Эти слова цитируют все на лево и направо. Я тоже всегда понимала эти слова буквально, что не нужно осуждать ближнего - и тебя никто не будет осуждать. Но, не судить – это самое сложное для нас. Каждый день, общаясь с людьми, я обсуждаю, осуждаю в мыслях и словах, в поступках и делах. Все чужие грехи для меня как на ладони, а свои не видны. Все вокруг несправедливы, лживы, мстительны, не могу смотреть, когда люди льстят друг другу, а за спиной подкатывают глаза от отвращения к этому человеку. До поры до времени меня все это бесило, я не верили никому, всех считала неискренними, некоторых даже подлыми. Но потом, задумалась. А чем я лучше? Я такая же, если не хуже. Когда я сама стала исповедоваться, стала видеть свои грехи и на грехи других, слава Богу, у меня не стало ни времени, ни желания, слишком я стала занята своими, которые затягивали меня. И вот на глаза мне попалась притча об одном монахе.
«Жил-был в неком монастыре один монах, который нередко опаздывал к службе и этим часто огорчал игумена. Да и братья на него нередко роптали и несколько раз хотели даже выгнать из монастыря.
Но вот однажды этот монах заболел. Собрались братья возле его смертного одра и были очень огорчены тем, что погибает душа несчастного: слишком уж много водилось за ним всевозможных грехов.
Но лицо монаха, который находился в забытьи, выражало такое спокойствие и радость, как бывает только у праведников.
Как только монах очнулся, братья приступили к нему вопросами:
– Что ты видел? С кем так задушевно беседовал в другом мире, как с ближними своими?
Собрав последние силы, больной ответил:
– Братья, вы сами знаете, что я жил недостойно. И вот я увидел, как демоны окружили мою постель, и в руках у них был лист, снизу доверху исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне. Ангел же хранитель стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его». И тотчас бумага в руках демонов загорелась, и сами они с воплями исчезли. Подошел ко мне ангел и приветствовал меня. Братья, вы осуждали меня и осуждали справедливо. А ведь я, грешный, после принятия монашества даже в мыслях не осудил ни одного человека».
Вот смысл этого выражения. На сколько этот грех тяжел, что одно его отсутствие может перевесить чашу весов добрых дел на страшном Суде. Я очень хочу избавиться от греха осуждения, но это не просто. Нужно стараться контролировать свои, мысли, слова до того как захочется их произнести. А если не удержался, нужно идти каяться снова и снова, и грех будет потихоньку отступать, Господь будет давать силу бороться с ним. Я это начинаю чувствовать в себе. Только бы не свернуть с пути покаяния. Всем этого желаю.