Всю историю своего развития, Россия вынуждена была воевать. Каждый век, - череда столкновений, территориальных конфликтов, войн. Франция, Германия, Швеция, Польша… Но наверно ни с одной страной мира Россия не воевала столько долго, упорно и постоянно как с Турцией. Здравый смысл, логика и статистика говорят, что не США, не Германия или Франция – политические противники России. С ними Россия провела одну-две войны, на чем тема их притязаний к России надолго отошла на второй план. А именно Турция. И этому всегда предшествовало экспансия турок в соседние государства.
А как дело обстоит сейчас? В последнее время мы видим значительное наращивание воинских контингентов во многих странах ближневосточного и средиземноморского региона. Количество стран, где на постоянной основе размещены турецкие войска достигло 12. В каждой из них перед турецкими контингентами стоят определенные задачи, укладывающиеся в получившую в последнее время популярной стратегию «неоосманизма».
Наверно уже каждый понимает, что радикализация Турции уже свершившийся, но не закончившийся процесс. Из светского и толерантного государства она все более и более превращается в диктатуру этнотеологического толка. Оставив далеко позади реформы Ататюрка, на основах которых развивалась та Турция, которую мы знали. И внешний лоск туристического рая не вводит в заблуждение, понимая, что процесс еще не закончен. Сейчас Эрдоган по сути совершает идеологический переворот внедряя в сознание реваншистские идеи неоосманизма и пантюркизма подобно тому, как несколько десятков лет назад другой лидер заражал идеями Рейха другой народ. За куда меньшее был казнен Аднан Мендерс, казненного в 1961 году, кому была вменена антикемалистская политика, и если тогда, «апологетом» кемализма была армия, то теперь после серии чисток, армия уже поддерживает нынешнего лидера, оставив авторитет Ататюрка гражданским.
Именно ей отведено центральное место в неоосманской экспансии вовне.
Итак, традиционно турецкая армия присутствует в непризнанной Турецкой Республике Северный Крит . После длительного межобщинного кризиса между греками-киприотами с одной стороны, и турками-киприотами с анатолийскими турками с другой, и вторжения турецкой армии в 1974 году, Кипр был поделен на две части, населенные соответствующими сторонами конфликта, линию разграничения которой охраняют Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). На сегодняшний день постоянный военный контингент Турции имеет численность около 30 000 человек и сведены в армейский корпус с командованием в Кирении. В связи с обостряющимися пограничными противоречиями с Грецией, вокруг освоения газовых месторождений в Восточном средиземноморье. Возможно строительство полноценной авиа- и военно-морской базы.
Под предлогом борьбы с курдскими формированиями, 20 000-ный турецкий корпус размещен в Сирийской Арабской Республике, что вызвало серьезное противоречие между Турецкой Республикой и Сирийской Арабской Республикой поддержанной Россией. Традиционно опирающиеся в этом регионе на террористические организации протурецкого толка турецкие войска неоднократно вступали в боестолкновение с армией САР с переменным успехом. Стоит отметить, что несмотря на договоренность с командованием ВКС России турки так и не смогли провести разграничение между своими группировками (отрядами «умеренной оппозиции»), что поставило их всех в ряд террористических бандформирований, в результате уничтожения которых Россией, были потери среди военнослужащих ТР. Таким образом, Турция на Сирийском направлении осуществляет «ползучую экспансию» в северных районах САР.
На территории Ливии численность турецких войск имеет различную оценку. Есть цифры что ее контингент составляет до 1000 человек. Однако в связи с тем, что в Ливии Турцией для ведения боевых действий в поддержку ПНС во главе с Сараджем, в основном, были переброшены протурецкие «прокси» из Сирии, ее контингент не поддается точной оценке. Неизвестно сколько фактически в их рядах находится именно солдат Турецкой республики. В прочем очевидно, что численность этого контингента могло быть больше если бы не результативность боевых действий подразделений Халифы Хафтара, в первое время, и не разгром турецкой военной базы Аль-Ватая неизвестными самолетами.
Военное представительство Турции в Ираке представлено организацией ряда постов на севере страны в которых дислоцированы подразделения спецназа, и сухопутных войск. Задачи, которые поставлены на эти подразделения заключаются в борьбе с бойцами РПК и обучением «Пешмерги». Численность подразделений Турции в Ираке составляет около 3 000 человек
Интересы в Турции районе Персидского залива представлены долговременным сотрудничеством с Катаром имеющим очень скверную репутацию (кто бы удивлялся такому сотрудничеству). Следует отметить, что Катар находится под санкциями и давлением со стороны международного сообщества в связи с неоднократным и непрекращающимся финансированием этим государством самых различных террористических организаций. Сотрудничество в военной сфере и безопасности позволяет Катару смягчить ущерб от данного бойкотирования. Ливийские мятежники, палестинские ФАТХ и ХАМАС, повстанцы в Йемене «Братья-мусульмане» в Египте, главный идеолог «Ичкерии», вдохновитель головорезов Басаева и Радуева - Зелимхан Яндарбиев осевший в Эмирате пока спецслужбы России не отправили его к гуриям в 2004 году, все они (и не только они) спонсировались и оплачивались катарскими деньгами. Ими Катар спонсировал свержение Асада заинтересованном в газовом проекте с Турцией. Катар является владельцем рупора современного терроризма – «Аль Джазира». Как отмечают ряд политологов, Катар является родоначальником многих организаций ставших основой ИГИЛ. Фактическую защиту этого террористического государства, имеющего армию в 9 000 человек, осуществляет США (кто бы сомневался), посредством развертывания крупнейшей в регионе военной базы США «Аль-Удейд.» Этим объясняется пока небольшой контингент турецких военнослужащих в Дохе, численностью около 300 человек. Однако в планах довести численность контингента до 3 000 человек и организации собственной военной базы.
Еще одна страна, пораженная вирусом терроризма и, соответственно, привлекшая внимание турецкого руководства – Сомали. «Неоосман» просто тянет к странам, зараженным подобными же политическими увлечениями – Сомали «болеет» своей маниакальной идеей пансомализма (Soomaali weyn). Предполагающей объединение еще при Сиаде Барре населения в бывшем Британском Сомали, Восточной Кении, Итальянском Сомали, Джибути и части Эфиопии— в одно общее государство. Военнослужащие в количестве 300 человек официально находятся в стране для обучения местных силовых структур и подготовки сомалийских солдат к борьбе с «Харракат Аш-Шабад» выросшей из салафитских «Аль-Итисам» и «Хизб-уль-Ислам». Фактически же цель военного сотрудничества – контроль над Аденским заливом и Красным морем, а также обретение новых рынков сбыта турецкому производителю.
Я думаю нет смысла говорить о турецком военном присутствии в Азербайджане. Сейчас, когда Азербайджан начал военную операцию против Нагорного Карабаха, реальная численность контингента засекречена. В разное время она колебалась от 100 до 300 человек.
Один из форпостов Турецкой республики в Европе является Албания. В Тиране в основном работают военные советники численностью до 50 человек, осуществляя обучение личного состава турецкими образцами вооружения, и модернизации военно-морской базы Албании – Паша-Лиман. В дальнейшем Турция планирует использовать данную базу для усиления своего присутствия в Адриатике.
Куда серьезнее присутствие Турции в Косово. Турция признала Косово уже на следующий день после провозглашения о его независимости в феврале 2008 года, поддержав сепаратистов. Следует отметить тесное сотрудничество с косовским режимом Хашима Тачи, и главарями террористической АОК (Армия Освобождения Косово) Официальная цель – обеспечение безопасности в составе многонациональной миротворческой группировки «Восток», пресечение массовых беспорядков на национальной почве. Фактическая – усиление политического влияния и давления на страны Балканского региона. Численность группировки около 400 человек.
Босния и Герцеговина занимает особое место среди стран турецкого присутствия. И хоть бывший президент ее, Алия Изетбегович мягко говоря не считал Турцию страной достойной уважения, и не раз критиковал ее за ее светскость, за «заигрывание с Европой» и не признавая за ислам «мягкий ислам Турции», еще со времен гражданской войны 1992-1995 года принимал помощь от нее в частном порядке. Турция становилась прибежищем многих исламистов и военных преступников БиГ. 250 военных сотрудников ТР с управлением в Сараево занимаются обучением силовых структур. Патрулированием своих зон безопасности, обучают пользованию вооружением турецкого производства, передаваемого на безвозмездной основе, оказывают гуманитарную помощь, реализуя принцип «мягкой силы». О событиях в Боснии подробнее здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f7dd6cc2c89770d8a986f50/bosniia-i-nagornyi-karabah--balkanskii-opyt-5f81e8345c2b3403ce97f07b
Присутствие Турции в Ливане связано с борьбой с «Хезболла», и поддержке Временных Сил ООН в Ливане (ВСООНЛ) в восстановлении мира после деоккупации южной части Ливана Израилем. Впрочем, сейчас я не имею информации находятся ли сейчас там турецкие ВС в связи с общим неспокойным положением в стане и антисирийской политикой Турции, в то время как в Ливане присутствует много сторонников Б. Асада.
Военное присутствие в Афганистане составляет около 700 человек находящихся по линии миссии НАТО «Решительная поддержка». Впрочем, их присутствие практически ограничено Кабулом, и контингент не принимает участие в борьбе с талибами, наркотрафиком и общем обеспечением безопасности в Исламской Республике Афганистан.
Таким образом, мы видим быстрый рост турецкого военного присутствия практически во всех регионах, входящих ранее в сферу интересов СССР, и незаслуженно недооцененных руководством современной России. Проводя политику «мягкой» силы, вскоре они могут получить серьезное влияние в регионах, осложняя продвижение российских интересов, составляя все большую и большую конкуренцию даже в странах с традиционно дружественным отношением к России, ослабляя ее политическое влияние. Авторитет, и вытесняя с рынков сбыта.
Об этом стоит задуматься и руководству страны, и гражданам, призывающим Россию «никуда не соваться», «сосредоточится на себе», и прочих издержках сиюминутного местечкового мышления.