Меня поражают люди, наделённые множеством талантов, знаний, умений. Такие люди всегда жили и живут среди нас. Лев Георгиевич Прыгунов - такой человек. Он многое умеет, ему всё по плечу. За свою долгую жизнь он сделал очень много - изучал биологию, писал стихи, играл в театре, снимался в кино, писал изумительные картины. Не знаю, права ли я, употребив глаголы в прошедшем времени? Может быть, он и сейчас полон творческих сил, идей и вдохновений? Да, наверняка, так и есть. В 2019 году он снялся в детективном сериале сына, Романа Прыгунова, "Мёртвое озеро". Смотрела отрывки. Герой Прыгунова - старик Сандибалов - вычерчен актёром мастерски и ярко.
Лев Прыгунов - яркая творческая личность. Родился в далёком 1939 году, в Алма-Ате. Отец, естествоиспытатель, привил сыну любовь к биологии, охоте. Мать, учительница русского языка и литературы - к поэзии. В семье много говорили о театре, выдающихся актёрах. Эти разговоры оставили в душе мальчика большой след: впоследствии он стал замечательным актёром, который блистал не только на Родине, но и за границей.
Любовь к биологии была такой же сильной, как и любовь к сцене, но всё же она была вторичной: после второго курса биологического факультета, Прыгунов ушёл из пединститута и уехал в Ленинград, где начал учиться на актёра.
В 1969 году Лев Прыгунов проснулся знаменитым. Это произошло после выхода на большие экраны фильма "Сердце Бонивура". Бонивур в исполнении Прыгунова был смелым, честным и самоотверженным. Все мальчишки того времени хотели быть похожими на него. Роль, и правда, была яркая, характерная.
Ролей в кино было много. Более 120-ти. Разноплановые, разносторонние. Актёр мог и может сыграть кого угодно. Мастерство перевоплощения отточено до совершенства.
Стихи Льва Прыгунова умны и поучительны. Он часто говорил, что поэзию его научил чувствовать Иосиф Бродский. Они были хорошими приятелями, много лет дружили, встречались, спорили. После эмиграции Бродского в Америку, Прыгунов писал ему письма, а один раз даже погостил у друга.
У Льва Прыгунова - двое сыновей. Старший - Фёдор Парфёнов - был рождён вне брака. Сейчас ему 53 года, он священник, несколько лет занимался биологией.
Младший - известный режиссёр Роман Прыгунов. Родился он в первом браке отца. Актёр вспоминал: «Я четыре дня поил всю Москву. Настолько мне было радостно». Матерью Романа была Элеонора Романовна Уманец. Она трудилась при Министерстве иностранных дел. Семья была крепкой и дружной.
Когда мальчику было всего 8 лет, его мать погибла в автокатастрофе. Вот как сам Лев Прыгунов пишет о тех страшных днях:
«Я был в Алма-Ате, а жена в Риге. Утром я почувствовал, что случилась какая-то трагедия. Проснулся. Полчаса посидел. Потом пошли с другом в горы. Говорили о высоте и смерти. Когда спустились с гор, пошел в гости к двоюродному брату. Там у меня случился озноб на ровном месте. Вернулся в свой номер отеля, и тут мне позвонили… Там пьяный мужик за рулем угробил двух человек, а еще одного оставил калекой. Причем сам он не пострадал».
Утрата была очень тяжёлой. Первый удар был связан с лучшим другом, второй - с любимой женщиной. Но Прыгунов нее сломался. Он стал много работать, стал свою беду и печаль выражать в красках и слове. И, по-моему, делал он это достойно и впечатляюще. Убедитесь сами:
СВОБОДА
Как просто обрести свободу:
Не врать, не спорить и не лезть
Из кожи каждому в угоду,
Не знать ни зависть и ни лесть.
И сторониться людных сборищ,
И поминутно понимать,
Что драгоценней всех сокровищ
Лишь то, чего нельзя отнять.
Не в силах вор, ни Государство,
Ни даже Смерть к исходу дней
Души Таинственное Царство
Поганить лапою своей.
Август 2008 г.
СОНЕТ ФИЛОСОФА – 4
Лицо как зеркало. И в зеркале лицо.
Двойное отражение пороков.
Ума и глупости. И вечное кольцо
Таинственных и скользких поворотов.
Как мало путного в потоке мутном! Но
И там отыщет золото старатель.
В метро – документальное кино:
Фильм ужасов – Советский эскалатор!
Но даже там вдруг явится на миг
Как зайчик от зеркального осколка
Необычайно светлый ясный ЛИК,
И страха будто не было нисколько.
ПАЛИТРА ОСЕНИ
Палитра осени скромна:
Мышиная, сорочья, лисья…
Когда ты смотришь утром на
Кристаллы инея на листьях.
Голландской живописи нить
Плетётся в переливах тона,
И сразу хочется купить
Кистей, холста или картона,
Белил слегка на облака,
Две охры, кобальт, кадмий красный…
И ты остался на века
Этюдом осени прекрасной.
20. 10. 08.
Восхищена, тронута и задета за живое. Спасибо, мастер!