"Желаю, говорит, думать будто я в Древнем Риме. Большой был просветитель"
к\ф. "Формула любви"
Признавайтесь, на лекциях когда-нибудь спали? Не от скуки или от непонимания важности учебного процесса, а просто от устатку. Как, например, работник метрополитена Александр Мухин, студент вечерней формы обучения. Саша - настоящий советский человек, который спит и видит, как бы устроить всё "по уму" и исправить историческую несправедливость. Как в частных эпизодах, например, отговорить Пушкина от участия в дуэли, так и на целых исторических этапах. Почему бы не выступить в римском Сенате с речью, обличающей весь рабовладельческий строй?
Тем более в его видениях, и сатрапы царские, и патриции римские, не такие уж и сатрапы. Встречаются среди них люди понимающие, осознающие, так сказать, свою историческую обреченность, особенно после амфоры-другой.
Да что там сатрапы, даже преподаватели на лекциях и те, относятся с пониманием. С лекций не гонят, неудов не ставят. Прошли те времена, когда декабристы Герцена будили. Сейчас во сне вполне себе обучаются (гипнопедия называется), а некоторые и вовсе, семьи заводят, детей рожают. Нужно соответствовать - посапывать времени в такт.
Роман Ужасов:
При желании в фильме можно увидеть метафору подступающего "периода застоя". А можно - добротную постановку с хорошей комедийной составляющей и разумной порцией абсурда (да простят мне такой оборот).
Попадались мне уже мнения о том, что Мухин этот "лодырь и бездельник. Но тем не менее, он ничтоже сумняшеся во сне (то есть подсознательно - наяву) полагает, что раз он выходец из ХХ века, то он уже одним этим превосходит всех этих Пушкиных, Спартаков, Диогенов и прочих." Что не соответствует, скорее даже прямо противоречит, образу главного героя. Для меня этот "сонный Мухин", блестяще сыгранный молодым Сергеем Шакуровым, человек симпатичный. Ну есть некая каша в голове, путает он императоров Александра с Николаем, зато битвы Спартака (то что ему лично интересно, надо понимать), помнит прекрасно.
Albert Magnus: Согласен, метафора с будущим застоем просматривается, хотя как часто бывает с фантасмагоричными фильмами, да и вообще с талантливыми произведениями искусства - поле для разных толкований-трактований они предоставляют широкое и при каждом пересмотре могут проступать новые детали. И всё это в полной мере можно отнести и к "Мухину".
Каким-то удивительным образом он умудрился усыпить тогдашних кинокритиков, что даже злые языки переиначили название в "Усыпили зрителя". Но мы-то калачи тёртые, из другого поколения и к тому же за прошедшие с той поры полвека авторский кинематограф убежал далеко вперед в снотворческих способностях. Мне во всяком случае не спалось и было вполне интересно, хоть и не всё понятно в отдельных режиссёрских шифровках.
Возможно фильм просто опередил свое время, ведь когда его показали по телевизору спустя 20 лет, в 1988 году, нам, подросткам он уже не казался скучным (скорее наоборот!). В нашем классе он моментом разошелся на цитаты, вроде "амфоры на троих".
Тем не менее, вплоть до последнего времени этот чудесную картину я не пересматривал и даже забыл про существование такой. И тем большим удовольствием для меня стало открывать её заново, когда уже зрительский и жизненный опыт прибавился, что позволяло не просто смеяться от очевидных гэгов, но и подмечать скрытые.
Так по-новому прочитывается эпизод, когда герой оказывается в застенках с монахом, который по собственному признанию вовсе не еретик (нынешним языком - инакомыслящий или даже борец с режимом), а обычный проворовавшийся кладовщик. Как не вспомнить про "миллионы невинных жертв".
Таким же образом можно усмотреть во всем фильме апологию постепенного, эволюционного развития без резких движений в противовес прогрессорству и импортируемым извне революциям.
К концу 1960х троцкизм с его романтической идеей перманентной революции безнадежно устарел, хотя левацкие группировки никуда не делись, но генеральная линия КПСС старалась всячески от них отмежеваться. Возобладали умеренность и стремление к личному благополучию, а женщины подспудно призывали своих мужчин оставшуюся в каждом романтику перенаправлять в семейное гнездышко, а не на переустройство мира. И недосып в случае с молодоженами простителен даже по мнению пожилой преподавательницы, пусть она и покривилась слегка, услышав сальную шуточку одногруппника Мухина.
И напоследок, чтобы сгладить общественно-политический уклон, проведу еще одну параллель, но уже с двойником-засланцем из 21 века, который обряжается в смокинг и цилиндр, якобы модные в его эпоху. Чем это не современник героя Ясуловича в "Гостье из будущего" - того, что с говорящим козлом по Космозоо бегал? Совпадение? Не думаю.
Такой вот замечательный фильм - настоящий кладезь для новых и новых находок!
5/5 - общая оценка
(с) Роман Ужасов и Albert Magnus для kin0guru