Найти тему
Вектор истории

10.3. Культура Древней Руси. Словене, пруссы и финно-угры.

Конец 7 - нач. 8 веков восточный ареал культуры псковских длинных курганов занимают носители культуры сопок. Обращаю внимание! Если культура сопок, то это касается только ильменских словен, так, как у других славянских племён такой вид захоронения называется — курганами. Считается, что сначала их главным центром было Любшанское городище (не далеко от Старой Ладоги) возведённое примерно в нач. 8 века на месте сгоревшего угро-финского поселения:

Взаимное расположение Любшанской и Ладожской крепостей на реке Волхов
Взаимное расположение Любшанской и Ладожской крепостей на реке Волхов
Любшанское городище (реконструкция): верх с лева - вид с птичьего полёта; справа - вид с юго-запада; низ с лева - вид с севера; справа - уровень воды Волхова 8 в.
Любшанское городище (реконструкция): верх с лева - вид с птичьего полёта; справа - вид с юго-запада; низ с лева - вид с севера; справа - уровень воды Волхова 8 в.

Это мысовое городище выстроено в той же "панцирной" технике из плитняка и дерева, что и столица западных славян ободритовВелиград (Рерик). Что интересно, этот город был построен, хоть и немного раньше — в 700 году, но, можно сказать, тем же поколением, которое строило Любшанское городище

На раскопе Любшанского городища и артефакты, найденные в культурном слое
На раскопе Любшанского городища и артефакты, найденные в культурном слое

То, что ободриты и ильменьские словене родственные племена можно судить по ритуалу захоронения. Могильники ильменских словен —жальники: сначала по кругу обкладывались каменные выкладки, совершалось трупосожжение, и насыпался холм, который обкладывали дёрном, чтобы не размывался. Ниже карта распространения жальников, начиная с Мазовщины. Кстати, в польском языке есть тоже термин "zalnik" — "курган, исторический могильник". Вообще, этот термин восходит к праславянскому "zal" — "скорбь, горе, печаль". Ещё художник Н.К. Рерих в конце 19 в. обследовал эти курганы-жальники в Любитове, Вязках, Водосье, и пришел к выводу, что они относятся к древнейшим славянским. Последующие поколения археологов это подтверждают

Карта распространения жальников. а - могильники с жальничными погребениями
Карта распространения жальников. а - могильники с жальничными погребениями

Похоронный обряд оботритов описал нам немецкий гуманист, историк и этнограф Николаус Маршалк (1470 - 1525). В 1520 г. он пишет в стихотворной форме "Хронику мекленбургских правителей". В Мекленбург немцы и переименовали ободритский Велиград-Рерик, после того, как захватили его

-6

С 1510 Маршалк в этих землях, в городе Ростоке преподавал в университете и хорошо был знаком, как с историей, так и традициями ободритов. Вот как он описывает их погребальный ритуал, правда немного исказил (как ни как лет 500 отделяло его от языческих ободритов)

-7

Недаром Маршалк упоминает скифов, таким образом, связывая их со славянами. В предыдущей статье я уже упоминал, что ритуал захоронения путём трупосожжения до сих пор бытует у приверженцев ведизма Индии. И хотя их со славянами отделяет пропасть времени (около 4 тыс. лет), но языковое сходство видно невооруженным глазом. Протославяне (скифы-пахари) и скифы царские соприкасались на протяжении длительного времени, вплоть до 1-х столетий нашей эры.

Антропологи (Алексеева Т.И., Санкина С.Л. и др.) также отмечают сходство первой волны колонизаторов Приильменья с западными славянами. И, на конец, профессор А.А. Зализняк, когда провёл детальный лингвистический анализ новгородских берестяных грамот, тоже пришел к выводу, что диалект ильменских словен отличается от остальных восточнославянских и восходит к более древней праславянской эпохе, что он ближе к западнославянским говорам.

Ильменские словене сначала заселяют область в истоке Волхова и так называемое — Ильменское Поозерье

Приильменье в 8 - 10 вв.
Приильменье в 8 - 10 вв.

Во всех отношениях лучше земли в этом ареале не найдёшь. Из южных районов к оз. Ильмень сходится система рек Шелони, Ловати, Полы, Мсты. По Волхову выходишь в Ладожское озеро и далее по Неве в Финский залив. Это контроль сразу двух торговых путей — "Из варяг в греки" и "Из варяг в арабы", а также через эти места был проторен сухопутный торговый путь с востока, через эти земли на Псков, и далее на запад.

В экономическом плане, это, пожалуй, единственный район в этих краях пригодный для земледелия. А обширные заливные луга давали обильный корм для крупного рогатого скота. Эти места напоминают более южные районы Восточной, и даже Центральной Европы. Предания о первых славянах Поозерья передавались из поколения в поколение, и даже сейчас некоторые новгородцы не прочь прихвастнуть своим происхождение оттуда, подчёркивая свой древний род.

Самым древним и самым большим неукреплённым, в этих местах, считается селище Прость, которое возникло ещё в 7 в., а закончило своё существование во вт. пол. 10 в. Занимало оно довольно значительную по тем временам площадь, целых 10 га. Здесь нашли "крапчатые" бусы, которые были распространены в Центральной Европе в 5 - 7 вв. В 300 метрах от этого селища находилось основное капище ильменских словен. В 980 г. тут так же, как Владимир Святославович в Киеве, его дядя Добрыня, установил весь славянский пантеон во главе с Перуном, главным богом воинского сословия. А после принятия христианства в 988 с таким же показательным презрением его снёс. Не секрет, что когда речь идёт об укреплении своей власти, господа моментально меняют свою веру. У нас такое же произошло в 1991 году, когда номенткатура, вся сплошь состоящая в КПСС, вмиг превращалась в либералов, и начинала бить себя пяткой в грудь, какие они настоящие демократы, и всегда таковыми были. НО самое удивительное то, как они из закоренелых атеистов, гонявших верующих, резко становились рьяными христианами, часами терпеливо простаивая службы и неистово молясь. Вот как надо переобуваться в воздухе! Работяги на такое уж точно не способны.

Вообще, в Поозерье было целое скопление поселений. На данный момент археологи насчитали их более 30 уже существовавших в последней четверти 1 тысячелетия. В плане материальной культуры тут была распространена лепная профилированная керамика "ладожского" типа. Эта культура в 11 - 13 веках переходит в древнерусскую материальную культуру и становится её составной частью.

Основным занятием ильменских словен 8 - 10 веков было сельское хозяйство, в первую очередь — это пашенное земледелие и домашнее животноводство. В ряде мест археологами открыты следы вспашки однозубым ралом

Клад хозяйственного инвентаря, IX в., городище Холопий городок (Носов 1990: 180-181, рис. 68-69): 1 — мотыжка-тесло, 2 — клинышек, 3 — нож, 4 — топор, 5 — пешня, 6 — скобель, 7-8 — наконечники пахотных орудий, 9 -точило, 10-11 — косы, 12-удила.
Клад хозяйственного инвентаря, IX в., городище Холопий городок (Носов 1990: 180-181, рис. 68-69): 1 — мотыжка-тесло, 2 — клинышек, 3 — нож, 4 — топор, 5 — пешня, 6 — скобель, 7-8 — наконечники пахотных орудий, 9 -точило, 10-11 — косы, 12-удила.

Этот клад был спрятан вначале 800-х годов, угроза нападения была серьёзной, видно его хозяину стоила жизни, так как он за ним не вернулся. Учёные определили, что эти орудия труда были созданы из мягкого железа и малоуглеродистой сырцовой стали. Такой способ производства орудий труда был распространён у славян издревле в земледельческих поселениях. Такие орудия труда найдены и в других местах этого региона

Древности словен новгородских вт. пол. I тыс.: 1 - железный сошник из Старой Ладоги; 2, 4 - раз¬рез и план сопки при д. Селяха ; 3 - урна-туес берестяной из Романова; 5 - льячка глиняная из селища Золо¬тое Колено; 6 - план сопки 145 в Октябрьском; 7 - разрез сопки Коровичино; 8, 10 - пряслица глиняные из селища Золотое Колено; 9 -план жилища Старок Ладоги; 11, 12 - Золотое Колено (11-план селища и могильника; 12 - план жилища)
Древности словен новгородских вт. пол. I тыс.: 1 - железный сошник из Старой Ладоги; 2, 4 - раз¬рез и план сопки при д. Селяха ; 3 - урна-туес берестяной из Романова; 5 - льячка глиняная из селища Золо¬тое Колено; 6 - план сопки 145 в Октябрьском; 7 - разрез сопки Коровичино; 8, 10 - пряслица глиняные из селища Золотое Колено; 9 -план жилища Старок Ладоги; 11, 12 - Золотое Колено (11-план селища и могильника; 12 - план жилища)

Из раскопов вдоль реки Веряже (см. карту выше) учёные провели палеоботанический анализ карбонизированных злаков. Было установлено, что в пищевом рационе жителей этого региона было несколько видов пшеницы, просо, ячмень и рожь, из бобовых преобладал горох. В изобилии выращивались овощи.

Ильменская словенка — жена ремесленника
Ильменская словенка — жена ремесленника

Благоприятные условия для ведения хозяйства и торговли в этих местах дают достаточный прибавочный продукт. Это в свою очередь ведёт к быстрой социальной дифференциации и зарождению государственности. Так, в нач. 9 в. в самом истоке Волхова у ильменских словен возникает административный центр — Рюриково городище, предшественник Великого Новгорода. Уже по материальным находкам этого городища хорошо видно сколь обширный размах имели его международные связи. Здесь найдены, как византийские, так и восточные монеты, бусы из сердолика и горного хрусталя, а так же янтарные из Прибалтики; оружие и другие предметы из Скандинавии и Хазарии и т.д. Но основой этого городища, как и всего региона, была славянская материальная культура: орудия труда и предметы быта из местного металла; лепная и раннегончарная керамика; срубная техника построек; втульчатые двушипные наконечники стрел и др.

Найден также клад инструментов кузнеца широкого профиля рубежа 8 - 9 веков в Старой Ладоге. Здесь была выявлена сама кузница и примыкавшая к ней слесарная мастерская

Кузнечные и ювелирные инструменты VIII в. из раскопок в Старой Ладоге: 1-6 -  клещи, 7-9 ювелирные молоточки, 10 - наковальня для ювелирных работ, 11 - ножницы для резки цветного металла, 12-13  зубила, 14 - ручка крышки ларца.
Кузнечные и ювелирные инструменты VIII в. из раскопок в Старой Ладоге: 1-6 - клещи, 7-9 ювелирные молоточки, 10 - наковальня для ювелирных работ, 11 - ножницы для резки цветного металла, 12-13 зубила, 14 - ручка крышки ларца.

На рубеже 10 - 11 веков, когда стабилизируется древнерусская государственная структура, именно по этому региону хорошо видно, как у восточных славян складывается новая экономическая система. Она впитала в себя и сплавила все лучшие достижения материальной культуры славян, балтов, финно-угров, как и соседних этносов. Это хорошо видно по самому Великому Новгороду, который уже в 11 веке расцвёл, как ремесленный, торговый и культурный центр Древней Руси. Это был один из самых больших и благоустроенных городов Европы

Благоустройство Великого Новгорода: верхний рисунок и снимки - мостовые; нижний снимок с лева - остатки водоотводной трубы; справа ряж (городня) - подводный снимок остатка основы моста 10 века между Словенским и Людиным концом
Благоустройство Великого Новгорода: верхний рисунок и снимки - мостовые; нижний снимок с лева - остатки водоотводной трубы; справа ряж (городня) - подводный снимок остатка основы моста 10 века между Словенским и Людиным концом
Великий Новгород
Великий Новгород

Мы знаем, как интенсивно археологи уже не одно десятилетие раскапывают Новгород. Несмотря на это они сумели изучить всего 5% древностей. Найдено около 2,5 тысячи орудий труда. Вот небольшая часть из них по дереву

Деревообделочные инструменты. 1 - топоры; 2 - тесло большое; 3 - тесло для мелких работ; 4 - пила; 5 - токарный резец; 6 - долота; 7 - стамеска; 8, 9 - скобели; 10 - сверло перовидное; 11 - сверло спиральное; 12 - скобелька; 13 - резец; 14 - резец для художественной резьбы; 15 - гвоздодер
Деревообделочные инструменты. 1 - топоры; 2 - тесло большое; 3 - тесло для мелких работ; 4 - пила; 5 - токарный резец; 6 - долота; 7 - стамеска; 8, 9 - скобели; 10 - сверло перовидное; 11 - сверло спиральное; 12 - скобелька; 13 - резец; 14 - резец для художественной резьбы; 15 - гвоздодер

Целые кварталы города, так называемые концы, занимали жители той или иной профессии. На карте выше мы видим Плотницкий конец, там не показано, но между Людиным и Загородским был Гончарский конец. Кузницы из-за своей повышенной пожароопасности выносились за город

Инструменты кузнеца, слесаря и ювелира XI - XII вв. 1 - кувалда; 2 - кузнечный молоток; 3 - клещи большие; 4 - клещи малые; 5 - наковальня кузнечная; 6 - гвоздильня; 7 - нижнее зубило-подсека; 8 - кузнечный бородок; 9 - напильники; 10 - клещи-круглогубы; 11 - пинцеты; 12 - клещи-кусачки; 13 - ножницы по металлу; 14 - зубила слесарные; 15 - ювелирный бородок; 16 - паяльник; 17, 18 - ювелирная наковальня; 19 - молоток-чекан; 20 - ювелирный молоточек; 21 - кузнечный пробойник; 22 - клещи кричные (длина 81,0 см)
Инструменты кузнеца, слесаря и ювелира XI - XII вв. 1 - кувалда; 2 - кузнечный молоток; 3 - клещи большие; 4 - клещи малые; 5 - наковальня кузнечная; 6 - гвоздильня; 7 - нижнее зубило-подсека; 8 - кузнечный бородок; 9 - напильники; 10 - клещи-круглогубы; 11 - пинцеты; 12 - клещи-кусачки; 13 - ножницы по металлу; 14 - зубила слесарные; 15 - ювелирный бородок; 16 - паяльник; 17, 18 - ювелирная наковальня; 19 - молоток-чекан; 20 - ювелирный молоточек; 21 - кузнечный пробойник; 22 - клещи кричные (длина 81,0 см)

В этом месте я хотел бы перейти к обобщению материальной культуры Древней Руси, и продолжить тему металлургии и металлообработки уже в общем плане. Так, как буду обобщать всю экономику Древней Руси, то лучше это делать с картой:

-17

Железные руды в Восточной Европе были повсеместны (карта выше). Прежде всего, это болотные и луговые руды. Добывали его сыродутным способом, когда температура не доводилась до плавки, железо из руды получалось путём химического восстановления. Был более древний способ добычи железа в "волчьих ямах":

-18

Со временем повсеместно появляется горн — сыродутная печь

-19

Древний металлург не мог контролировать то, что происходило в горне, поэтому зачастую получалось не чистое железо, а неравномерно науглероженная сталь, то, что называется сырцовой сталью. Превратить сырцовую сталь в орудие труда, оружие, предметы быта или строительства, всецело зависело от кузнеца и его мастерства. Так, в 7 веке, сначала в Моравии, а потом и по всему славянскому миру распространяется технология наварки стального лезвия на железную основу (их было три вида). Чтобы молекулы стали и железа перешли друг в друга, необходимо было довести их до нужной температуры (свариваются они при очень узком температурном интервале), заметить её кузнец мог по цвету накала, а это было под силу только опытному мастеру. А ещё при этом нужно было хорошо знать свойства флюсов для выведения шлаков и т.д. (целая наука, созданная эмпирическим путём).

С появлением на Русской равнине варягов в металлообработке начинает распространяться технология трёхслойного пакета, когда стальная полоса находиться внутри железных и немножко выступает вперёд режущим концом. Железные полосы в такой технологии были особо прочные, с высоким содержанием фосфора. По сути это являлось композитным материалом. Так получались прочные и очень острые самозатачивавшиеся ножи, или холодное оружие. Изделия из такого железа лучше противостояли коррозии, при полировке отдавали серебром

-20

На нашей территории изделия, изготовленные по такой технологии, появляются на рубеже 8 - 9 вв. в Старой Ладоге. Затем распространяется в Рюриково городище, Великий Новгород, Гнёздово, Киев, далее по всей Древней Руси, то есть — эта технология осваивается, как славянскими кузнецами, так и мастерами других этносов (балтскими, финно-угорскими и т.д.). Но эту технологию трёхслойного пакета они осваивают по своему, появляется восточнославянский вариант. В 10 в. он становится основной в кузнецком ремесле Древней Руси. Но в 12 в. она опять заменяется технологией варки, которая распространилась у славян ещё в 8 в. Технология трёхслойного пакета исчезает. После середины 12 в. в культурном слое он уже не встречается. А ведь 12 век знаменует собой резкий рост экономики появление новых городов, подъём ремесла, его количественного увеличения. Технология трёхслойного пакета хороша для оружия (штучное производство). Клинки в основном поступали из Рейнской обл., где технология производства оружия была налажена ещё во времена Римской империи (на 20 мечей, найденных у нас, 1 с надписью "Людота Коваль", остальные подписаны по латыни). По всей вероятности в 12 веке больше стал превалировать запрос на орудия труда, стройматериалы (гвозди, скобы и т.д.) и предметы быта, которых требовалось большое количество (так и хочется сказать — массовое производство). Технология наварки переживает нашествие Золотой орды, и остаётся доминирующей вплоть до индустриального общества.

Тут хочу сделать маленькое замечание: выше карта "Хозяйство и торговля Древней Руси 10 - 11 вв.", скачал её со школьного атласа, под ней был текст, в нём детишкам написали, что в Древней Руси уже был булат. Так вот, это ложь, булат — это литая сталь. Что-то похожее мастера получали только в Средней Азии (Мерв). У нас производство булата сумел наладить Аносов уже в 19 в., когда научились достигать высоких точек плавления металла, превращая его в жидкое состояние. Некоторые путают булатную сталь с дамасской, это разные вещи. Как уже выше сказано, булат литой, а дамаск сварной, композитный (мастера добивались на нём такого рисунка, какого хотели, что не возможно в булате).

Как видим, материальная культура Древней Руси, основанная на базе восточнославянских племён и впитавшая в себя достижения других этносов, проживавших на этой и соседних территориях, была в развитии и ничем не уступала западноевропейской. Добытые археологами артефакты того времени я постарался показать в 3 частях этой темы. В заключение хочу просто проиллюстрировать в общем виде хозяйскую деятельность жителей Древней Руси.

Гончарное производство Древней Руси в своём развитии прошло три стадии (по керамике ещё определяют, к какому времени относится культурный слой поселения):

8 - первая половина 10 веков — изучено 23% поселений.

Конец 10 - первая половина 12 веков — 42%. В этом периоде распространился гончарный круг.

Вторая половина 12 - середина 13 веков — 35%

-21

Эти этапы отображают развитие керамики, от грубой лепной, на 1-м и изящную, тонкостенную, глянцевую изготовленную на гончарном круге и обожженную в горне (оттого была красного цвета) на 2-м, и особенно на 3

-22

Строительству на Руси придавали большое значение: суровый климат требовал хорошего и надёжного жилья. Особенно в нём отображалась социальна дифференциация

-23

Была хорошо отработана техника строительства крепостей и оборонительных сооружений.

Развиты были ещё такие ремёсла, как камнерезное, ювелирное, прядение и ткачество, бондарное, кожевенное, обработка кости, стеклоделие и др.

Экономика всех стран того времени была аграрной. На Руси все виды сельского хозяйства также постепенно развивались. Совершенствовалась обработка земли, выводились новые сорта злаков, овощей и фруктов. Улучшались породы домашнего скота и птицы

-24

Обширные территории Русской равнины и современной Калининградской области заселяли финно-угры, балты, в том числе и западные, к которым относятся пруссы. Все эти племена частично повлияли на формирование древнерусской культуры, а большей частью приняли самое непосредственное участие в её развитии.

ПРУССЫ (кое-что говорящее название племени — пРУССЫ), хоть немного и в сторонке жили: по берегу Балтики между Вислой и Неманом, но не однократно вспоминаются в русских летописях. С ними у Древней Руси была довольно тесная связь. Это подтверждают материальные находки. Так, в 2016 году при раскопках в посёлке Привольное - 1, Калининградской области, была найдена вислая свинцовая печать князя Всеволода Мстиславича (1095 - 1138 годы), внука Владимира Мономаха:

Печать князя Всеволода Мстиславича найденная в п. Привольное, Калининградской обл.
Печать князя Всеволода Мстиславича найденная в п. Привольное, Калининградской обл.

Сезон раскопок 2022 года этого же посёлка вновь порадовал научный мир — была найдена ещё более ранняя печать, уже самого Владимира Мономаха, как мы знаем, правившего в Киевской Руси с 1113 по 1125 год:

Печать Владимира Мономаха найденная в п. Привольное, Калининградской обл.
Печать Владимира Мономаха найденная в п. Привольное, Калининградской обл.

На лицевой стороне найденной печати запечатлено погрудное изображение святого Василия Кесарийского, небесного покровителя Владимира Мономаха. На обороте присутствует надпись со словами, которые можно прочитать как "Господи, помоги рабу твоему Василию" (Василий - имя, данное князю в крещении). Найденные печати свидетельствуют, что взаимоотношения между пруссами и Киевской Русью были на самом высоком государственном уровне.

В 15 - 16 веках пошло поветрие бояр Московского государства выводить свой род именно из Пруссии. Например, те же представители рода Кошкиных-Захарьевых-Юрьевых, предки будущей династии Романовых принялись утверждать, что их основатель рода — Андрей Кобыла переехал со своим двором в Москву на службу к Симеону Гордому, как раз из Пруссии. Ну, если в Пруссии были такие фамилии, как у Андрея, то они, конечно же — русские. Хотя, если без шуток, то из готского - prus и есть — конь (значит, предки Романовых что-то понимали в этом вопросе). Но на санскрите - purusa, уже — человек. Как бы там ни было, но их культура очень близка славянской:

-27

Долгое время они оставались язычниками. Ревностный католик, польский король никак не мог навязать им христианство и пригласил для этого Тевтонский орден. Правда, со временем поляки сами начали каяться, какого зверя они впустили на эти территории, но было уже поздно. Эти псы-рыцари прошлись огнём и мечом по прусской земле, а потом принялись и за поляков. Вот так — "Не рой другому яму, сам в неё попадёшь" — эту славянскую пословицу поляки забыли, как только пошли под сень папы римского и оторвались от славянского мира. Так они на протяжении веков "роют яму" соседям, но сами в неё сваливаются. Вот и сейчас они этим занимаются, ох и тяжёлым у них будет падение, пожалуй, похлеще, чем во 2 Мировую (наука впрок не идёт, не даром Черчилль обозвал эту самую Польшу "Гиеной Европы").

Но вернёмся к пруссам. По всей видимости, часть пруссов действительно ушла в Московское государство. Их потомки вернулись на свою землю уже после Велико Отечественной войны в Калининградскую область. Потомки псов-рыцарей ушли из этих земель по-дальше на запад, хоть здесь историческая справедливость восторжествовала:

-28

ФИННО-УГРЫ ко времени средневековья значительно расширили территорию своего проживания, налаживались взаимоотношения с соседними народами

Финно-угорские племена и их соседи. 9 - первая половина 10 вв.
Финно-угорские племена и их соседи. 9 - первая половина 10 вв.

У этих племён к моменту их встречи с славянами вовсю шли процессы разложения родового строя и зарождения классового общества. Жили в селищах и укреплённых городищах. Жилища были трёх типов: полуземлянки шатровые, столбовые наземные жилища и срубы. Хорошо были развиты ремёсла, в том числе добыча и обработка металлов. Находятся захоронения кузнецов с орудиями их труда

Материальная культура средневековых финно-угров: 1 — реконструкция жилища; 2-3 — корелы; 4 — марийцы; 5-9 — эсты
Материальная культура средневековых финно-угров: 1 — реконструкция жилища; 2-3 — корелы; 4 — марийцы; 5-9 — эсты

Особенно интенсивно взаимопроникновения культур финно-угров происходила с славянскими племенами вятичей и ильменских словен.

Финно-угры активно торговали, в основном пушниной. Они раньше всех наладили торговые отношения с востоком и первыми встретили варягов.

Пока феодальные дружины, да и просто — вооруженные банды головорезов, именуемые варягами, вели захватнические войны, сея смерть и разруху, трудовой народ Древней Руси изо дня в день трудился не покладая рук. Именно в этом, постоянном, кропотливом и каждодневном труде кроется развитие и прогресс народа и государства. Именно руками трудового народа была создана уникальная материальная культура Древней Руси.

Пройдут века, возникнет Советский Союз, главным завоеванием которого будет уничтожение кучки привилегированного сословия и достижение полного равноправия. Когда каждому будет дана возможность раскрыть свой личностный потенциал, страна совершит скачёк в своём развитии. Будут сделаны фундаментальные открытия в науках, изобретены новые виды техники и созданы новые технологии. Подавляющее большинство учёных и изобретателей будут выходцы из рабочих и крестьян. Можно сказать чудо. Нет, созидательный ум, и трудовые навыки народа оттачивались столетиями, Древняя Русь — это звено в непрерывном процессе развития народов России.

Продолжение следует. Нумерация статей фиксирует последовательность одной темы: "История России через призму исторического метода"

Ставьте лайки, высказывайте своё мнение в комментариях, конструктив приветствуется! Подписывайтесь на канал