Ровно 70 лет назад всенародная любимица Лидия Русланова попала во Владимирский централ. Как легендарная певица прошла тюрьму и сталинские лагеря?
«Эстетика народной шутки»: «Валенки»
За годы Великой Отечественной войны Лидия Русланова провела больше тысячи концертов. Она не просто исполняла песни, но проживала их, считая каждую маленьким спектаклем. Ей удавалось возрождать и старые песни, которые потеряли свою популярность. Одной из самой известных песен стала цыганская плясовая «Валенки». Русланова исполнила ее не первой — ранее произведение было в репертуаре петербургской певицы Нины Дулькевич, цыганской исполнительницы Насти Поляковой, эстрадной звезды Изабеллы Юрьевой. У Руслановой песня зазвучала совсем иначе — отличалась и мелодия, и порядок куплетов. Писатель Виктор Ардов отмечал, что у руслановских «Валенок» «своя эстетика народной шутки». Певица пела эту песню на каждом концерте, а 2 мая 1945 года исполнила «Валенки» на ступенях Рейхстага, после чего расписалась на стене немецкого парламента.
По этапу Лидии Руслановой…
74 года назад, в июне 1946 года, в СССР началось следствие по знаменитому «Трофейному делу», открытому по личному указанию Сталина. Официально расследовались злоупотребления служебным положением среди генералитета. Однако большинство историков полагает, что у кампании была другая цель – «свалить» Жукова. Муж Руслановой, герой обороны Москвы и взятия Берлина генерал-лейтенант Владимир Крюков был близким другом маршала Георгия Жукова. Его арестовали в сентябре 1948-го. Вслед за мужем попала и Русланова.
Русланову обвинили в том, что она «распространяла клевету о советской действительности и с антисоветских позиций осуждала мероприятия партии и правительства», а также «занималась присвоением трофейного имущества в больших масштабах». Поэтому во время допроса Руслановой следователя майора МГБ Гришаева особенно интересовало происхождение коллекции бриллиантов и живописи, найденных во время обыска. Но истинная причина ареста крылась в других строках дела: «установила связь с одним из военачальников, претендующих на руководящую роль в стране» и «ведет вместе с ними подрывную работу против партии и правительства». 28 октября 1949 года Русланову приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.
Певицу отправили в Озерлаг — исправительно-трудовой лагерь между Тайшетом и Братском в Иркутской области. Заключенные строили участок БАМа между этими городами, заготавливали лес для шпал и деревянных домов. Русланова вместе с другими заключенными строила клуб в лагере, а после в нем же выступала. Артистам-заключенным не полагались овации, но Руслановой всегда аплодировали. После рабочего дня Русланова находила силы делать из нехитрых продуктов вкусные блюда, кормить обессиленных сокамерниц.
В Озерлаге артистка пробыла недолго — три месяца. Надзиратель донес на нее, будто она распространяла «антисоветские, клеветнические измышления», собирала вокруг себя команду единомышленников. В марте 1950 года ее этапировали во Владимирский централ — тюрьму для особо опасных государственных преступников.
«Соловей не поёт в клетке»
Во Владимирской тюрьме, где Русланова провела три года, никаких концертных бригад и аккомпаниаторов уже не было. Близких подруг Русланова тоже не завела. Лишь во время прогулок ей удавалось пообщаться со своей подругой – актрисой Зоей Федоровой. Пела ли Русланова в тюрьме? По одной версии, тюремное начальство не раз просило выступить на тои или ином празднике. А Русланова отказывалась и отвечала: «Соловей не поёт в клетке». Из-за строптивого характера и «острого языка» Русланову несколько раз отправляли в ледяной карцер, откуда она выходила с пневмонией и в лихорадочном бреду.
Освободили и реабилитировали певицу и ее мужа после смерти Сталина — в августе 1953 года. Когда закончился срок заключения Федоровой, Русланова подарила ей роскошную шубу: «Зоя, ты должна появиться как прилично одетая женщина», – сказала она. После того как Федорова вышла из тюрьмы, идти ей было некуда – и первые полгода она жила в квартире Крюкова и Руслановой.
Первый концерт на свободе
Первое время супруги жили у писателя Виктора Ардова. Со временем им вернули часть имущества и главную коллекцию — собрание картин русских художников, которое хранили все это время в Третьяковской галерее. Несколько полотен Русланова подарила Третьяковке — «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Федора Рокотова, «За завтраком» Зинаиды Серебряковой и другие.
6 сентября в Концертном зале имени П.И. Чайковского при аншлаге прошел ее первый концерт после освобождения. «Вступил оркестр. Когда же наступило мгновение начать и певице, она сделать этого не смогла. Слишком велико было волнение», — писал историк, журналист Сергей Михеенков в своей книге «Лидия Русланова. Душа-певица». Зрители аплодировали стоя в течение 20 минут, прежде чем Русланова смогла собраться и запеть.
Вскоре Русланова стала солисткой Всероссийского гастрольно-концертного объединения и выступала по всей стране. Она помогла устроиться на свободе и своим бывшим сокамерницам, подготовила к экзаменам в Гнесинку своего баяниста из Озерлага Юзика Сушко.
В начале 1970-х годов Русланова снялась в кино — сыграла саму себя в фильме «Я, Шаповалов Т.П.», а в августе 1973 года прошел ее последний концерт. Через месяц певицы не стало. Похоронили Лидию Русланову на Новодевичьем кладбище в Москве.