Интернационализм являлся одним из краеугольных камней советской политики. Согласно доктрине все народы в СССР жили в мире и согласии, имели равные права. Поэтому советские власти критиковали ЮАР за бантустаны, США за резервации для индейцев.
Однако был в советский истории эпизод, когда общественные деятели страны на полном серьезе поняли вопрос об организации резервации и поместить в них народности Сибири и Крайнего Севера.
Произошло данное событие в разгар перестройки, в декабре 1988 г. на пленуме правления Союза писателей РСФСР. Данный пленум считается одним из самых горячих по накалу страстей, ведь писатели поучили возможность обсуждать любые темы благодаря политике гласности. Вот они и воспользовались этим правом на все 100 %.
Одним из выступавших был прозаик-«деревенщик» (писатель, пишущий на деревенские тематику) Владимир Личутин. Он предложил способ, который бы раз и навсегда решил бы национальный вопрос в отношении малых народов указанных наверху регионов.
А способом был создание резерваций для указанных народов. Вот что заявил писатель: «Давно пора создать резервации. Это — прекрасное изобретение цивилизованных народов, и даже в эпоху зачина в России были резервации, куда приказом государя запрещалось белым въезжать под страхом казни».
Тема получила продолжение в следующем, 1989 г. Юрий Рытхэу, классик чукотской литературы, резко отреагировал на «публичное требование загнать в резервации национальные меньшинства». Он на страницах журнала «Огонек» опубликовал свою статью «Белое безмолвие». В статье он проанализировал политику властей по отношению к коренным народам Приполярья, начиная от 17 века. Также Рытхэу напомнил, что идею с резервацией, которая бы изолировала северные народы от контактов с цивилизацией, предлагал еще легендарный Руаль Амундсен, который посещал Чукотку в 1920 г. Но тогда советская власть идею полярника не поддержала.
При этом писатель признавал, что изоляция могла бы решить некоторые проблемы чукотского народа, но саму идею резервации он раскритиковал.
Свою позицию он объяснял следующим образом: «Я решительно против резерваций! Еще и потому, что, как известно, Гитлер в своих планах устройства России после победы фашизма планировал создание именно резерваций для русского народа, где и планировал постепенное уничтожение русских. Нет, для меня и само понятие «резервация», и призывы к внедрению такого рода учреждений для решения национального вопроса в нашей стране слишком явно окрашены определенным зловещим отблеском».
Либералы устроили нападки на автора идеи – Владимира Личутина. При этом либералы, «распространили» идею на все нацменьшинства. К примеру, Юлий Ким, обратился к Личутину сатирическим стихотворением, где просил устроить для него персональную резервацию «где-нибудь в Одессе».
Однако у Личутина нашлись и сторонники, утверждавшие, что смысл слов писателя был искажен. Кроме этого, защитники напомнили, что первым идею о резервациях для малых народов, подал как раз представитель этих самых народов – поэт Юван Шесталов, происходящий из народа манси.
Сторонники Личутина утверждали, что писатель имел в виду сохранение малочисленных народов и их самобытную культуру на территориях резерваций. В этом случае получалось, что резервация будет являться «родовым заповедным пространством» указанного народа, полностью подконтрольное ему. В качестве примера приводились американские индейцы, которым власти США дали права самоуправления в 300 резервациях.
Но почему два представителя разных малых народов показывали такое отношение к идее резервации – Рытхэу, представитель чукотского народа, резко против, Шесталов (манси) за. Тут имеется одно мнение – на территории компактного проживания манси добывали нефть и газ. И Шесталов рассчитывал, наверное, что его народ получит компенсации от добывающих предприятий. Тогда как у чукотского народа таких перспектив тогда не наблюдалось.
Само по себе дискуссия пишущей братии на тему резервации и не несло каких-то политических решений, но отрицательную роль в общественном процессе она сыграла. И стала еще одним кирпичиком, вынутым из фундамента здания под названием «Советский Союз».