Однажды, я сидела в ресторане в "Новой Голландии" и болтала за кофе со знакомым бизнесменом из Новосибирска. Он прилетал в Петербург, чтобы бежать марафон. Постепенно, разговоры со спорта переключились на бизнес. Он поделился своей горячей проблемой с сотрудниками: они сливают задачи.
Раз за разом, его люди не выполняли поставленные задачи в срок. Как руководитель, он искал причины в разном: тайм-менеджменте, сложности, внутрикомандных коммуникациях. Однако, решения этого не принесло. Люди так и продолжали "сливать".
Гипотеза, которая подтвердилась и дала результаты в последствии, была построена на идее того, что сотрудники ждут его одобрения и хотят выглядеть лучше, чем они есть, в глазах директора компании. Все было банально: они врали о том, что знают как решить задачу.
Ответ пришел мгновенно, как будто я его знала: АЛГОРИТМ!
Желание нравиться руководителю решено было не трогать. Пусть оно и привело к подобным последствиям, в своей основе было потенциально продуктивно для бизнеса. Решено было бороться с замешательством, которое уводило от выполнения поставленных задач.
Во главе угла стоял такой механизм психики как замещение. Сложная задача, на которую у сотрудника не было решений, вызывала у них замешательство. И чтобы убежать от этого стрессового состояния, их мозг переключался на иные, известные и понятные задачи. Таким образом, сложное дело выпадало из фокуса внимания и могло просто забыться в текучке.
Ты ведь заметил, что решить все можно было проще - восполнением пробела в знании? Но почему же тогда, сотрудники этого не делали?
Их представления о том, сколько усилий им придется потратить на то, чтобы найти эти знания или разобраться в задаче самостоятельно, оказывались ужасающими. Наш мозг вообще любит "кошмарить" даже простые вещи. И освоение новой информации для него - нецелесообразная трата энергии и ресурса времени. Это пример такого шаблона восприятия.
Чтобы снять замешательство - нужно неизвестное сделать известным. Но как сделать известным то, что неизвестно?
Создать алгоритм - инструкцию шагов, когда не знаешь, что делать. Иными словами, составить для себя инструкцию: в какой последовательности и где искать необходимую информацию.
Предлагаю, делать ее последовательность: "делай раз, делай два,..." В инструкцию могут входить:
- ссылки на тематические ютуб-каналы,
- форумы,
- контакты коллег, кто могут проконсультировать,
- полезные книги и журналы,
- т.д. и т.п.
Благодаря такому алгоритму у мозга есть ответ, что делать, когда ты чего-то не знаешь.
Кстати, чем больше волнения при изучении нового, тем мельче должны быть шаги в алгоритме. Вплоть до советов сделать себе чай или помедитировать. Если это помогает — вноси эти действия в алгоритм.