездов. С целью продления эксплуатации электропоездов Западно-Сибирской железной дороги и учитывая, что обновления не предвиделось, была принята программа капитального ремонта электропоездов с продлением срока службы. Отремонтированным электропоездам присваивалась серия ЭС, которая расшифровывалась как "Электропоезд Сибири".
Первым на ремонт отправился круглоголовый сборный электропоезд ЭР2, составленный из вагонов 648.01-648.02-648.03-648.04-652.02-652.03-652.06-652.07-652.08. Восстановленный поезд был готов в июле 2002 года, ему была присвоена серия и номер ЭС2-001.
Первые четыре электропоезда были модернизированы с сохранением внешнего вида - круглой кабины. Они получили номера ЭС-001 - ЭС2-004.
Модернизация первого электропоезда заключалась в следующем. В салонах были установлены мягкие сидения, в оконные проемы установили стеклопакеты. В первом восстановленном электропоезде ЭС2-001 были установлены видоизмененные лобовые окна и буферные фонари, в последующих трех составах от этого отказались и они выглядели стандартно. Было изменено расположение туалета, его расположили как в современных электропоездах в пассажирском салоне, а на его месте расположили хозяйственное помещение. Была убрана дверь из первого тамбура в служебный, что приводило к сильному сквозняку в виде сильной тяги в сторону салона. На первых электропоездах отсутствовали открывающиеся форточки в кабине. Электрическая схема электропоезда не претерпела серьезных изменений. Модернизации подверглись цепи отопления и цепи управления головного вагона. Рукоятки контроллера, по сути, не было, взамен были кнопки "0", "М", "1", "2", "3" и "4". Ручной пуск выглядел как двухпозиционный переключатель и кнопка. Кнопки были маломощные, поэтому каждой кнопке соответствовал повторитель - реле. Был установлен кран машиниста 395, при этом уравнительный резервуар был оставлен прежним, позднее был установлен стандартный 20 литровый резервуар. В конечном итоге электропоезд отдали в Новокузнецк.
В 2003 году был модернизирован второй электропоезд, сборный круглоголовый состав ЭР2-674/568, который получил обозначение ЭС-002. Он был отправлен для работы в Тайгу. При этом дизайн его был сохранен прежним, как у обычных круглых ЭР2. В январе 2004 года были готовы ЭС2-003 , а в мае ЭС2-004 . Оба состава были направлены в Новосибирск. В ноябре 2004 года была готова пятая машина ЭС2-005. Ее особенностью стало то, что была изменена форма кабины. Сам электропоезд получился удачнее прежних четырех, более надежным в работе. Именно ЭС2-005 в 2005 году с целью прохождения сертификации испытывался на экспериментальном кольце в Щербинке.
Начиная с ЭС2-005 как сказано было выше головные вагоны электропоездов были изменены, при этом была убрана отдельная дверь с улицы в кабину, т.е. для входа-выхода бригаде необходимо было выходить в тамбур салона первого вагона, что было крайне неудобно.
Три электропоезда были построены из составов с квадратными (плоскими) лобовыми частями, причем два поезда из них были переданы с Московской дороги. Первоначально поезда получили обозначение ЭС2-015, ЭС2-017 и ЭС2-019.
Впоследствии всем электропоездам серии ЭС2 была присвоена серия ЭР2К. Отдельные из них под серией ЭР2К до сих пор в строю.
Список составов (по данным http://diman-mik.blogspot.com/ и Полеводы А.С.):
ЭС2-001 - ЭР2-648/652
ЭС2-002 - ЭР2-674/568
ЭС2-003 - ЭР2-304
ЭС2-004 - ЭР2-339
ЭС2-005 - ЭР2-468
ЭС2-006 - ЭР2-666
ЭС2-007 - ЭР2-662
ЭС2-008 - ЭР2-836 /ЭР2-514 (головные вагоны)
ЭС2-009 - ЭР2-641
ЭС2-010 - ЭР2-689
ЭС2-011 - ЭР2-958
ЭС2-012 - ЭР2-945
ЭС2-013 - ЭР2-976 (сборный)
ЭС2-014 - ЭР2-1023
ЭС2-015 - ЭР2-1230
ЭС2-016 - ЭР2-533
ЭС2-017 - ЭР2-1194
ЭС2-018 - ЭР2-1012
ЭС2-019 - ЭР2-1171
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет". При подготовке публикации использованы материалы http://diman-mik.blogspot.com/,Полеводы А.С. и др.
Другие материалы канала по теме железнодорожного транспорта:
Брянский машиностроительный завод поставил магистральные тепловозы в Узбекистан
Стрижи полетят до Самары
Немного архивных фоток Белорусской чыгунки.