Найти тему

Пробежка по Херсонесу Таврическому

У входа в музей
У входа в музей

Сплошные экспромты. Не получилось у нас задержаться в Севастополе еще на пару-тройку дней, так как погода внесла свои коррективы - ну какое удовольствие из окна гостиницы любоваться потоками дождя?

Так что - бегом-бегом, давай-давай, и на Херсонесе Таврическом у нас получилось пробыть всего четыре часа. Мы и десятую часть открытой экспозиции не увидели. Может, и к лучшему, чтобы были весомые причины вернуться сюда хотя бы еще раз.

Что можно увидеть за четыре часа?

Почти сразу от входа мы попали в античный театр.

Античный театр
Античный театр
Амфитеатр (вид со стороны "служебных" помещений)
Амфитеатр (вид со стороны "служебных" помещений)

Город не бедствовал, раз мог выделять средства на культурные мероприятия для местного населения. Интересно, а отдел культуры в городе был? Или обходились без чиновничьей прослойки?

Сразу за амфитеатром - открытая экспозиция:

Часть открытой экспозиции
Часть открытой экспозиции
Мозаичный пол
Мозаичный пол

В верхней части города - емкость для воды объемом на 15 тысяч тонн:

Емкость для хранения воды
Емкость для хранения воды

Справа от емкости на фото видны пристройки, которые на планах обозначены как термы. Хотя, более всего они напоминают отстойники или фильтры, тем более, что в кладке сохранились водоводы:

Водовод в пристройке к емкости для хранения воды
Водовод в пристройке к емкости для хранения воды

Античные греки на знали, что такое плинфа. Изобретатель "полукирпича" - древний Рим. Так что, скрепленная раствором кладка из плинфы, по всей видимости, является следами "капитального" ремонта первого тысячелетия нашей эры, то есть византийского периода:

Кладка из плинфы - византийский вклад в античное строительство
Кладка из плинфы - византийский вклад в античное строительство

Следующий интересный объект (это уже в сторону Владимирского собора) - монетный двор:

Монетный двор
Монетный двор
Монетный двор
Монетный двор

С подвалами всё понятно. Эллины дураками не были и прекрасно понимали: дальше положишь - ближе возьмешь.

А коллекции монет тут были собраны просто великолепные. Мы взяли единые билеты, которые дают право зайти в крытые экспозиции - античную и византийскую. Кстати, билеты нам - военным пенсионэрам - продали по льготной цене, что приятно удивило. Буквально несколькими днями ранее в Тамани на входе в музей "Атамань" дородная сударыня на кассе отказалась даже заглядывать в наши пенсионные удостоверения, лаконично пояснив: "только в шестьдесят пять!". Прозвучало примерно с таким выражением, с каким, наверное, спартанские жены провожали своих мужей на грабеж соседних полисов: "с щитом или на щите!". Ну, тут, видимо, кубанский менталитет на генном уровне у тетки сыграл. Но сейчас не об этом.

В закрытых экспозициях снял ролики. Так как аккумулятор на экшн-камере я уже благополучно "посадил" ранее, то снимать пришлось на фотик. В общем, качество съемки так себе, да и оператор с меня не очень, но ссылки привожу ниже:

Античная экспозиция

Византийская экспозиция

От Владимирского собора свернули влево к морю:

Жилой квартал
Жилой квартал
Цистерна для засолки рыбы
Цистерна для засолки рыбы
Чуть ниже еще две цистерны
Чуть ниже еще две цистерны
Вид на Владимирский собор со стороны моря
Вид на Владимирский собор со стороны моря
Штиль. Покой
Штиль. Покой

Недалеко от берега - базилика шестого века. Которая построена на фундаменте синагоги пятого века. Которая - синагога - построена на фундаменте какого-то античного храма:

-16
-17
-18

Еще одна спираль истории - Крымская война. Она тоже оставила памятный ожог:

-19
-20
-21
Пули и картечь
Пули и картечь

Так быстренько фотки выложил, но в реале мы бродили часа четыре. Напоследок зашли во Владимирский собор, но не сложилось - там шли культурно-массовые мероприятия. Вроде бы колыбель русского Православия... Хор что-то с энтузиазмом пел, какая-то игривого вида грешница стояла возле трибуны, а возле грешницы крутился батюшка... Сюр какой-то. Из собора мы ретировались от греха подальше, так и не рассмотрев внутреннее убранство.

Интересное мы нашли снаружи. От левого от входа угла собора археологи нашли что-то интересное:

-23
-24

То ли фундамент здания, то ли остатки мостовой. Понятно, что под собором уже ничего не осталось.

Вот такая получилась экскурсия. Скомканная, с лимитом по времени, но все равно с ощущением сопричастности к ушедшим эпохам. Мы же дотрагивались до камней, которые обтесывались и укладывались в стены руками давно ушедших за край людей.

И мы сюда вернемся обязательно.

-25