Сплошные экспромты. Не получилось у нас задержаться в Севастополе еще на пару-тройку дней, так как погода внесла свои коррективы - ну какое удовольствие из окна гостиницы любоваться потоками дождя?
Так что - бегом-бегом, давай-давай, и на Херсонесе Таврическом у нас получилось пробыть всего четыре часа. Мы и десятую часть открытой экспозиции не увидели. Может, и к лучшему, чтобы были весомые причины вернуться сюда хотя бы еще раз.
Что можно увидеть за четыре часа?
Почти сразу от входа мы попали в античный театр.
Город не бедствовал, раз мог выделять средства на культурные мероприятия для местного населения. Интересно, а отдел культуры в городе был? Или обходились без чиновничьей прослойки?
Сразу за амфитеатром - открытая экспозиция:
В верхней части города - емкость для воды объемом на 15 тысяч тонн:
Справа от емкости на фото видны пристройки, которые на планах обозначены как термы. Хотя, более всего они напоминают отстойники или фильтры, тем более, что в кладке сохранились водоводы:
Античные греки на знали, что такое плинфа. Изобретатель "полукирпича" - древний Рим. Так что, скрепленная раствором кладка из плинфы, по всей видимости, является следами "капитального" ремонта первого тысячелетия нашей эры, то есть византийского периода:
Следующий интересный объект (это уже в сторону Владимирского собора) - монетный двор:
С подвалами всё понятно. Эллины дураками не были и прекрасно понимали: дальше положишь - ближе возьмешь.
А коллекции монет тут были собраны просто великолепные. Мы взяли единые билеты, которые дают право зайти в крытые экспозиции - античную и византийскую. Кстати, билеты нам - военным пенсионэрам - продали по льготной цене, что приятно удивило. Буквально несколькими днями ранее в Тамани на входе в музей "Атамань" дородная сударыня на кассе отказалась даже заглядывать в наши пенсионные удостоверения, лаконично пояснив: "только в шестьдесят пять!". Прозвучало примерно с таким выражением, с каким, наверное, спартанские жены провожали своих мужей на грабеж соседних полисов: "с щитом или на щите!". Ну, тут, видимо, кубанский менталитет на генном уровне у тетки сыграл. Но сейчас не об этом.
В закрытых экспозициях снял ролики. Так как аккумулятор на экшн-камере я уже благополучно "посадил" ранее, то снимать пришлось на фотик. В общем, качество съемки так себе, да и оператор с меня не очень, но ссылки привожу ниже:
От Владимирского собора свернули влево к морю:
Недалеко от берега - базилика шестого века. Которая построена на фундаменте синагоги пятого века. Которая - синагога - построена на фундаменте какого-то античного храма:
Еще одна спираль истории - Крымская война. Она тоже оставила памятный ожог:
Так быстренько фотки выложил, но в реале мы бродили часа четыре. Напоследок зашли во Владимирский собор, но не сложилось - там шли культурно-массовые мероприятия. Вроде бы колыбель русского Православия... Хор что-то с энтузиазмом пел, какая-то игривого вида грешница стояла возле трибуны, а возле грешницы крутился батюшка... Сюр какой-то. Из собора мы ретировались от греха подальше, так и не рассмотрев внутреннее убранство.
Интересное мы нашли снаружи. От левого от входа угла собора археологи нашли что-то интересное:
То ли фундамент здания, то ли остатки мостовой. Понятно, что под собором уже ничего не осталось.
Вот такая получилась экскурсия. Скомканная, с лимитом по времени, но все равно с ощущением сопричастности к ушедшим эпохам. Мы же дотрагивались до камней, которые обтесывались и укладывались в стены руками давно ушедших за край людей.
И мы сюда вернемся обязательно.