Давно мы хотели поговорить с Ольгой Ширниной, известным фотоколористом, чьи работы мы (с её разрешения) иной раз используем в своих материалах. Ну а как иначе, когда в её работах исторические персонажи именно, что оживают. Никак иначе.
- С главного начнем, а вообще, чем важен цвет фотографии? Ну вот изображен Ленин. Он же в любом случае Ленин.
Цвет позволяет увидеть живого человека, если это портрет, и ощутить эффект присутствия, если это, например, батальная сцена или иная сюжетная фотография. Разумеется, при условии, что колоризация получилась. Можно, конечно, и глядя на чёрно-белый снимок, поднапрячь воображение и постараться представить себе, как оно могло быть в реальности, ведь жизнь всегда была цветной. Но это требует некоторого усилия, воображения, наконец, знания деталей и т. п. Не думаю, что многие этим «заморачиваются».
О Ленине. Я выросла в Советском Союзе, и до определённого времени голова моя была забита исключительно каноничными изображениями Ленина. Лениниана была везде. Интернет дал возможность увидеть другие фотографии, без грубой ретуши. Ленин на них был не плакатным, а обычным человеком, и мне стало любопытно, как он мог выглядеть в реальной жизни. Подробное описание внешности Ленина я нашла в «Моментальной фотографии» Куприна, что и постаралась использовать при раскрашивании. Куприн пишет, что Ленин был румян и рыж, а его глаза были «густо и ярко-оранжевого цвета».
И ещё о важности цвета. 9 мая этого года фейсбук заблокировал сотни страниц, на которых пользователи разместили вот этот снимок:
При этом то же самое, но чёрно-белое изображение, не тронули. Их бесит именно КРАСНОЕ знамя Победы. Так что цвет имеет значение.
- Очень интересно, кого первого и почему Вы решили сделать цветным
Тут как раз ничего интересного: первый раз раскрасила какую-то голливудскую звезду, в интернете много таких фотографий высокого качества. На них хорошо тренироваться. Ко мне иногда обращаются начинающие колористы, просят оценить работу. Так вот они сразу берутся за сложные случаи – старые тусклые фотографии, которые надо долго вытягивать, и то без гарантии, что в результате что-то получится. Я им всегда говорю, что набивать руку, осваивать разные технические приёмы лучше на качественных фотографиях. С ними проще работать, они быстро дают ощущение успеха. Наконец, глаз привыкает к правильному балансу света и тени. Но меня обычно не слушают)
- Дело то непростое. Ордена, медали, оттенок шинели, цвет глаз... это всё надо знать, как сильно Вы углубляетесь в достоверность деталей?
В самом начале я несколько легкомысленно отнеслась к таким деталям, т. к. в основном концентрировалась на людях. Ну и поплатилась. Не подозревала, как много народу у нас разбирается в этих тонкостях. Критика была очень жёсткой, мягко говоря. Но когда я обращалась к критикам за помощью, все как-то быстро исчезали. И всё же мне повезло: я встретила в сети Андрея Малова-Гра, эксперта по униформе, который согласился мне помочь. Мы знакомы уже несколько лет, и он по-прежнему меня консультирует, за что я ему очень благодарна.
Вот на этом фото я изначально сделала рубаху Николая II зелёного цвета, так как была уверена, что на нём что-то вроде гимнастёрки.
Была вполне довольна результатом, но на всякий случай всё же решила показать его Андрею. И была слегка ошарашена, когда он мне написал, что всё неправильно. Оказывается, на этом фото император в форме Лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка:
· рубаха суконная или шелковая МАЛИНОВАЯ
· пуговицы позолоченные
· шаровары темно-зеленые (царский цвет), выпушки малиновые
· сапоги имеют сверху малиновую сафьяновую полосу (отворот) шириной в один вершок, с белой прострочкой узором
· погоны золотые (гусарского галуна) с малиновыми просветами и выпушками
- Как же находите информацию, какой именно «зеленый» должен быть цвет
Если вы про униформу, то и здесь мне многое подсказал Андрей Малов-Гра. Я в основном знала разные оттенки хаки, как у РККА и Советской армии. От Андрея я узнала про царский зелёный, про русский защитный цвет – шанжан, и про разные варианты «гороха». А в русско-японскую войну рубахи были из небеленого холста, вот как тут, например:
Вообще, с зелёным работать приятно: добавишь несколько разных оттенков в зелень, и картинка уже приобретает реалистичность. Для меня самый сложный цвет – красный и все его оттенки. Он немного капризный, плохо «ложится», с ним приходится повозиться.
- Есть ли место мистике в Вашем труде? Были ли те герои, кто действительно, став цветным «заглянул Вам в душу»?
Мистикой это вряд ли можно назвать, но иногда возникает некий мысленный диалог с человеком на фото. Так было, когда я раскрашивала фотографию Ефрема Катунакского.
Когда приступала к работе, было полное ощущение, что он сердится, не хочет, чтобы его красили. Я его даже уговаривала) Но потом взгляд его потеплел, и я уже без проблем завершила работу.
Кстати, Геббельс тоже возражал, но его я уговаривать не стала.
- А есть ли персонажи, которыми никогда не будете заниматься и почему?
Пару лет назад я на подобный вопрос ответила, что не работаю с фотографиями казней и прочих ужасов, но вскоре после этого мне пришлось красить фотографии тел, пролежавших три месяца под снегом, и при этом читать подробное заключение судмедэкспертизы. И потом было ещё много других подобных сцен и персонажей. Как мне сказал мой коллега, изумительный колорист из Румынии, известный в сети под ником jecinci: «Ольга, это только пиксели». Вот об этом стараюсь помнить, когда попадается что-нибудь ужасное.
Что касается конкретных исторических персон, то я крашу не только тех, кто мне нравится. Иногда меня просто разбирает любопытство, например, ну как такой мозгляк, как Геббельс, мог увлекать за собой массу народа. Так сказать, заглянуть в глаза – и ужаснуться)
В заключение хочу сказать, что не стоит так уж серьёзно относиться к колоризациям, это всего лишь попытка представить себе момент съёмки много лет назад, увидеть живых людей в тех, от кого остались лишь чёрно-белые тени на фотографиях. Это очень интересное занятие. И, слава богу, благодаря компьютерной технике, оно представляет собой «метод неразрушающего воздействия», другими словами, чёрно-белый исходник остаётся неприкосновенным.
А теперь можете полюбоваться работами Ольги Ширниной
Ну или прочесть наше интервью с прекрасным петербургским художником Александром Простевым.