Деревня Чирки Гришино. Я честно не знаю, что означает приставка “чи(е)рки” в начале названия этого села. Но зато я точно знаю, что деревня была основана не позднее второй половины XVII века, а жители села относились к категории государственных крестьян и занимались земледелием и скотоводством. Но не это главное в этой деревеньке!
Главное - Чирки Гришино родина Баки Урманче. Кто не знает - это один из самых выдающихся художников Татарстана ХХ века. Скульптор, график, живописец, фотограф, народный художник РСФСР и ТАССР, заслуженный художник Казахстана, лауреат премии имени Габдуллы Тукая. Непростые деревеньки нам попадаются по дороге.
Ещё в 1969 году известный татарский писатель и ученый Наки Исанбет сказал: «Баки Урманче – патриарх нашего изобразительного искусства, голова, аксакал. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарской поэзии и музыки, мы отвечаем: Тукай и Сайдашев. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарского изобразительного искусства, мы отвечаем: Баки ага Урманче»
Урманче родился 23 февраля 1897 года. В те времена деревня Куль-Черкен (именно так она тогда называлась) входила в Тетюшский уезд Казанской губернии, а ныне она входит в Буинский район Татарстана. Художесвенный вкус и вкус к образованию мальчишке привили с детства: отец его был имамом в местной мечети, а мать - вышивальщицей.
Совсем мальчишкой, в десятилетнем возрасте, Баки Урманче приезжает в Казань. На дворе - 1907 год. Его цель - хорошо рисовать. Но в медресе рисовать не учат, а в художественную школу татарам путь был заказан: нужно было сдать экзамен по Закону Божию, который фактически равносилен замку без ключей на дверях для шакирдов медресе. Учился в Казани Урманче, кстати, не абы где, а в новометодном медресе “Мухаммадия”, где с величайшим удовольствием постигал восточные языки: турецкий, арабский и персидский. Урманче много скитался, и кем только не работал - и шахтёром на Донбассе, и учителем на Тамбовщине, и рабочим на Урале, а во время Первой мировой служил в царской армии в Средней Азии - в Коканде.
Только после революции Урманче получает первые уроки рисования: в то время он работал школьным инспектором в Глазове, где и посещал художественную студию. Урманче в итоге стал-таки первым татарским художником, получившим высшее образование: сначала Казанские художественные мастерские (закончил в 1919 году), а после и Высшие художественно-технические мастерские в Петрограде в 1926 году.
Обучаясь в Казани в художественных мастерских, Баки Урманче продолжал работать, его день был расписан буквально по минутам. С утра в одной из слободских школ Урманче учит детей. Затем у него занятия в Художественной школе, после которых он ещё четыре часа проводит на курсах по переподготовке учителей и до позднего вечера работает в мастерских.
Именно после этого периода Урманче повторно вступает в солдатские ряды, в Центральную мусульманскую военную коллегию. После перевода коллегии в Москву в Восточный отдел Политуправления Реввоенсовета Республики, он переезжает в Москву и продолжает учебу во Всероссийских художественных мастерских. Институты (параллельно он учится и в институте живых восточных языков), аудитории, музеи, театры и концертные залы. В музеях Москвы и Ленинграда он видит шедевры мастеров кисти различных эпох и народов, приобщается к мировому искусству. Неизгладимое впечатление производят на художника полотна импрессионистов и постимпрессионистов. С этих пор вся его жизнь посвящена искусству.
Причём во ВХУТЕМАСе (те самые всероссийские мастерские) Баки Урманче учится сразу на двух факультетах - скульптуры и живописи. Первые премии на факультетских конкурсах в те годы стали для него обычным делом. Ко времени окончания учебы в мастерских относится любопытный документ, свидетельствующий об участии Урманче в работе по проектированию герба новорожденной Татарской республики. Это выписка из протокола заседания коллегии отдела изобразительного искусства Наркомата просвещения ТАССР от 2 октября 1920 г. о выплате художнику Урманче гонорара за эскиз и исполнение проекта герба Татарской Советской Социалистической Республики. В качестве официальной эмблемы герб просуществовал до 1922 г. Его Урманче поставил в основу оформления праздничной колонны в честь образования Татарской АССР.
После получения образования в Москве Баки Урманче возвращается в Казань, где становится сначала заведующим учебной частью и преподавателем Художественной школы, а затем - её директором. Это один из самых плодотворных периодов его работы: он пишет картины, рисует иллюстрации к книгам, пишет статьи и читает лекции.
Но период этот длился недолго. В 1929 году его самого и его брата накрыло первой волной сталинских репрессий: оба были арестованы, необоснованно обвинены в национализме и сосланы на Соловки в лагерь особого назначения. На четыре года художник был разлучен с родиной. Но и в неволе Баки находил возможность заниматься художественным творчеством, выступая в качестве певца в самодеятельности, занимаясь оформительскими работами, сотрудничая в издававшейся на Соловках газете «Перековка» в качестве художника. Здесь, как и всегда на протяжении всей своей жизни, Урманче продолжал вникать в человеческие судьбы, а люди на Соловках были интересные – известные ученые, артисты, писатели, военные. Эти годы обогатили его новым, хотя и горьким опытом. Художник был досрочно освобожден в 1933 г.
Вернулся из лагеря Баки Урманче один, без брата. Несмотря на ссылку за плечами, Баки Урманче перебирается в Москву, где его принимают в Союз Художников СССР, и участвует в первой выставке молодых художников. Несколько лет художник работал над оформлением Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где смог использовать всю широту своих художественных возможностей: он писал исторические картины, делал рельефы, расписывал купола. Но в это время художник все же не мог чувствовать себя окончательно свободным и в своих работах выразить полное понимание жизни из-за «соловецкого шлейфа», который тянулся за ним большую часть жизни.
В апреле 1941 года Урманче был приглашён в Алма-Ату для работ по оформлению празднования столетия со дня рождения великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Но из-за начавшейся войны поездка обернулась эвакуацией. С конца 1940-х годов и до 1954 года он был вынужден жить по паспортному режиму «-39», т. е. без права проживания в 39 столичных и портовых городах СССР.
Во время Великой Отечественной Войны Баки Урманче продолжает работать в эвакуации в Казахстане, где создаёт портретную галерею деятелей истории и культуры Казахской республики. Здесь им создаются исторические полотна “Штаб Амангельды” (1944), “Абай за работой” (1945), “Великий переход Джангильдина” (1948). Здесь он пишет пейзажные полотна, на которых изображены города Алматы, Гурьев, Балхаш. Здесь им созданы множество скульптур, майоликовое панно, изданы книги народных сказок и романы с его иллюстрациями.
После Казахстана Баки Урманче перебирается в Самарканд. В 1949 – 1952 годах созданы групповой портрет Героев Социалистического Труда, «Сбор винограда», «Бану» и другие портреты, пейзажи, этюды. Склонность мастера к скульптуре определяется именно в этот период, теперь в его творчестве начинают преобладать пластические образы. В 1954-1956 годах ездит в Гурьев писать каспийских рыбаков. Участвует во всесоюзных конкурсах на создание проектов памятников Абаю, Ибн Сине. Он снова преподаёт: его приглашают в Ташкентский институт искусств, он руководит индивидуальными мастерскими старших курсов и открывает скульптурное отделение. В Ташкенте создано несколько значительных скульптур Урманче, среди них бюст Габдуллы Тукая, выполненный из яблоневого дерева. В 1958 году в Алма-Ате в залах Музея искусств Казахстана открылась выставка произведений Урманче, посвященная его 60-летию. Это была первая его персональная выставка, отчет о двадцатилетней работе в Узбекистане и Казахстане.
Наверное, многие жители Казани и Татарстана, да и татары вообще, хоть раз в жизни слышали его имя, и знают, что Урманче - это художник и скульптор. Но мало кто знает, что Урманче ещё поэт и прекрасный певец. Он обладал удивительно сильным и красивым баритоном, исполняя народные песни татар, башкир и казахов. Он писал философские и грустные стихи. Урманче-поэт словно антогонирует Урманче-скульптору.
В 1958 году художник возвращается в Казань. В Казани он создаёт скульптурную портретную галерею деятелей татарской культуры. В Казани ярко раскрывается его дарование скульптора. После выполнения бюста Тукая в мраморе следуют портреты татарских поэтов, писателей, композиторов, ученых, рабочих, революционеров, исполненные в мраморе, бронзе, дереве. Если на Балхаше он имел дело с бетоном и керамикой, то здесь основной материал – мрамор и дерево. Однако художник умеет придать благородное звучание даже такому, казалось бы, маловыразительному материалу, как бетон – при смешении с другими материалами он кажется старой патинированной бронзой. За два десятилетия (1959-1979) Урманче создает более 100 лучших своих скульптурных работ. Персонажи портретной скульптуры Урманче – не просто исторические деятели, а именно герои, носители высоких моральных качеств, люди, близкие к идеалу, причем образы их каждый раз тонко индивидуализированы. Умер Баки Урманче в возрасте 93 лет 6 Августа 1990 года - 30 лет назад.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Рубрика "Персона":