Мы публикуем здесь не выдуманные истории из жизни. Сегодня вы узнаете как молоденькую выпускницу педучилища Нину, учителя младших классов, распределили на работу в село в горах Дагестана. В советское время это было обязательно – отработать три года по распределению.
В начале пятидесятых, когда происходили описанные события, с этим было строго. Нине досталось отдаленное село. Потому, что без блата и потому, что ничего не могла и не хотела предложить мелкому чиновнику, занимавшемуся распределением.
Приехала.
А там не село – одно название. Полторы улицы, дети разных возрастов в одном классе и… учительница тоже одна. Вновь прибывшая, Нина.
Все очень обрадовались.
Давай, говорят, преподавай! Все предметы всем возрастам. Вон у нас какая ситуация - безвыходная.
А Нина сама как школьница – нежная, глаза голубые, лицо наивное… Она попыталась было отказаться, но понимала уже, что не выйдет. Действительно – больше некому. Так что согласилась на все, кроме высшей математики (с ней никак не сложились отношения у девушки).
Её в итоге взялся вести то ли физрук, то ли завхоз.
Сначала Нина боялась – столько детей, много неуправляемых мальчиков, на которых ей особо указали, несколько месяцев до ее приезда учителя вообще в школе не было – дети отвыкли, расслабились.
К тому же Нина чужая, приезжая, другой культуры – в селе жили в основном аварцы, с их обычаями и бытом она не была знакома.
Так что в первый раз Нина зашла в класс, немного робея. Честно попросила ребят ей помочь – для многих она стала первой учительницей, но и ей большинство предметов предстояло преподавать впервые.
Ребята прониклись.
Они подружились.
Нина относилась к каждой маленькой личности с уважением и вниманием. Она впервые раскрывала в себе различные грани педагогического таланта: пробовала еще свежие в голове после выпуска методики преподавания, интуитивно находила подход к каждому.
Не обходилось и без конфликтов: например, девочки стремились подражать молодой бойкой учительнице, которая по их меркам была чуть ли не столичной штучкой, носила модные платья, бусы…
Простые платья, дешевые бусы, но в послевоенное время в затерянном в горах селе и такого не было. А девочкам так хотелось быть красивыми! Они вешали на шею на веревочках пуговицы и так ходили.
Нину это наивное подражательство трогало, но кое-кто из взрослых был недоволен: учительница учит девочек быть нескромными. Так что Нине пришлось подать пример – не носить больше украшений.
Но это все были мелочи. В целом процесс передачи знаний подрастающему поколению проходил успешно.
У Нины появились деньги – все сверхурочные часы ей честно оплачивали из пустующих учительских ставок (куда девались остатки этих ставок, история умалчивает). Главное – Нине на жизнь хватало и более чем – тратить-то особо негде было.
Жилье служебное, магазинов никаких, все, что Нина покупала – это продукты напрямую у жителей. А зарплата копилась. Нина делилась радостью в письмах родителям, собиралась как поедет домой на каникулы, и финансово им помочь, и подарков хороших в городе купить.
Но деньги понадобились раньше. Однажды прямо на урок Нине принесли телеграмму. Заболел отец – бронхит, осложнения. Нужны были лекарства, а на них – деньги.
Конечно, Нина рада была помочь. Но это сейчас у всех банки-онлайн на телефонах, два клика – и готово. А в советское, тем более послевоенное время был один способ – почтовый перевод. И для того, чтобы его осуществить, конечно, нужен был нормальный райцентр с нормальной почтой.
Понятно, что в Нинином микроселе ничего такого не водилось. Райцентр находился примерно на соседней горе. Его даже было видно, казалось бы, рукой подать. Но это было обманчивое впечатление.
От общественного транспорта людей в этих краях отделяли десятилетия. Идти по горам на своих двоих был не вариант – надо было спуститься с горы в долину, подняться по другой горе вверх, засветло не доберешься.
Понятно, что одной русской девушке гулять ночью в глуши в Дагестане – было бы самоубийством. Да любому человеку не стоило бы. Дикие звери и не только звери.
Поэтому Нина отправилась по домам жителей села – вдруг кто-то довезет? У всех, конечно, были свои дела, всем было недосуг, однако жители села успели проникнуться симпатией к дружелюбной учительнице и выдали девушке универсальное средство передвижения – осла.
Животное упрямое, но выносливое.
Включался осел произнесением определенного слова на аварском языке. То бишь: начинал идти по команде. И по другой команде останавливался.
Освоив несложное управление, Нина отправилась в путь. Сначала все шло прекрасно, и она уже прикидывала, как зайдет на почту, как успеет зайти в магазин, как вдруг осел, проходя через живописную пойму ручья, решил отдохнуть и попастись.
Нина дала ему несколько минут на самодеятельность, но, когда решила, что пора продолжать путь, обнаружила, что осел ее не слушается. Заветное слово она забыла и теперь произносила что-то не то. Записать, конечно, не додумалась – слова-команды показались ей очень простыми! Ну, теперь Нина пожинала плоды своего легкомыслия: она осталась на полянке одна-одинешенька, как в сказке, причем в страшной – начинало смеркаться.
А в лесу-то под деревьями еще темнее.
И пешком не пойдешь даже на свой страх и риск – осел вез Нину известной одному ему дорогой, где по тропкам, а где напрямик, одна она живо бы заблудилась. Да уже заблудилась, можно сказать.
Куда ехать, Нина понятия не имела. Она совсем сникла. Размышляла, что делать, но выхода не находила.
Послышался стук копыт. Нина сжалась. Этого еще не хватало! Она прекрасно помнила страшные байки о лихих жителях лесов, которыми ее щедро потчевали односельчане. А еще ей сразу вспомнились все чудища из сказок детства, и за компанию – из мирового фольклора, который она факультативно изучала в педучилище.
Людоед?
Баба Яга?
Привидение?
Сердце ушло в пятки, даром что на осле сидел советский педагог, воспитывавший детей в традициях материализма.
Нина со страхом смотрела в ту сторону, откуда доносились звуки. Они приближались.
За деревьями учительница увидела силуэт всадника на лошади. Суровые горцы мгновенно потеснили в хитпараде страхов всех сверхъестественных существ.
Зажмурившись, Нина молилась, чтобы всадник проехал мимо, не заметив ее. Но – нет, он явно решил дать лошади напиться из ручья и уже выезжал из леса на опушку – статный, красивый молодой аварец на лихом коне. Величественное зрелище. Но Нине было не до эстетических переживаний, ноги бы унести.
Всадник остановился в центре полянки и удивленно уставился на девушку на осле.
- Ты чего здесь? – спросил сурово и спешился.
Нина только пискнула в ответ. Аварец повторил вопрос. Подвел коня к ручью, пустил попастись.
Нина откашлялась и все рассказала как на духу – а смысл скрывать?
К тому же, пока рассказывала, стала меньше бояться – она разглядела совсем не злое лицо аварца, к тому же он вроде бы вполне сочувственно качал головой. Или показалось?!
Аварец выслушал Нину. Она уже стала надеяться, что, может быть, он ее не тронет, уедет восвояси, а хорошо бы еще показал направление, куда ехать, когда Нина, наконец, справится с ослом.
Но, когда конь горца напился, он взял его под уздцы, стремительно подошел к Нине, легко ее приподнял и сел вместе с ней в седло, девушку примостил впереди себя. Все произошло буквально за секунду, Нина и взвизгнуть не успела. Она, было, начала отбиваться, да аварец схватил ее за руки.
- Не дергайся, не пугай коня, - строго сказал он, - Темнеет уже, одной тебе сегодня не выбраться. Держись крепче.
Нина, переведя дыхание, схватилась за седло, и всадник аккуратно направил коня вперед. Оглянулся через плечо, бросил слово ослу. То самое слово! Нина попыталась его запомнить, но в голове от переживаний воцарилась звенящая пустота, слову не за что было зацепиться, оно улетучилось.
Почти на выходе из леса, откуда широкая ровная тропа вела прямо в райцентр, всадник спешился и спустил Нину на землю.
- Дальше сама. Нельзя, чтобы меня с тобой видели. И не говори никому, что я тебя привез.
Нина только кивнула. Аварец напомнил ей заветное слово, девушка села на осла и отправилась в путь, периодически громко повторяя его для профилактики внезапных остановок.
Осел, как бы компенсируя задержку в пути, развил приличную скорость. Нина с ветерком въехала на площадь райцентра. Попыталась остановиться, но… второе слово аварец ей не напомнил!
Или напомнил?
Неважно. Голосовое управление ослом не удалось. А реагировать на тычки животное не спешило, как бы намекая, что оно – серое и ушастенькое - категорически против насилия.
Не зная, что делать, Нина неслась через площадь куда-то вперед. Со дворов повыскакивали люди.
Кричат:
– Стой, дальше обрыв!
- Я не знаю, как его остановить! – вцепившись в гриву, закричала в ответ Нина.
И тут же осел остановился как вкопанный, повинуясь короткой многоголосой команде. Ее отдали хором, слаженно. Будто репетировали.
Деньги отправить Нина успела, но вернуться домой в этот день шансов не было. Что делать?
Местные пришли на помощь. Из отделения связи Нину отправили к женщине, которая иногда сдавала места для ночлега. Осла пристроили к ее соседям.
Женщина оказалась радушной, Нину усадила, расспросила, подивилась – отчаянная. А Нина радовалась – дело сделано, впереди заслуженный ужин и отдых. Но не тут-то было.
Когда начали пить чай, со двора послышался шум. Хозяйка выглянула во двор – и тут же забегала по кухне, убирая Нинину чашку и тарелку. Нина с тревогой наблюдала за ней.
- Прячься! – скомандовала женщина, - вот сюда, - она сунула Нине в руки одеяло и вытолкала ее в заднюю комнату или кладовку, - Это мой муж с друзьями. Если найдут тебя – я не смогу тебя отбить. Завернись и не двигайся, спи.
Нина послушно залезла под одеяло, забилась в угол и затихла. В дом зашла компания подвыпивших веселых мужчин.
Муж хозяйки уселся во главе стола, гости вокруг него, а жена забегала, подавая еду. Долго веселились. У Нины затекли руки, ноги, хотелось в туалет.
Но приходилось лежать затаив дыхание и не двигаться. А тут еще один из гостей, рослый и плечистый, давай расхаживать по комнате. Останавливался возле кладовки, брался за ручку, приоткрывал дверь. Жена хозяина его отвлекала.
- Тебе еще налить? Садись за стол, я все подам, обслужу.
Пронесло. Разошлись мужчины уже под утро. Хозяева легли спать, успокоенная Нина тоже уснула, да так крепко, что хозяйка с трудом ее добудилась.
- Спишь крепко как мой муж, - прокомментировала она, качая головой, - Он ушел и его не будет до обеда, а тебе пора ехать. Пошли, заберем твоего осла.
Нина, наконец выучила команды, которым подчинялось упрямое животное, так что обратная дорога прошла в режиме развлекательной прогулки.
Проезжая мимо ручья, Нина озиралась и с опаской, и с надеждой, вдруг вчерашний спаситель поблизости, но никого не было.
Когда наступили летние каникулы, Нина поехала домой, в родную деревню Воронежской области. Привезла кучу подарков, денег хватило. Отец выглядел хорошо. Нина порадовалась, поделилась с мамой – хорошо, мол, что лекарства помогли, деньги пригодились, не зря я на осле по горам скакала.
- Какие лекарства? Какие деньги? – нахмурилась мама.
- Ну для папы… Бронхит, осложнения…
Мама только покачала головой. Она и не знала, что дочка присылала мужу какие-то деньги.
- Болезнь называется – не на что опохмелиться, - сухо ответила она.
Да Нина и сама уже все поняла.
Она теперь удивлялась, как она сразу не догадалась. Здоровье у отца всегда было отменное, а пагубная привычка ни для кого в их деревне и тем более в семье секретом не была. Жаль, конечно, лучше бы купила маме еще подарков…
Но в целом Нина была даже рада, что это приключение с ослом с ней случилось. После него она перестала бояться. Почувствовала, что эта чужая земля приняла ее и оберегает.
Именно после этой поездки в маленькой сельской школе впервые Нина почувствовала свою силу, проявился ее педагогический талант. Тот, который позже позволил ей утихомиривать отъявленных хулиганов, мирить учителей, с блеском проводить открытые уроки и праздники, доносить все необходимое до родителей на собраниях, а, выйдя на пенсию – каким-то непостижимым образом собирать вокруг себя окрестных детей и просто с ними играть. Да так, что они внезапно начинали лучше успевать по учебе.
С верховой ездой у Нины не сложилось, но она от этого не страдала – ее жизнь в основном прошла в крупных городах, где к ее услугам был весь ассортимент общественного транспорта, а позже – муж, а затем сын с машиной.
А в глубокой тайне от всех целую жизнь - Нина повторяла два слова управления. Две секретных команды.
Приказывала идти вперед или остановиться. Самой себе. Как тому упрямому ослику.
#витаминыдлядуши #историяизжизни #историиошколе #авторнемы
…
Спасибо! Нас очень радуют лайки, комментарии и подписки.
Автор: Татьяна Толстикова
Перейти и подписаться на Telegram Натали Шумак
Читать бесплатно, слушать и купить серию книг «Провинциальный роман», а также истории из жизни «Витамины для души» по ссылкам здесь:
Яндекс Дзен | Группа ВК | Автортудей | Литмаркет | ДигиталВайлдберриз
Понравилось? Тогда читайте на Литмаркете в сборнике "Счастливые истории" про другое более раннее приключение Нины. Рассказ называется "Дезертир".
Автор - Татьяна Толстикова
https://litmarket.ru/books/schastlivye-istorii