Современные психолого-педагогические исследования показывают, что самой сложной и трудной является проблема установления оптимальных отношений в семье между родителями и детьми в их школьные годы. Период младшего школьного детства – это период, когда психический и социальный мир ребенка заметно расширяется. Если до этого всю жизнь ребенка проходило главным образом в семье, то с момента поступления в школу перед ней открывается более широкий мир, который состоит из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. Расширение мира ребенка происходит непрерывно, хотя и не равномерно, ускоряясь такими важными для нее событиями, как поступление в первый класс, вступление в различные школы, посещение внеклассных занятий и т.п.
Дети младшего школьного возраста начинают более четко и полно осознавать конфликты и напряженную обстановку в собственных семьях. Многие дети становятся свидетелями семейных конфликтов в своей семье или в семьях соседей. Растущая общность детей со сверстниками существенно влияет на представление детей о себе и своем место в обществе. Более широкий жизненный опыт открывает детям сложности семейных и дружеских взаимоотношений, а также учит такого поведения от них ждет общество. Кроме того, такой опыт подготавливает почву для развития у детей моральных суждений. Воспитание ребенка зависит от опыта общения с родителями. Нарушение воспитания в семье связано с тем, как родители относятся к ребенку. В конфликтных симьях натянутые отношения между детьми и родителями приводят к нарушение развития личности ребенка.
Учебная деятельность младшего школьника выступает опосредованным фактором детско-родительских отношений: уровень школьной успешности ребенка определяет доминирующие родительские установки, что, в свою очередь, формирует соответствующее отношение ребенка к родителям.
В период обучения в начальной школе меняется характер взаимодействий “родители – ребенок”. Дети не так прямо выражают свое недовольство действиями родителей, а родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к самостоятельности и соблюдением ими распорядка дня; их больше заботят учебные навыки и достижение ребенка. В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою важность. Например, мальчики, находясь под постоянным наблюдением родителей, учатся лучше тех, кто лишен подобного внимания.
Какое родительское поведение можно считать оптимальным? В разные времена мнения по этому поводу различались. Современные исследования указывают на единую важная цель действий родителей – способствовать росту саморегулирующегося поведения у своих детей. Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны для развития саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения дисциплины. Когда родители обращаются к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того, чтобы выказывать открытую непослушность.
Аргументы родителей обычно касаются просоциального поведения и соблюдение социальных правил. У родителей, объясняющих своим детям возможные последствия их действий для других людей, дети, как правило, имеют большую популярность и обладают интернализованными моральными нормами. И наоборот, когда родители избирают силовые методы социализации, их дети с большими усилиями развивают интернализованные нормы и механизмы контроля. Таким образом, во взаимоотношениях детей с родителями необходимо глубокое понимание внутреннего мира детей, учет психологических особенностей, умение предвидеть, какая мера воздействия может быть успешной для развития личности ребенка, осуществления индивидуального подхода.
Младший школьник эмоциональный, мыслит конкретно, пытаясь приблизить воспринятое к реальной действительности. Продолжительность родительского влияния определяется прочностью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период младшего школьного возраста. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других – способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые потом становятся очень полезными при взаимодействии со сверстниками.
Особым в этот период является взаимодействие с ребенком в случае, когда ребенка воспитывает одна мать. Отсутствие отца снижает как социальный, так и экономический статус семьи. такие семьи нередко отличаются психологической неуравновешенностью вследствие постоянного напряжения в борьбе за выживание. Многие из них страдают от депрессии и невротической тревожности, что мешает им стать внимательными и заботливыми матерями. Растущие в таких семьях дети могут испытывать разного рода трудности, которые отражаются как на их психической зрелости, так и на умственном развитии.
В проведенных в последнее время исследованиях делались попытки определить формы поведения, которые бы помогли разорвать замкнутый круг депрессии и безвыходности, характерные для неполных семей. Результаты этих исследований показали, что если работающие матери в неполных семьях имели работу, которая им нравится, то их дети отличались более высоким уровнем самоуважения и более сильным чувством семейного единства и солидарности по сравнению с детьми, матери которых не работали, выявлен также ряд факторов, негативно влияющих на отношение детей к себе и на их отношение с матерями. То есть экономические трудности отражаются на психологическом состоянии матери, влияя на ее способность эффективно выполнять свои материнские обязанности и поддерживать добрые отношения с детьми. Во время безработицы у матерей, которые подлежали наблюдению были обнаружены симптомы депрессии и в это время они особенно часто наказывали своих детей. В свою очередь, у детей, которых чаще наказывали, сильнее проявлялись признаки депрессии и когнитивного дистресса.
Однако, когда дети придавали большое значение тому, что их семьи подлежат строгим экономическим испытаниям, они проявляли признаки большей тревожности, большего когнитивного дистресса и меньшего самоуважения, чем дети, не осознающие горечи и боли низкого существования. Что же может разорвать этот замкнутый круг экономических трудностей и психологических последствий этого для их детей? Когда матери осознавали, что могут получить существенную помощь в виде каких-либо товаров или услуг, - например, когда они знали, что кто-то со стороны поможет их семьям, если они заболеют – симптомы депрессии проявлялись меньше, они лучше себя чувствовали в роли матерей и реже наказывали своих детей. Согласно этим результатам такая инструментальная поддержка помогает сохранить душевное здоровье матерей, позволяя им чувствовать себя менее одинокими и более способными контролировать обстоятельства. И как следствие этого, они реже наказывают детей.
К сожалению, та социальная поддержка, которую чаще всего готовы оказать родственники и друзья, не всегда эффективна. В недавно проведенных исследованиях изучали дисциплинарные способы решения проблем и взаимоотношения в семьях, где совместно проживают бабушки, матери и дети. Здесь, при так выстроенной системе поддержки, наблюдалось сложное взаимодействие как полезных, так и тех, что приводят к конфликтам методов воспитания, используемые матерями и бабушками. Влияние такого совместного проживания на родительское поведение был преимущественно положительным, когда возраст молодых матерей не достигал двадцати лет. Что касается матери более зрелого возраста, эффективность воспитания была выше, когда они не проживали совместно со старшим поколением своей семьи. Кроме того, бабушки «приходящие», оказывают более эффективную помощь и поддержку в воспитании, чем бабушки, живущие в этих семьях.
В неполной семье может возникнуть с самого начала следующая трудность: возьмем вариант, когда с ребенком остается мать. Понятно, что одинокая мать более занята, чем мать в полной семье. А возможно, что одинокая мать больше занята своими личными проблемами? Такая мать меньше занимается ребенком, иногда даже перестает заботиться о ней. В жизни бывают и противоположные случаи. Некоторые матери с перепугу от того, что они мало заботятся о ребенке, от обостренного осознания своей ответственности за нее или от слишком сильной привязанности к «тому единственному, что у нее осталось», переполняют ребенка впечатлениями, всячески пытаются ускорить ее развитие. Некоторые дети, которых воспитала только мать и они находились преимущественно в женской среде, бывают безудержно радостными и возбужденными, когда контактируют с мужчинами. Это не связано с быстрым возникновением чувства любви, а происходит по другой причине: в общении с мужем ребенок открывает для себя новый, неизвестный ей до сей поры мир.