Немецкий лётчик унтер-офицер Эрвин Майер попал в плен в районе Сталинграда 13 сентября 1942 года. Это был опытный пилот: на его счету было 11 сбитых советских самолётов, но вот и сам он потерпел поражение. Его мессершмитт был сбит самолётом як-1, пилот которого отличался высоким боевым мастерством. Самому Майеру удалось выпрыгнуть с парашютом и уже на земле его приняли крепкие руки красноармейцев. На допросе Эрвин Майер попросил посмотреть на лётчика, который его сбил, но увиденное ему не понравилось.
- Сержант Литвяк по вашему приказанию прибыла, - отрапортовалась маленькая хрупкая девушка 21 года.
- Вот Ваш победитель, сказал офицер, ведший допрос, Майеру.
Немецкий ас долго не мог поверить в то, что его сбила женщина. Сначала он подумал, что над ним просто издеваются. Но девушка жестами показала элементы боя, известные только им двоим. И тогда, по одной версии, немец снял свои часы и подарил их своей победительнице, а по другой, сорвал с себя Рыцарский крест и бросил ей в ноги.
Лидия Владимировна Литвяк, была прирождённой лётчицей. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна. Но умелый, жёсткий и бескомпромиссный боец находился в теле обворожительной юной блондинки со всеми вытекающими из этого последствиями. Белые лилии были её любимыми цветами, и девушка часто называла себя Лилей, а не Лидой. Так же её стали называть и сослуживцы.
После того, как её призвали на фронт, она долго плакала, когда ей состригли её длинные волосы. Кабину своего самолёта, Лиля украшала свежими полевыми цветами, а на приборной доске сверху нацарапала слово «Мама». Как и обычная девушка, она даже на фронте всегда пыталась выглядеть красивой и ухоженной. Она носила белый подшлемник, хромовые сапоги и шила себе длинные шарфы из парашютного шёлка. Однажды она срезала мех со своих унт и перешила его на воротник куртки, и в таком виде вышла на построение. И снова были слёзы. Уже находясь под арестом, ей пришлось перешивать всё обратно.
Летать Лидия Литвяк начала с 14 лет в аэроклубе, а после школы, отучилась ещё и в лётном училище. Её день рождения 18 августа 1921 года совпал со Всесоюзным днём авиации, чем лётчица гордилась всю свою жизнь. После училища, она работала в Калининском аэроклубе инструктором, и до начала войны успела подготовить 45 лётчиков.
С началом Великой Отечественной Войны, аэроклуб, в котором работала Лидия Литвяк, эвакуировали в Уфу, но она вернулась обратно в Москву и приложила все свои усилия, чтобы попасть на фронт. В октябре 1941 года её призвали в ряды красной армии, а в 1942-ом году направили в 586-й женский истребительный авиационный полк. Чтобы туда попасть, Лидия каким-то образом приписала себе 100 недостающих часов полёта. За время обучения, она освоила истребитель Як-1 и с апреля 1942 года участвовала в защите города Саратова от налёта немецкой авиации. Так же она сопровождала транспортные самолёты с ценными грузами. В небе над Саратовым она совершила 35 боевых вылетов и в группе сбила свой первый самолёт Юнкерс Ю-88, а 10 сентября 1942 года её авиационный полк перебросили под Сталинград.
Уже за несколько дней Лидии Литвяк пришлось совершить 10 боевых вылетов. В бою 13 сентября она в лобовом столкновении самостоятельно сбила Юнкерс, а потом пришла на помощь другой лётчице Раисе Беляевой, у которой кончились снаряды, и сбила мессершмитт немецкого аса Эрвина Майера. После этого боя, по просьбе Лидии Литвяк на её самолёте нарисовали белую лилию, а Лилия стала её позывным.
В конце декабря Лидия Литвяк уничтожила немецкий бомбардировщик, а в одном из боёв 11 февраля 1943 года она сбила два немецких самолёта Юнкерс и Фокке-фульф, но и сама была подбита. Приземлилась она в поле на территории врага, но немцы не успели подбежать к лётчице. Рядом с Лилией приземлился наш штурмовик, втиснул её в кабину и успел взлететь.
Победы Лилии росли, о ней писали в газетах, и девушка становилась знаменитой. В это время её начинают называть Белой Лилией Сталинграда, а в войсках то и дело говорят о её неуязвимости. Но немецкая пуля однажды всё-таки настигла и её. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. Ей удалось сбить один самолёт, но в это время подлетела шестёрка мессершмиттов. Лидия пошла на них в лобовую атаку, давая своим товарищам время, чтобы выполнить боевую задачу. В ходе этого боя, она была тяжело ранена, но всё-таки смогла долететь до аэродрома. После операции в госпитале её отправили долечиваться домой, но через неделю она уже снова прибыла в полк.
В это время она летала в 296-ом истребительном авиационном полку. В начале 1943 года её поставили ведомой к командиру эскадрильи Соломатину Алексею Фроловичу, который впоследствии стал её мужем. Но счастье на войне не долго. Уже 21 мая 1943 года герой Советского Союза капитан Соломатин погиб в учебном бою, когда обучал пополнение. Его самолёт вдруг вошёл в штопор, из которого ему не удалось вывести машину. Соломатин разбился на глазах жены и однополчан. На момент смерти ему было 22 года, а на его счету было 12 сбитых лично и 15 в группе самолётов противника.
Уже 19 июля в схватке с немецкими истребителями гибнет и лучшая подруга Лидии, Буданова Екатерина Васильевна. Она была назначена в прикрытие группы Ил-2, и вблизи города Антрацит их атаковали немецкие истребители. В упорном бою Буданова была сбита, но ей удалось посадить самолёт в поле. Местные жители вытащили лётчицу из самолёта, но она скончалась от полученных ранений у них на руках. Её долго считали пропавшей без вести, поэтому Героя России Буданова Екатерина получила только в 1993 году. Кстати, до сих пор она считается по числу одержанных воздушных побед второй среди женщин-истребителей в мире, уступая пальму первенства только Лидии Литвяк.
Но и самой Лидии оставалось летать не долго. После этих трагедий, она стала замкнутой и обозлённой. Возможно, она уже искала смерти. 1 августа 1943 года она совершила 3 боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолёта противника и один — в группе. А потом улетела в четвёртый последний, из которого уже не вернулась.
На боевом счету Лидии Владимировны Литвяк 12, а по другим данным 14, самолётов противника сбитых лично, и так же 4 в группе. Ещё она сбила 1 аэростат корректировщик артиллерийского огня. Его никак не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Но Литвяк углубилась в тыл противника и, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила уже второй орден Красного Знамени.
Командование дивизии, после смерти лётчицы, сразу же подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза. Но это звание дали ей только в 1990 году. Дело в том, что тело Литвяк не нашли, и, к тому же, пошли слухи будто бы Лидию взяли в плен немцы, и даже говорили, что она пошла на сотрудничество с врагом. Поэтому, представление к награде было отложено. Но 20 июня 1969 года, в селе Дмитровка нашли останки неизвестной лётчицы. Её похоронили в братской могиле, а уже в 1971 году в ходе поисковых работ, проводимых отрядом 1-й школы города Красный Луч, тело эксгумировали и установили точно, кому оно принадлежит. Это была Лидия Владимировна Литвяк.
В ноябре 1988 года было внесено изменение в личное дело Лидии Литвяк, где «Пропала без вести» было заменено на «Погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года». А 5 мая 1990 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно.
Лидия Литвяк до сих пор остаётся первой женщиной-истребителем по числу одержанных воздушных побед и её результат занесён в книгу рекордов Гиннеса.