Доброго времени суток, мои дорогие подписчики и читатели. Многих интересует, а имеют ли право судебные приставы взыскивать задолженность с пенсии по инвалидности, с детских пособий и т.п.? Данная публикация посвящена именно таким вопросам.
С 1 июня 2020 года введен запрет на удержание долгов по исполнительным листам с некоторых категорий наших граждан, получающих денежную помощь от государства.
Внесенные поправки в действующий Закон запрещают работодателям, банкам и исполнительным приставам пользоваться старой трактовкой, которая нарушала интересы материально незащищенных слоев общества. К удержаниям по исполнительным листам теперь будут относиться избирательно, с учетом измененных правил взыскания.
Новые правила удержания задолженности
Ряд изменений, регламентированных Федеральным законом от 21.02.2019 года, вносят существенную поправку в ранее действующий Закон. Дополнение подпункта 18 в пункт 1 статьи 101. расширяет список доходов, с которых запрещено удержание долгов.
Теперь приставы не смогут удерживать долг с тех денежных средств, которые выделены пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а именно:
● суммы разовой денежной помощи;
● денежная помощь при порче имущества, относящегося к разряду самой необходимой;
● единовременные выплаты семьям погибших или потерявших работоспособность в результате природных стихий.
Перечень выплат, не подлежащих взысканию
Статья 101 Закона «Об исполнительном производстве» категорически запрещает приставам оформлять исполнительные листы и удерживать долги со следующих денежных начислений:
● разовая финансовая помощь, которую государство назначило пострадавшим в результате стихийных бедствий, террористических актов, потерей кормильца;
● пособия на детей;
● алименты;
● суммы по возмещению нанесенного вреда здоровью;
● пособия жертвам различных катастроф;
● ежемесячные денежные начисления (транспортные расходы, покупка медикаментов и др.);
● оплата командировочных расходов;
● денежные начисления родителям при рождении детей, совершения актов гражданского состояния;
● страховые начисления по социальному страхованию (за исключением: страховой части пенсии по старости, потере трудоспособности, накопительной пенсии, оплаты листов нетрудоспособности).
Приставов обязали ознакомиться с внесенными поправками в действующий Закон и действовать согласно букве законе, не ссылаясь на незнание его.
Кроме того, с 1 июня 2020 года банки обязаны отмечать специальным кодом те доходы, которые указаны в перечне и защищены государством от удержания с них долгов. Если не принять таких мер, то службы приставов могут опять ошибочно блокировать счета граждан. Это наблюдалось довольно часто в последние годы.
Часто путают доходы, полностью защищенные государством от всевозможных видов удержаний и те, которые частично ограничены.
Так, пострадавшие от катастроф люди, должны в полном объеме выплачивать со своих доходов алименты несовершеннолетним детям. Поэтому с тех сумм, которые им назначено государством, в социальном порядке по исполнительным листам удерживаются суммы долга.
Также в размере 50% возможны удержания с сумм вознаграждения, получаемого авторами научных трудов.
Порядок выполнения «новых правил»
С 1 июня 2020 года, после вступления в силу поправок к Закону «Об исполнительном производстве», руководители организаций, банкиры и службы судебных приставов ОБЯЗАНЫ: правильно оформлять документацию и соблюдать усовершенствованные правила удержания долгов по исполнительным документам:
● Работодатели (через расчетные службы своих организации), выплачивающие своему работнику (должнику) суммы возмещений, подпадающих под «запретные доходы», должны в платежном поручении отражать унифицированный код, который им направлен ЦБ РФ.
● Банк, который обслуживает счет вкладчика, задолжавшего по выплатам исполнительных листов, при условии частичного удержания взысканий, без проволочек выполняет удержания, указанные в полученных платежных документах и, в трехдневный срок направляет сведения службам приставов.
Вкладчик (должник) должен собрать и предоставить банку все необходимую документацию, подтверждающую отсутствие у него денег, с которых может быть произведено удержание долга. В этом случае удержанная сумма будет ему возвращена.
Судебные приставы для выяснения конкретного финансового и имущественного состояния должника имеют право запрашивать о нем информацию в любые органы, вплоть до ФСБ. Документы, поступившие на него, служат основанием для совершения исполнительного производства.
Полномочия приставов расширились. Если ранее они могли запрашивать данные на должника в ФСН исключительно по перечню п. 9 ст.69 «Закона», то теперь ограничения на запросы сняты: запрашиваться может любая информация по усмотрению службы приставов. Это значительно облегчает и ускоряет работу по исполнительным листам.
Внесенные в действующий закон поправки дают дополнительную уверенность в том, что интересы наименее защищенных слоев населения будут охраняться законом. Однако, при вынесении решений Конституционного и Верховного суда необходимо учитывать интересы всех сторон. Процент удержания с пенсии, если нет других источников существования, должен определяться с учетом наличия иждивенцев в семье пенсионера. Приставам даны полномочия: скорректировать % удержания исходя из конкретного положения дел.
Так что, учитывая все нюансы возникшей задолженности, решение будет приниматься в рамках закона, но без ущерба для самого плательщика.
Благодарю за внимание. Если публикация вам была полезна, не забывайте ставить лайк и читать другие статьи на моем канале. До встречи!