К сожалению, нашла только такую, не очень четкую репродукцию портрета в сети. Об изображенной я смутно знала, что она была, но без подробностей - как сложилась ее жизнь, и ее сохранившийся, как оказалось, портрет, стал полным сюрпризом...
Возможно, вы тоже никогда не задумывались ни о ее существовании, ни о ее судьбе - тогда знакомьтесь: царица Прасковья, супруга, а потом вдова брата и соправителя Петра Первого - Ивана Пятого. Мать императрицы Анны Иоанновны.
Немаловажная фигура, по всему раскладу - и совершенно в нашей истории подзабытая.
Прасковья Фёдоровна, урождённая Салтыкова (1664 - 1723 гг.) прожила жизнь долгую, застав все преобразования Петра 1. Представительница старого, московского мира, как вписалась она в новую реальность? Как смогла сохранить себя и детей там, где и более близкие к царю люди не смогли сносить головы?
С портрета на нас смотрит возрастная, тучная женщина с терпеливым выражением лица и очень правильными, тонкими, буквально точеными чертами. Что называется - со следами былой красоты. И по этим следам можно предположить, что в юности внешность ее была совершенно незаурядная...
Немного предыстории...
У царя Алексей Михайловича было две жены.
Первая, Мария Ильинична, урождённая Милославская (1624 - 1669 гг.), родила царю 13 детей. Из выживших, дочери отличались большим умом и жизненной энергией (царевна Софья, как пример), а сыновья все как на подбор были болезненными, хилыми и во всех отношениях неудачными. Из них нам важны выжившие Федор и Иван.
Естественно, когда женщина становилась частью царской семьи - к благам, должностям и деньгам автоматически подтягивались ее родственники. Так что род Милославских был очень усилен сложившимися благоприятными обстоятельствами.
Вторая, на которой царь женился после кончины Марии - Наталья Кирилловна, урождённая Нарышкина (1651 - 1694 гг.), родила царю троих детей (выжили двое).
Из этих выживших один был Петр, который с детства отличался от остальных сыновей Алексея Михайловича и умом и сообразительностью, и живостью характера, и здоровьем, а вторая - Наталья, любимая сестра Петра.
Естественно, здесь тоже к богатой кормушке у трона подтянулся весь род Нарышкиных.
И вот царь Алексей Михайлович умирает - ему наследует 15-летний старший сын (от Милославской) - Фёдор III Алексеевич (1661 - 1682 гг.)
Федор прожил всего 20 лет, успев за это время два раза жениться. Первая жена умерла в родах вместе с ребенком, а вторая, собственно, полноценной женой стать и не успела - здесь уже скончался сам Федор. Марфа Апраксина осталась вдовой и всю жизнь, прожила на попечении Петра 1. Так посмотреть - у него был полный дворец цариц!))
Уже не упоминаю о том, что род Апраксиных так же приблизился к престолу.
После смерти Федора остались 2 его брата - наследника от разных жен Алексея Михайловича, один из которых был умственно отсталым (Иван), а второй совсем маленьким (Петр). А еще у них осталась честолюбивая, умная и энергичная старшая сестра Софья. И куча родни от двух жен Алексея Михайловича, мечтавшей под корень изничтожить друг друга в борьбе за трон.
Последовала кровавая битва кланов Милославских и Нарышкиных - знаменитый Стрелецкий бунт 1682 года, после которого Петр, насмотревшись на зверскую расправу над родственниками, остался психопатом до конца своих дней.
Итогом было двоецарствие - и Иван и Петр были венчаны на царство, а Софья, до их совершеннолетия становилась регентом.
Шло время. Приближалось совершеннолетие царей, из которых один был дурачок, а второй, наоборот, слишком умный, и надо было что то делать, чтобы умника навеки от престола отодвинуть, благо вражда Милославских и Нарышкиных не угасла. Просто убить мальчишку было неудобно - слишком откровенно... И был придуман гениальный план непротивления злу насилием - Ивана женить, а когда у него родится сын, объявить его наследником и мягко задвинуть Петра на обочину истории.
Как было положено в те времена - в поисках царской невесты собрали лучших красавиц страны и среди них, в ускоренном режиме Иван выбрал в жены высокую, статную и веселую Прасковью Салтыкову, происходящую из знатного боярского рода. (Здесь и Салтыковы придвинулись к престолу...)
Забегая вперед, скажу, что в итоге план Софьи провалился. Иван, хоть и был скорбный умом, оказался вполне способен к деторождению - у них с супругой родилось 5 детей. Но... все 5 были девочки.
Петр тем временем вырос, возмужал, тоже женился (здесь мигом в ответ Милославским подсуетились Нарышкины), родил сына - наследника, которого потом убил, и отправил засидевшуюся в регентах сестру в монастырь.
Ивана он не трогал, потому что тот его планам никак не мешал. Иван медленно загибался сам по себе, от кучи наследственных болезней - в 27 он был как дряхлый старик, а в 30 скончался сам, без посторонней помощи (в 1696 году).
И тут, после 12 лет брака в статусе царицы, его жена Прасковья с малыми детьми на руках, оказалась нос к носу с буйным братом своего покойного мужа...
Здесь, однако, немаловажно отметить, что за царицей стояла ее огромная родня, но тем не менее, кое что в своей жизни ей пришлось менять.
Рассмотрим подробнее - в какой обстановке она выросла, жила, и что представляло собой ее мировоззрение.
Образование Прасковьи, как и остальных теремных знатных девушек ее эпохи, вопреки фантазиям наших оскорбленных его убогостью современниц, иной раз убеждающих меня в комментариях о неких широких кругозорах на основании кое как нацарапанных каракулей, было скромным, но по тем временам, вполне достаточным. Ее слегка научили грамоте, накачали суевериями и преданиями старины - и вот - извольте на выходе получить готовый продукт. Она верила в чудеса, в колдунов, а религия в ее мировоззрении была представлена исключительно набором обрядов, она и не подозревала, что в них может быть заключен некий смысл...
Тем не менее, религиозная составляющая в ее жизни была существенной - она часто ездила по монастырям, жертвовала там подарки и деньги, участвовала в крестных ходах, раздавала милостыню и строго посещала службы. После замужества, они все это выполняли с супругом. Она широко помогала всем нищим и убогим, которые обращались к ней за помощью.
При дворце жило великое множество всяких приживалок - старух, сирот, вдов... Все они получали содержание и кров. Особенно Прасковья жаловала юродивых и калек - немые, слепые, безногие, безрукие ползали всюду на подведомственной царице территории. Ну так и вышла замуж она за убогого - видимо, это объясняло такую ее привязанность к подобным людям.
Так же, по обычаям тех лет, в хоромах царицы обитало большое количество шутов разных видов, и карликов с карлицами - эти были для развлечения.
Еще для развлечения в те времена было принято держать маленьких арапчат (так называли негритят), и калмыков. Куда их девали, когда они вырастали - история умалчивает. Это была часть развлекающей экзотики, наряду с попугаями и обезьянами.
Во дворце держали огромное количество разных птиц - царица любила слушать их пение. Следующими ее забавами, помогающими убить время, были игра в карты и качание на качелях.
Еще одним любимым занятием Прасковьи были душеспасительные беседы со странствующими богомольцами.
Жили они с Иваном в отдельных теремах на территории Кремля. По праздником к ним приходили многочисленные родственники, выразить свое почтение. В будние дни она занималась всякими женскими делами по хозяйству (рукодельничала сама, вышивая золотом всякие безделушки, курировала рукоделия мастериц, которые работали в хозяйстве). Каких либо серьезных вопросов она не касалась - за это отвечали специальные доверенные люди из числа ее родни.
Детей у них с мужем долгое время не было - но потом царица как из пулемета выдала последовательно пять дочерей. Три из них дожили до взрослого возраста.
В дела управления ни она ни Иван вообще не вникали. Они просто жили спокойной, размеренной, старинного уклада жизнью, озабоченные только семейными проблемами: здоровьем царя и смертью детей.
И вот - ее муж умер, внезапно, от простейшей простуды. А следом, очень скоро, она теряет и отца. Оба были похоронены торжественно, с соблюдением всех древних обрядов. Царица после смерти мужа много пожертвовала монастырям и духовенству - чтобы молились хорошо за упокой его души, и пять дней кормила при своем дворе 300 нищих...
Жизнь вдовы.
Надо сказать, что двор в тот период напоминал гадюшник. Реформаторская направленность деятельности молодого царя поддерживалась далеко не всеми. Сюда же накладывалась постоянная грызня родственников всех цариц между собой.
В этой обстановке Прасковья умудрилась сохранять нейтральную позицию, а ее отношения с Петром вообще обошлись без конфликтов. Более того, в Измайлове, где она теперь жила, сохранилась вся описанная выше и привычная ей обстановка милой старины, от которой Петра воротило, но он моральному комфорту Прасковьи не препятствовал.
В Измайлове был огромный и даже избыточный штат прислуги, по старинным обычаям готовый выполнить любой каприз царицы. Все сироты, птицы, негритята и инвалиды тоже переселились в этот спокойный райский уголок. Дворец стоял окруженный прудами и садами, в полной безмятежности и время здесь как будто застыло, на тихой, спокойной и умиротворенной ноте. Здесь было хорошо, и это хорошо царице удалось сохранить до 1708 года.
Петр любил бывать у нее в гостях - и сам, и, позже, с семьей. Даже послов иностранных возил к царице в гости, и праздновал в Измайлово знаменательные события. Прасковье он доверял и ценил ее мудрость и здравый смысл. Иностранцы оставили отзывы о Прасковье тех лет - они находили ее еще неожиданно молодой, красивой, и очаровывающей своей обходительностью.
Чем более усиливались позиции Петра - тем лучше становились их отношения, при том, что своего образа жизни Прасковья не меняла. Но при этом, и не упиралась в эту старину, в отличие, к примеру, от жены Петра Евдокии Лопухиной. И ни в какие интриги не втягивалась, держась на расстоянии от всех обиженных и недовольных.
Хотел Петр видеть ее на своих ассамблеях - да пожалуйста - и приезжала, и пила там, и сарафан снимала, а в европейское платье наряжалась... Веселился царь на своих нововведенных маскарадах - и она смеялась рядом с ним. Озаботился царь будущим своих племянниц - и образование им царица дала на современном уровне - не вступая в споры о ценности древних преданий. Все три ее дочери как миленькие выучили французский, немецкий, историю, географию, да еще и танцевали впридачу.
В 1708 году, не вступая в пререкания с Петром, Прасковья приняла его предложение и переехала из милого сердцу теплого, уютного и веселого Измайлово в серый, но любимый Петром новый город - Петербург. Радости Петра при приезде ее семьи просто не было предела - он сам им устроил экскурсию, и даже приказал дать из пушек салют. Ему было важно признание родственниками его новой столицы. Вслед за Прасковьей в Петербург переселились и другие родные Петра - царица Марфа, родная и любимая сестра Наталья, сестры Милославские (Софья была не единственной) - царевны Марья и Феодосия. Но первой была Прасковья!
Вскоре подросли ее дочери, и Петр вознамерился устроить их судьбу с выгодами для Отечества: выдав замуж за европейских принцев.
Судьбы дочерей.
В отличие от его собственных дочерей, дочери его брата были по всем статьям вполне породистые принцессы.
Принцесс было три: Екатерина, Анна и Прасковья.
Екатерина была любимой дочерью. С Анной отношения Прасковьи были натянутые - это была нелюбимая дочь. Прасковья - самая младшенькая, находилась всегда возле матери в утешение.
Когда Петр вознамерился провести эксперимент, выдав русскую принцессу замуж за европейского принца, первой жертвой должна была быть Екатерина. Но Прасковья отдала за сомнительного жениха Анну - ее было не так жалко.
Анна Иоанновна (1693 - 1740 гг.) стала герцогиней Курляндской.
Муж ее был до такой степень алкоголик, что они до Курляндии после свадьбы не успели доехать - он по дороге перепил и умер. Но зато иностранный принц, да. Вот его убогая физиономия:
Бедной Анне пришлось остальной путь до новой родины проделать в компании его трупа.
В итоге Анну Петр оставил в Курляндии - из соображений государственных интересов, а в помощь ей послал Петра Бестужева - Рюмина, который скоро сделался любовником молодой вдовы. Прасковью это привело в жуткий гнев. Она тиранила Анну письмами, требовала выгнать Бестужева - Рюмина, и даже неоднократно сама порывалась поехать в Курляндию, чтоб всех там расшвырять. Анна боялась матери как огня. Бедняга оказалась в ужасном положении - и на новой родине жизни нет, и домой вернуться нельзя - маменька загрызет... До самой смерти Прасковьи их отношения так и не наладились, и если и написала она дочери доброе слово в последнем письме - то и тут с оговоркой, что делает это по просьба супруги Петра 1 Екатерины... Портрет этого Бестужева - Рюмина я не нашла, к сожалению...
Анна потом стала российской императрицей. Так неожиданно повернулась ее судьба...
Веселую, жизнерадостную Екатерину Прасковья держала около себя как могла долго.
Но и ее пришлось отправить замуж на чужбину, в угоду желаниям Петра.
Екатерина Иоанновна (1691 - 1733 гг.)
В 1716 году по воле Петра пришлось отдать Екатерину в жены мекленбургскому герцогу Карлу Леопольду – субъекту странному, и даже сумасшедшему.
Екатерина была уже третьей женой герцога, от которого первые две сбежали. Она родила от него дочь и поняла, что тоже надо бежать. Выходки герцога были ужасны. Но так сразу это сделать было невозможно. Екатерина писала о своей жизни матери, а Прасковья терроризировала Петра и Екатерину 1 просьбами разрешить ее кровиночке вернуться домой. Когда родилась внучка - Прасковья полюбила ее заочно всей душой, и стала писать письма не только дочери, но и девочке. Вот, например: ...Пиши ко мне о своем здоровье и о здоровье батюшки и матушки своей рукою, да поцелуй за меня батюшку и матушку – батюшку в правой глазок, а матушку в левой. Да посылаю тебе, свет мой, гостинцы: кафтан теплой для того, чтоб тебе тепленько ко мне ехать. Утешай, свет мой, батюшку и матушку, чтобы они не надсаживались в своих печалях, зови их ко мне в гости и сама с ними приезжай, и я думаю, что с тобой увижусь потому, что ты у меня в уме непрестанно. Да посылаю я тебе свои глаза старые (тут были нарисованы два глаза), уже чуть видят свет, бабушка твоя старенькая хочет тебя, внучку маленькую, видеть...
К 1722 году Прасковья доточила Петра, и он потребовал, чтобы Екатерина с мужем или без него приехала в Россию. Конечно Екатерина выбрала приехать одна. Так состоялось возвращение любимой дочери и любимой внучки. Больше к мужу Екатерина не вернулась.
Последняя дочь, Прасковья, жила при матери спокойно. У Петра не было на нее планов, поскольку он считал ее глупой, страшненькой и слишком слабой здоровьем.
Прасковья Иоанновна (1694 - 1731 гг.)
В итоге она хорошо вышла замуж за генерал-аншефа Ивана Ильича Дмитриева - Мамонова (1680—1730). У них был сын, который умер в детстве, а сами супруги умерли с небольшим перерывом друг за другом. Прасковья прожила небольшую, но спокойную и счастливую жизнь.
Прощание.
Царицу же Прасковью подкосили неудачные судьбы старших дочерей. Она очень за них переживала, хотя и по разному. Здоровье ее слабело, она ездила лечиться на воды, как это было принято в то время, но воды не помогли. Царица слегла. Перед смертью она попросила зеркало - и долго смотрела в него на свое отражение.
Похоронили ее с необыкновенно пышными царскими почестями. Петр лично руководил траурной процессией.
Потом он оплатил все долги покойной царицы, обеспечил всех ее престарелых слуг, и ее дочери никогда ни в чем не нуждались с его постоянной поддержкой.
Так царь выказал уважение вдове своего брата и соправителя, которая долгие годы была его близким другом.