Найти в Дзене
иван иванов

Самоходки су-152 и ису-152

"Зверобои"... Советские тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152

8 ноября 2019

11 тыс.

6 мин.

13 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.

11 тыс. дочитываний, 81%. Пользователи, дочитавшие до конца.

6 мин. Среднее время дочитывания публикации.

Красной армии была крайне необходима мобильная тяжелая артиллерия для непосредственной поддержки танков и пехоты и для стрельбы с закрытых позиций. Тяжелые самоходные артиллерийские установки применялись в составе отдельных тяжелых самоходных артиллерийских полков и относились к Резерву Верховного Главнокомандования (РВГК) для качественного усиления танковых и стрелковых частей и соединений РККА. Они должны были действовать преимущественно в роли артиллерии усиления, нанося удары с закрытых огневых позиций, и переходить в боевые порядки войск только для разрушения оборонительных сооружений противника, отражения танковых атак и уничтожения его резервов. Но оказалось, что эффективность применения тяжелых самоходок по вражеским бронецелям была очень высокой, и появившееся еще до Курской битвы прозвище самоходки "Зверобой" укоренилось в Красной армии. Тяжелые САУ прекрасно уничтожали фашистские "Тигры", "Пантеры" и "Элефанты", что имело важное значение для поднятия морального духа войск.

Реклама

World of Tanks

12+

Самоходная артиллерийская установка СУ-152

СУ-152 - первая серийная тяжелая самоходная артиллерийская установка САУ времен великой Отечественной войны, построенная на базе советского тяжелого танка КВ-1с и вооруженная 152-мм гаубицей - пушкой МЛ-20С.

САУ СУ-152.

Первоначально такой машины, как СУ-152, в системе вооружения Красной Армии не предполагалось. По опыту войны с Финляндией требовалась совсем другая САУ. Она должна была иметь вооружение в виде 152 мм пушки особой мощности БР-2 на базе удлиненного шасси КВ. По разным причинам дальше изготовления корпуса дело не продвинулось. В конце 1941 года в Челябинске был спроектирован штурмовой танк КВ-7. Он имел неподвижную рубку, в которой поставили строенную установку двух 45 мм пушек и 76 мм пушки Ф-34. Испытания показали, что идея КВ-7 была неудачной, но рубка подходила для установки 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20. Впервые идею создания такой версии КВ-7 предложили в конце января 1942 года, а в середине апреля она превратилась в официальное задание под названием "истребитель ДОТ-ов". В виду перехода выпуска с КВ-1 на КВ-1с, возникла идея разработать похожую машину на платформе КВ-1с силами конструкторов Челябинского Кировского Завода и был разработан проект, получивший обозначение КВ-14. Эта машина получилась более легкой и меньше всего требовала переделок базового шасси, 24 января 1943 года опытный образец был готов. Он успешно прошел огневые испытания, пробег не выявил серьезных проблем, и САУ КВ-14 была принята на вооружение 14 февраля 1943 года. С апреля 1943 года обозначение САУ поменяли на СУ-152. Самоходная артиллерийская установка СУ-152 имела классическую для всех серийных советских САУ периода Великой Отечественной войны, кроме СУ-76. Полностью бронированный корпус разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались спереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия установлены в корме машины. Экипаж состоял из 5 человек - механик-водитель, наводчик, заряжающий, замковый и командир машины. Броневой корпус и рубка САУ сваривались из броневых плит толщиной 75, 60, 30 и 20 мм. Броневые плиты рубки устанавливались под углами для повышения стойкости к попаданию снарядов. Для технического обслуживания надмоторные броневые плиты, а также крыша рубки были выполнены съемными.

САУ СУ-152.

Основным вооружением самоходки СУ-152 была 152 мм нарезная гаубица - пушка МЛ-20С. Гаубица-пушка МЛ-20С имела ствол длиной 29 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3800 метров, максимально возможная около 13 км. Поворотные механизмы орудия ручные, с маховиками слева от ствола, обслуживались наводчиком САУ. Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельно - гильзового заряжания, скорострельность орудия 1 - 2 выстрела в минуту. САУ СУ-152 оснащалась 12-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения 600 л. с. и механической трансмиссией, в состав которой входили многодисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад), два многодисковых бортовых фрикциона, и два бортовых планетарных редуктора. Ходовая часть САУ СУ-152 соответствовала базовому тяжелому танку КВ-1с. Подвеска машины индивидуальная торсионная имела 6 опорных катков диаметра 600 мм по каждому борту. Напротив опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса сзади, ленивцы с механизмом натяжения гусеницы спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя поддерживающими катками по каждому борту. Установка СУ-152 имела большое количество приборов наблюдения за полем боя. На крыше боевого отделения устанавливалось три призменных смотровых прибора, два прибора ставились на верхних люках. Рабочее место командира машины оснащалось перископом. Для ведения огня СУ-152 оснащалась двумя прицелами - телескопическим для стрельбы прямой наводкой и панорамой для стрельбы с закрытых огневых позиций. Боевой вес СУ-152 45,5 тонн. Длина САУ 6,75 метра, длина с пушкой 8,95 метра, ширина 3,25 метра, высота 2,45 метра, клиренс 440 мм. Скорость СУ-152 по шоссе 43 км/час, скорость по пересеченной местности 30 км/час, запас хода по шоссе 330 км, запас хода по пересеченной местности 165 км. Преодолеваемый подъем 36 градусов, преодолеваемая стенка 1,2 метра, преодолеваемый ров 2,5 метра, преодолеваемый брод 0,9 метра. Боекомплект СУ-152 включал бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды, осколочно - фугасные пушечные и стальные гаубичные гранаты, осколочные гаубичные гранаты. Первоначально СУ-152 разрабатывалась как средство борьбы с вражескими укреплениями, и бронебойных снарядов для МЛ-20 к началу боевого применения не было в принципе. Тем не менее, славу и известность СУ-152 получила как истребитель танков. Оказалось, что отсутствие бронебойных снарядов не мешало уничтожать новейшие немецкие танки и САУ. Именно на Курской Дуге СУ-152 получила прозвище "Зверобой". Низкая скорострельность и малая подвижность компенсировались поистине чудовищной огневой мощью орудия МЛ-20. Уже в августе 1943 года в боекомплекте СУ-152 появились бронебойные снаряды. Как докладывали экипажи СУ-152 с фронтов, на дистанции 1,5 км. и бронебойные, и осколочно-фугасные снаряды сносили немецким "Тиграм" башни и поражали "Фердинандов". Самым главным недостатком был малый боекомплект - всего 20 выстрелов. Большие снаряды являлись причиной долгого времени загрузки боекомплекта, около 40 минут. А главным достоинством была большая мощность пушки. Начальная скорость бронебойного снаряда весом 48,78 кг составляла 600 м/с, на дальности 1000 метров он пробивал броню толщиной 123 мм. А попадание осколочно-фугасного снаряда рядом с целью часто выводило из строя даже без пробития брони. Взрывная волна и осколки могли повредить любому танку и САУ орудие, ходовую часть, прицелы. Стрельба осколочно-фугасными снарядами СУ-152 по бронированной технике была вполне обычным явлением, поскольку в боекомплекте 13 выстрелов из 20 были осколочно-фугасными и только 7 были бронебойными. Но 152 мм осколочно - фугасного снаряда было достаточно для повреждения и вывода из строя. Всего было выпущено 670 САУ СУ-152.

САУ использовала шасси тяжелого танка КВ-1с со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. У самоходки были проблемы с надежностью ходовой части и трансмиссией. Существенные недостатки установки СУ-152 побудили конструкторов начать модернизацию самоходки, а отличные боевые качества СУ-152 послужили основанием для создания аналогичной установки на базе тяжелого танка ИС-1.

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152

Новая самоходка получила наименование ИСУ-152 и была создана на платформе перспективного тяжелого танка ИС-1, разработку которого челябинское предприятие начало с февраля 1943 года.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 на базе тяжелого танка ИС-1.

Из-за меньшей ширины танка ИС по сравнению с танком КВ пришлось уменьшить наклон бортовых листов, а наклон кормового листа ликвидировать совсем. Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых. Маску пушки увеличили с 60 мм до 100 мм. Огромным достоинством ИСУ-152 по сравнению с CУ-152 стала установка принудительной вытяжной вентиляции. При открывании затвора после выстрела густой пороховой дым медленно растекался по полу боевого отделения и члены экипажа во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов после израсходования половины боекомплекта. ИСУ-152 получила возможность преодолевать препятствия высотой до 1,9 метра вместо 1,2 метра у СУ-152 и ров глубиной до 1,5 метра против 0,9 метра у СУ-152. Скорость движения стала меньше - по шоссе 35 км/час и по пересеченной местности 15 км/час. Кроме ходовой платформы, ИСУ-152 отличался от предшественника более низкой посадкой, при этом рубка стала выше и объемнее. С октября 1944 года самоходки выпускались с 12,7 мм зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК.

САУ ИСУ-152 "Зверобой" с крупнокалиберным зенитным пулеметом на боевой рубке.

Более существенных отличий между самоходками СУ-152 и ИСУ-152 не было. В то же время ИСУ-152 обладала лучшей защищенностью и проходимостью. Увеличенная рубка сделала управление более удобным.

Тяжелая 152 мм САУ ИСУ-152 "Зверобой".

Потребность в ИСУ-152 была велика. В назначение установок ИСУ-152 изначально не входило уничтожение танков, ИСУ-152 прежде всего штурмовое орудие. Существенной проблемой ИСУ-152 была низкая скорострельность - всего 1-2 выстрела в минуту, в то время как немецкий тяжелый танк "Тигр" мог производить до 8 выстрелов в минуту. Боекомплект ИСУ-152 был невелик и составлял 20 выстрелов. Чтобы компенсировать недостатки ИСУ-152, прибегали к тщательной маскировке боевых машин. Кроме того, "Зверобои" никогда не действовали в одиночку без прикрытия. С дистанции 1000 метров ИСУ-152 могла поражать абсолютно любые цели. Основу боекомплекта в сражениях с танками гитлеровцев составляли осколочно-фугасная пушечная граната весом 43 кг и бронебойно-трассирующий снаряд весом 48 кг, которые могли пробить лобовую броню и оторвать башни немецких танков "Тигр" и "Пантера". Менее защищенная техника просто безвозвратно выходила из строя, если осколочно - фугасные снаряды разрывались в нескольких метрах. ИСУ-152 оказалась незаменимой и по прямому назначению при штурмовых операциях, и отличилась в плотной городской застройке при взятии Кенигсберга, Берлина и других городов. Практически во время Второй Мировой войны самоходной установке ИСУ-152 во всем мире не было равных и не было серьезного и равного противника этого же класса. В общей сложности советская промышленность выпустила 3242 установок ИСУ-152. Для сравнения вспомним, что тяжелых немецких штурмовых орудий "Фердинанд" "Элефант" было выпущено всего 91 штука, а САУ истребителей танков "Ягдтигр" с пушкой калибра 128 мм. было выпущено всего 79 штук. Помимо СССР, ИСУ-152 "Зверобой" до 1974 года стоял на вооружении армий Польши, Чехословакии, Египта и других стран.

Загадочный танк Вермахта под названием «Слон»

В немецком бронетанковом «зверинце», кроме «Тигров» и «Пантер», имелись носороги, медведи, рыси, леопарды, куницы, шершни, осы, шмели и другие представители земной фауны. Но вот что интересно, первый танк...

Не пропустите новые публикации

Подпишись!