Найти в Дзене

Правда о катастрофе на Камчатке. Доказательства и факты

Оглавление

На днях мы уже публиковали вызвавшую большой резонанс заметку о том, что, по мнению ученых из МГУ, случилось на Камчатке. Сегодня публикуем приведенные ими доказательства и факты, подтверждающие их заключение.

Но сначала предлагаем полистать галерею сделанных ими фотографий. Они впечатляют и позволяют буквально погрузиться в вопрос.

Как отмечает доцент кафедры гидрологии суши географического факультета МГУ Сергей Чалов, написавший для нас этот материал, давно не было такой ситуации, когда явления в природе вызывали столь противоречивые слухи.

В сентябре заговорили о том, что океан на Халактырском пляже отравлен. Еще чуть больше недели назад основными версиями произошедших явлений чаще всего назывались:

1. Нефтяное пятно – топливо, пришедшее в океан с одного из объектов Вооруженных Сил РФ, кругом распространенных на Камчатке и примыкающих к пострадавшему морю. Здесь есть три таких объекта: 90 авиационный полигон, полигон Радыгино, учебно-тактическое поле Мокрый песок.

2. Сброс ядохимикатов с Козельского полигона ядохимикатов.

"Я – гидролог. Специалист по рекам, качеству воды в реках, русловым процессам. Неделю назад я ничего не слышал о красных приливах. Но я знаю, что любая крупная авария, любой сброс сточных вод, особенно нефтепродуктов, сброс ядохимикатов – оставляет за собой неизгладимый след в виде убитой экосистемы: погибшей или ушедшей рыбы, загрязненных донных отложений, техногенных илов и т.д. Кроме того, авария не падает с неба. По космическому снимку, с дронов будет виден источник аварии, и «закопать» это невозможно.

Основные объекты района Авачинского залива к северу от Авачинской бухты (карта составлена Д.И. Школьным)
Основные объекты района Авачинского залива к северу от Авачинской бухты (карта составлена Д.И. Школьным)

Чтобы подтвердить одну из двух гипотез, названных, выше, достаточно побывать на месте и понять: да, загрязнение было. А дальше дело специальных анализов – чтобы установить масштабы загрязнений.

И самое главное. Выводы властей по поводу различных ЧП вызывают, мягко говоря, немного доверия. Поэтому для нас казалось очевидным, что произошла авария. Неделю назад какие-то биологические процессы в океане казались невероятными, чтобы объяснить массовую гибель морских животных.

Было ясно – надо приехать, увидеть, найти и доказать", - пишет Сергей Чалов.

Однако по итогам всех многочисленных проведенных исследований стало понятно, что следов катастрофических, массовых поступлений загрязняющих веществ техногенного происхождения в русловую сеть притоков Авачинского залива НЕТ. Это та единственная и очевидная правда, от которой надо отталкиваться и переключать поиск причин в другое русло. А это русло – тот самый «красный прилив».

Чтобы дать очевидную версию произошедшего, следует перенести внимание на пляж и оценить ситуацию на нем. Так вот, мои коллеги из ИПЭЭ РАН имени А.Н. Северцова и ВНИРО 11–12 октября 2020 года отметили массовые штормовые выбросы на уровне верхней литорапи-супралиторали в юго-восточной части бухты полосой длиной около 20 м (шириной 50 см), представленные панцирями морских ежей, фрагментами морских звезд, раковинами брюхоногих моллюсков, массово – двустворчатыми моллюсками (мидиями) и единичными экземплярами хитонов (панцирных моллюсков) и крабов. По мнению биологов, выброс произошел более двух недель назад. Предположительно именно с этого места были сделаны резонансные фотоснимки, попавшие в интернет. В свежих выбросах доминируют водоросли, а также встречаются панцири морских ежей и единичные крабы. Кроме того, обнаружены живые мидии, балянусы, раки-отшельники, а на верхней литорали встречаются представители бокоплавов. Во всех исследованных точках не обнаружено гибели морских птиц, морских млекопитающих и рыб.

Снова цитирую своих коллег: «Отсутствие гибели крупных позвоночных животных позволяет говорить, что количество токсинов в тканях гидробионтов было незначительным».

Все биологи в целом сходятся в одном: причиной гибели выброшенных ранее гидробионтов, вероятно, является кислородное голодание вследствие замора, возникшего после массового развития микроводорослей – или «красный прилив». Водоросли размножаются, отмирают и в процессе их разложения и поглощения бактериями сокращается количество кислорода в воде. Мёртвое органическое вещество становится пищей для бактерий, которые его разлагают. Чем больше пищи, тем больше развивается бактерий и тем меньше в воде растворённого кислорода, используемого ими. Когда содержание растворённого кислорода уменьшается, цветение может приводить к образованию зон замора. В данном случае происходило снижение уровня кислорода на глубинах приблизительно 5–15 метров вследствие массового размножения одноклеточных водорослей (динофлагелляты и цианобактерии), а также наличия в воде токсинов, выделяемых некоторыми видами одноклеточных водорослей.

А как же быть с отмеченными превышениями предельно допустимых концентраций (ПДК) в реках?

На этой территории хозяйственная деятельность имеет место быть. Не говоря о том, что есть много слухов о захороненных военных подлодках, торпедах, боеприпасах и др. Все эти артефакты, а еще туристы, рыбацкие катера и разные корабли, оставляют следы. Помыть машину в реке, слить остатки бензина – все это в порядке вещей. А потом мы удивляемся, откуда у нас вокруг нефтепродукты. Именно эти следы отмечались разными лабораториями, которые отбирали в огромном количестве разные пробы и фиксировали превышения над нормативами ряда техногенных загрязнителей – например, нефтепродуктов в несколько раз и др.

Почему мы поверили в то, что люди пострадали от водорослей?

Токсичность Dinophysis – научно подтверждена. Есть масса статей на эту тему. Кроме того, в пробах воды и тканей мидий, отобранных 5 октября 2020 г. и проанализированных сотрудниками ТИБОХ ДВО РАН, установлено наличие токсина метилового эфира окадаевой кислоты, продуцируемого микроводорослями рода Dinophysis. Опасными в этом регионе являются «цветения воды» летом с июня по август, вызванные отдельными жгутиковыми водорослями из динофлагеллят, продуцирующими сильнейший яд нервнопаралитического действия – сакситоксин. К человеку он попадает через пищевые цепочки, которые имеют очень жесткие проявления: съел краба – обжег рот. Такими историями сегодня полон Петропавловск-Камчатский.

Что будет дальше?

Сейчас дно океана полным-полно умерших звезд и моллюсков. Погибли те, кто не может уплыть. Будет шторм – их снова выбросит на берег, и снова можно будет сделать массу страшных фотографий. Но – это будет то, что уже погибло в сентябре.

Что будет в будущем? Океан будет теплеть, и такие водорослевые аномалии будут нормой. Это нужно понимать. Надо мониторить эти взлеты водорослей. Тогда можно будет не закрывать пляж, а вводить временный режим предупреждения в случае повторения подобных ситуаций.

Карта аномалий температуры воды сентября 2020 года. Все восточное побережье Камчатки – красная зона. Здесь повышены температуры воды по сравнению с нормой на несколько градусов (карта составлена В.В. Коломейцевым)
Карта аномалий температуры воды сентября 2020 года. Все восточное побережье Камчатки – красная зона. Здесь повышены температуры воды по сравнению с нормой на несколько градусов (карта составлена В.В. Коломейцевым)

Развитию водорослей, кроме температуры в океане, способствуют питательные вещества, в частности фосфаты. А фосфаты в изобилии поступают с коммунальными стоками, и это хороший повод напомнить о необходимости строительства очистных сооружений и сокращения использования фосфатосодержащих моющих средств и удобрений. Наше экологическое НЕвоспитание может оказаться в итоге гораздо более серьезным фактором нашей жизни, чем нам кажется.

Подробнее о катастрофе на Камчатке с многочисленными примерами из истории "красных приливов" читайте в статье Сергея Чалова в журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ.