Найти тему

Коррекция татуировки.

Вас когда нибудь спрашивали клиенты о том, как часто нужно будет корректировать их татуировку? Меня постоянно. Надеюсь дело не в том, что я такой «чудо мастер», что глядя на свежак уже хочется записаться на коррекцию... Если честно, меня чаще даже до сеанса спрашивают. Тут скорее дело в устойчивом понятии, что «татуировка бледнеет со временем» и ее всегда можно «освежить» банальной коррекцией. Так ли это? Нужна ли коррекция когда вы накосячили? Или когда татуировке уже много лет? Хорошо или плохо ещё раз прокрашивать кожу? Давайте сегодня об этом поговорим.

Начнём с того, что я поделю сам факт коррекции на два типа - техническая коррекция и художественная коррекция. И каждый из этих типов будет иметь ответвление на запланированную и незапланированную коррекцию. Итого мы с вами имеем 4 вида коррекций, которые я предлагаю разобрать отдельно друг от друга:

  • Техническая запланированная коррекция (нормально);
  • Техническая незапланированная коррекция (плохо, но не всегда);
  • Художественная запланированная коррекция (хорошо);
  • Художественная незапланированная коррекция (очень плохо).

Но прежде всего я начну с общей инфы, которая даст немного понимания моего опыта и взглядов. Начнём с того, что изначально я топил за полное отсутствие коррекций в начале свой карьер, а сегодня я топлю ЗА коррекции. Как так?

Во-первых, я недооценивал требований своей стилистики. Мои работы весьма большие, а это куча плотно вкрашенной кожи, что есть важно. Поскольку я ещё пару лет назад для себя подметил, что чем меньше татуировка, тем выше шанс, что кожа сможет ее принять идеально. Когда я говорю идеально, я имею в виду, что взглянув через пару месяцев на зажившие краски, у вас не будет желания что-то подправить из-за неплотности или неравномерности рисунка. Мы сейчас не рассматриваем вариант, когда вы хотите доработать художественно татуировку, лишь технические недочеты. И вот они есть. За долгие годы практики я с делал около 80% рукавов от общего объема своих работ. Сами понимаете, что рукав - это всегда большой объём относительно общей массы тела. И знаете сколько из них зажили идеально? Так что мне не захотелось лезть по зажившему и что-то подкрашивать. Дай бох если хотябы 5 наберется за 10 лет. Конечно чаще всего там были сущие мелочи, но напрягает сам факт того, что закрасить кожу в большом формате плотно и ярко, особенно с градиентами без коррекций очень сложно. Уследить за каждым миллиметром равномерности вкраса на маленькой работе просто психологически легче, но даже если вы это сделаете на большой работе, то тут уже сыграет организм. Чем больше площадь травмы, тем больше на него нагрузка. Чем больше на организм нагрузка, тем дольше он будет восстанавливаться. Чем дольше кожа будет приходить в себя от нанесения, тем больше краски она потеряет к моменту полного заживления. Замечали какие убогие пятна могут остаться после осложнённого заживления? А как все четко, если татуха зажила мигом? Совпадение? Не думаю.

Но, не взирая на все трудности, я пытался добиться того результата, когда я отправляю клиента после сеанса даже не рассказывая о возможности коррекции. Упорно полагаясь на идею, что хорошо нанесённая татуировка в коррекции не нуждается. И на самом деле в большинстве своём это так и есть, если только не учитывать ещё одну переменную - люди. Не будем сейчас распотягивать тему ответственности клиентов в заживлении, надеюсь все здесь просто согласятся, что в общей массе народ заживляемая с переменным успехом. И угадать насколько ответственный подход будет осуществлён к той или иной вашей работе зачастую невозможно.

Следующим камнем преткновения стало осознание, что кожа все-таки может быть «получше» и «похуже». Сухая, грубая, слишком мягкая, слишком тонкая, слишком толстая и т.д. Только ты где то понял как красить чтобы все было хорошо и бац, вот тебе новое испытание. Ты по незнанке сделал все как всегда, а надо было иначе. И чорт его пойми как предугадать и предотвратить все погрешности нанесения на всех типах кожи. Лично мы с парнями в студии просто приняли тот факт, что некоторую кожу придётся корректировать. И всё, не еби голову себе, направь лучше свой умственный ресурс в художественное русло, а не техническое. Он там больше нужен, если ты не начинающий.

Последним моментом, не позволяющим красить кожу так же ровно и стабильно как акрилом по бумаге, является тату краска. Она разная. Не секрет, что некоторые оттенки влетают под кожу как к себе домой, а некоторые только в пару проходов и то могут пятнами. Тогда стоит ли говорить, что качество сохранения пигмента под минимально травмированной кожей будет лучше? Особенно если он улёгся там уверенно, в отличие от другого. Короче говоря, есть цвета, которые я заранее знаю, что буду корректировать. Не всегда, но скорее всего. И меня это уже не напрягает.

И вот, после всего сказанного в силу коррекций как нормального явления, я снова скажу что коррекция - это плохо. Вообще крайне рад, что первые ~8 лет работы я упорно винил только себя во всех погрешностях сохранения краски под кожей и воспринимал коррекции как дурное явление. Не взирая на очевидные нюансы и сложности в нанесении яркой цветной татуировки, у меня долгие годы было желание найти способ прокраса всего и на всём так, чтобы это точно осталось так же четко, как на бумаге. Но я его так и не нашел. Хотя не спешите расстраиваться, за такой долгий срок упорных попыток я приобрёл кое-что другое - понимание как красить кожу вообще. Дело в том, что если сразу расчитывать на коррекцию как на официальный второй шанс, то это значительно расслабляет тебя и затормаживает развитие в нанесении. Я не раз наблюдал мастеров, которые заранее говорили о плановой коррекции, да и лишнему оплачиваемому визиту клиента были только рады. Стоит ли говорить какого уровня сформировались их навыки за долгие годы? Они в любом случае будут чуть ниже. А самое печальное наступает в момент, когда коррекцию сделать не представится возможным. Проезжий клиент, либо ты сам гостил где-нибудь и колол. Мало кто отправится в другую далекую локацию к тебе чтобы подправит татуху. А некоторые и вовсе «а что тут не так что-то?» параллельно показывая этот ужас дома, на работе, на улице и в сети. И эта антиреклама не будет по чужой глупости, это наша вина. Клиент и не обязан понимать как татуировка заживает в хорошем/плохом виде. Плюс не забывайте о том, что каждая попытка сделать идеально с первого раза хорошо влияет на сарафан. Так как изначально достойный вид татуху привлекает окружающих, а уследить за каждым как он зажил через месяцок другой - та ещё забота. Не проще ли скилл подтянуть? В сумме сказанного выше я бы выразился так:

Коррекция - это нормальное явление, которого стоит максимально избегать заранее, если она не несёт запланированной пользы.

Но когда коррекцию все-таки уместно планировать и на какую пользу от неё можно расчитывать? И вот тут мы упираемся в те четыре типа коррекций, что я упоминал выше. Погнали:

Техническая незапланированная коррекция. (плохо, но не всегда)

Техническая означает исправление в погрешности нанесения рисунка как таковом. Оно не рассматривает исправление художественных ошибок или недочетов в дизайне как объекте искусства. Обычно это означает исправление недокрасов, когда есть проплешины чистой кожи, плохие стыки на резких моментах или наоборот у вас сдох градиент или мягкая растяжка, которые не выглядят плавно по заживлению - это все техническая коррекция. Туда же кривой, выпавший или расплывшийся контур добавьте смело. В общем все что выглядело сначала хорошо, а потом стало выглядеть плохо - дурной знак. Тут идёт борьба двух сторон - ваш навык vs обстоятельства. Ваш навык должен тянуть всегда результат вверх по качеству, а обстоятельства всегда будут против. Ваша задача сделать так, чтобы ваш навык в сумме общих работ доминировал над обстоятельствами. Поэтому незапланированные коррекции - это нормально, если их мало. Если же это регулярное мероприятие для ваших клиентов, то стоит париться по поводу своих навыков. Они сегодня не на высоте.

Техническая запланированная коррекция. (нормально)

По сути, в большинстве своём это тоже самое что и в первом типе, только с тем условием, что вы заранее понимаете потенциальную надобность коррекции определенных участков татуировки и не можете повлиять на ее отсутствие. Например делаю я рукав и когда дело доходит до локтя, то я решаю не подстраивать дизайн так чтобы обойти его, а наоборот плотно вкрашиваю цветом. Делаю я так часто, даже практически всегда, и каждый раз я заранее знаю что внешняя часть локтевого сустава не принимает идеально краску почти никогда. Особенно на грубой коже. Что я тогда делаю? Максимально натягиваю кожу и крашу в один проход так, чтобы не перетравмировать и иметь возможность вернуться туда через пару месяцев, когда рукав будет завершаться и посмотреть какие участки сохранили пигмент не плотно. Подобные моменты я могу встретить с вообще сложной кожей как таковой. Например люди, которые недавно значительно скинули в весе и их кожа ещё не подстроилась под новые объёмы тела будут краситься очень плохо. Взрослая грубая мужская кожа, которая очень сухая и плотная тоже не оставит у меня веселого настроения в конце рабочего дня. В такие моменты, когда кожа просто перестает краситься, следует здраво оценить ее ресурс* и договориться с собой, что шрамы хуже коррекции, пора остановиться.

*У кожи есть два типа ресурса. Это ресурс травмы и ресурс насыщения. Ресурс травмы - это то, сколько вы можете красить один и тот же участок без негативных последствий. Проще говоря, если я могу много раз вернуться на один и тот же кусочек и он чувствует себя хорошо, то у этого места высокий ресурс. Если кожа сильно распухла или куда хуже наоборот просела и в добавок начала сильно пачкаться от соседних покрасов, то в этом месте ресурс маленький, я больше сюда возвращаться за эту сессию не буду. А ресурс насыщения - это объём краски, вмещаемый под кожу. Тут сложно предугадать заранее, но суть в том, что после плотного вкраса можно пытаться добавить новые детали и цвета поверх старых после заживления или сразу во время работы, но они не будут приживаться. И со временем кожа почти ни чего не оставит от новых порций пигмента, поскольку у такой кожи был низкий ресурс насыщения. И напротив, есть люди с кожей, куда хоть в три слоя накрашивай - на все места хватит. Только из-за насыщения дермы татуировка будет слегка равномерно выпуклой (на долю миллиметра, не путать с шрамами). Это не несёт за собой ни каких негативных последствий.

Заранее понимая, что сегодня сложные краски встретились со сложной кожей, я оцениваю ресурс того, сколько раз я могу вернуться и повторить слой, чтобы донасытить кожу. И если я вижу, что несмотря на все усилия кожа не прокрашена равномерно и плотно, но при этом уже устала, то решаю просто оставить ее в покое. Возможно в этот момент было какое-то другое решение по вылету, вольтажу или красочку надо было подразбавить, но ни чего страшного если это застало вас в расплох. Главное, что вы будете корректировать не дырки от ранок, где весь пигмент выпал из-за травмы, а просто чуть пробежитесь по недокрасу. Подобные знания приходят с опытом, и если ваш опыт уже позволяет предвидеть такие коррекции, то в них нет ни чего криминального. Главное чтобы у клиента была достаточная мотивация вас посетить и довести все до задуманного вида. Поэтому я в такие моменты сразу говорю, что у тебя этот участок не красится и я не хочу его перетравмировать. Там с большой долей вероятности понадобится коррекция. Все с умным видом соглашаются. Но в идеале, опять таки, свести подобные ситуации к минимуму.

Художественная незапланированная коррекция (очень плохо).

Художественная коррекция подразумевает исправления вида рисунка, а не его качества. Например косые черты лица или неузнаваемый портрет можно подправить по заживлению и приблизить к нужному виду. Или неправильно подобранный цвет фона или ещё чего-либо можно перекрасить поверх другим пигментом, изменив финальный оттенок ближе к желаемому. Так же можно вытемнить темное и высветлить светлое, чтобы добавить недостающего контраста, который вы непредусмотренный заранее. Ситуаций много, но все они сводятся к одному - к непониманию картинки взятой в работу. Это очень печальная ситуация, поскольку все эти коррекции - всегда полумеры. Как бы вы не корректировали портрет во второй и в третий раз, он всегда будет косым и непохожим, потому что вы как не понимали, так и не понимаете как его делать. Количество попыток не меняет этого. Сколько бы вы не перекрашивали что-то в другой цвет, вы не получите настолько же чистого и равномерного результата, сделай вы это с первого раза. Короче говоря, мы не можем красиво набить то, что мы не можем красиво нарисовать. И если вы художественно не готовы к чем-либо, то все эти коррекции - дурное дело. Рисуйте.

Художественная запланированная коррекция. (хорошо)

Я не знаю на сколько этот пункт можно вообще считать коррекцией, но я, пожалуй, все-таки озвучу своё виденье этого вопроса. Речь пойдёт не столько об исправлении, сколько о факте возврата на прокрашенное место снова. Ведь по идее, нам следует прокрасить кусочек и забыть про него. В идеале навсегда. Но я иногда сам себе формирую ситуации, когда я продолжаю красить по покрашеному через пару месяцев. Зачем?

Чаще всего - время. Это позволяет не хило сэкономить его. Да и не только его, давайте расскажу на примере. Была у меня работа недавно с тепловыми красными осенними листьями на холодном туманном фоне. Так вот всё кроме самых больших листьев переднего плана я предварительно залил размытыми переливами светло голубого цвета в один быстрый но плотный проход. Когда фон зажил я накрасил поверх него дальние неконтрастные листья и ветки, которые были в расфокусировке и теряли свою насыщенность и теплоту, перемешиваясь с холодной подкладкой фона. Таким образом я показал перспективу и сэкономил кучу времени, потому что мне не пришлось подлазить фоном под каждый уголок лепестка. Я просто большой лопатой залил половину объема руки за полтора сеанса, затем подождал и нарисовал листья как хочу просто поверх. Бонусом получил то, что некоторые части вкрашены в два слоя и будут довольно плотно насыщать кожу. Да, по факту я перекрасил сам себя, но это имело смысл. Вообще ныне все чаще практикую быструю заливку объекта, а затем корректирую его дорабатывая детали. Об этом будет инфа в ближайших видюхах. Но сейчас я хочу выразить ту мысль, что если вы сумеете придумать как использовать функцию коррекции во благо проекту, то не стесняйтесь этого делать. Штука хитрая, неочевидная и очень ситуативная. Но сразу хочу заметить, что нужно уметь травмировать кожу в первый слой. Делать это нужно аккуратно, не налегая. Чтобы не исчерпать оба типа ресурсов кожи за первый подход и не удивляться почему второй плохо заживает.

Кстати в дополнение к запланированной художественной коррекции можно отнеси обновление старой татуировки. Плохого в этом, пожалуйста ни чего нет. Но по факту она имеет смысл лишь на действительно старых работах. Сказать точный срок, после которого стоит обновить краски я не смогу. Вряд ли это раньше 10 лет для современных татуировок как минимум. А все, что просело и не выглядит подобающим образом уже через пару лет - это либо изначальный косяк в нанесении, либо добро пожаловать в клуб смуглой кожи. «Клуб смуглой кожи» - сколько не старайся - всё равно говно! Что касаемо коррекции и двуслойности как таковой, так плохого в этом так же ни чего не могу выделить. Но при одном условии - вы соблюдали сохранность ресурсов кожи на каждом слое и дали ей достаточно восстановиться между ними.

Восстановление.

Напоследок хочу рассказать свои наблюдения о том, какой период требуется коже для восстановления перед повторным воздействием. Чтобы было понятно, давайте сделаем это схематично.

Ресурс травмы я бы поделил на 10 ступеней. Где 1 ступень это легкая поверхностная царапина, а 10 это многослойно вкрашенная кожа, куда возвращались много раз для создания сложного градиента, либо работа с труднокрасящимися пигментами, либо с высокой детализацией поверх прокрашенного. Короче 10 - то, куда мы больше не лезем. По середине пятерочка - это простой и быстрый прокрас в один проход чем-нибудь неприхотливым. И вот тут сами примерно судите где между царапиной/прокрасом/многослойным прокрасом находится искомое вами и умножайте эту цифру на 5 дней. Например красили в один проход, но краска была не самая податливая - это больше 5, пусть будет 7. Для семерки срок отдыха перед коррекцией - 35 дней. Тенили грейвошем и почти не травмировали? Наверное 4. Отдыхаем 20 дней, и т.д. НО! Эта схема для коррекций! Не для перекраса. Одно дело если вы хотите просто вернуться к работе подмазать ее местами чтобы уже ходил человек и радовался, или вы сфотографировали и закрыли вопрос, то валяйте. Но если в ваших намерениях плотный перекрас поверх имеющегося, то меняем коэффициент с х5 на х10.

Конечно подобная формула очень условна, я просто хочу донести до вас примерное понимание своего опыта. Поэтому не стоит ей верить в слепую, если вы видите что предположительный срок прошёл, а у человека были проблемы с заживлением, дебильный уход, аллергия или ещё что-либо выходящее за рамки прогнозируемого, тогда не спешите с коррекцией. Чем дольше вы подождёте, тем больше кожа усадит в себе нужный пигмент и избавится от неусвоенного. Это освободит больше места для новой краски. Повышенный ресурс насыщения всегда будет кстати если во время коррекции вы решите добавить поверх что-нибудь новенькое чтобы улучшить картинку.