Как утверждают медики и экологи, в России от последствий загрязнения воздуха преждевременно умирают сотни тысяч человек каждый год. При этом, одним из главных «вредителей» являются выхлопные газы автомобилей. В крупных городах их доля в загрязнении воздуха доходит до 70%.
Чем мы дышим, когда стоим в пробке или находимся рядом с оживленной автодорогой?
Вредные вещества, которыми загрязняет воздух автотранспорт:
- Мелкодисперсные РМ-частицы – смесь твёрдых и жидких органических и неорганических веществ, которые, накапливаясь в организме, провоцируют развитие сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Доказана также связь повышенной концентрации этих частиц с возникновением рака лёгких.
- Сажа – разновидность РМ-частиц, образующихся при неполном сгорании ископаемых видов топлива, чаще всего дизтоплива. Является канцерогенным веществом.
- Оксиды азота, прежде всего диоксид азота (NO2), – вызывают смог и кислотный дождь. Пагубно влияют на дыхательные пути человека. Особенно опасны для детей.
- Приземный озон – один из компонентов фотохимического смога (не путать с озоновым слоем в верхних слоях атмосферы). Превышение ПДК может отмечаться в солнечную жаркую погоду; может привести к проблемам с дыханием, вызвать болезни лёгких; является одним из факторов риска заболеваемости и смертности от астмы.
- Оксиды серы, в частности диоксид серы (SO2), – вредоносные вещества, образующиеся при сгорании ископаемого топлива. Негативно воздействуют на дыхательную систему и функции лёгких. Могут вызвать раздражение глаз.
По данным исследований, регулярно проводимых активистами Greenpeace, на сегодняшний день ни один из крупных российских городов не может похвастаться сколько-нибудь чистым воздухом. Содержание вредных примесей в центрах городов и на оживленных перекрестках в часы пик, практически везде превышают предельно допустимые концентрации (ПДК).
Экологический регламент
В Европе битву за чистоту «дыхания» автомобилей и автомобилистов начали в 1988 году, когда был утвержден регламент, регулирующий предельно допустимые нормы вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Свое имя,так называемый базовый стандарт Евро-0 получил после пришедшего ему на смену в 1993 году стандарта Евро-1. В каждым годом нормы ужесточались, вводились новые показатели мониторинга. В 1996 году официально вступил в силу Евро-2, в 2000-м — Евро-3, в 2005-м- Евро-4, в 2009-м — Евро-5.
Со времени первого стандарта до момента введения Евро-5 удалось добиться значительного снижения выброса вредных веществ. Производители автомобильных двигателей находятся в постоянном напряжении и придумывают хитроумные способы: как соблюсти требования экологического регламента без ущерба для мощности автомобиля.
Россия, с некоторым запозданием, но уверенно принимает европейские нормативы. Стоит отметить, что в следствие множества причин по дорогам России еще разъезжает множество «коптилок», даже ниже стандарта Евро-3. Но глядя в будущее, уже сегодня можно выделить лидеров гонки Евро-стандартов — автомобили на метановом топливе. Показатели метановых автомобилей имеют хороший запас по всем показателям, не требуют залива дорогостоящего топлива с пометкой «Евро ...».
Чтобы не быть голословным...
Пояснения к графику:
P (сокращ от PM) - дисперсные частицы или попросту сажа.
HC -Углеводородные выбросы несгоревшего топлива и паров масла.
Хотя прямого вреда углеводородов нет, но они вносят свой вклад в возникновение смога и приземного озона. Углеводороды в атмосфере взаимодействуют с солнечным светом и образуют химические вещества, которые отрицательно влияют на глаза, нос, горло и легкие. Выбросы HC, которые оцениваются в частях на миллион (PPM), порожденные плохим зажиганием (свечи или провода для свечей зажигания находятся в плохом состоянии), потерей мощности из-за неправильной регулировки карбюратора, потерей компрессии вследствие плохой регулировки выпускных клапанов или использование присадок, заставляющих гореть масло (используются плохие поршневые кольца ).
В нормальном состоянии HC производятся в двигателе, сжигаются в каталитическом нейтрализаторе и превращается в водяной пар и углекислый газ.
Nox - оксиды азота вызывают смог и кислотный дождь. Природный газ не содержит никакого азота, хотя некоторые оксиды азота могут быть сформированы из-за азота, присутствующего в воздушной смеси горения.
CO - угарный газ. Выбросы угарного газа играют ключевую роль при образовании смога и содействуют возникновению так называемого парникового эффекта. Выброс углеводородов уменьшается почти в два раза при использовании природного газа.
*Сжиженный газ (LPG) - Пропан-бутан, Сжатый газ (CNG) - Метан
Решение проблем экологии крупных городов уже несколько лет назад начали решать путем перевода на природный газ автобусных автопарков.
А Вы обращали внимание, ездят ли в Вашем городе маршрутные автобусы с надписью "Метан" или "EcoGas" на борту? Напишите в комментариях!