Одной из главных новостей для российского фондового рынка на этой неделе стало прекращение переговоров между Яндексом и онлайн-банком Тинькофф.
TCS Group продолжит сотрудничать с Яндексом по текущим проектам, но о продолжении переговоров о покупке речи не идет, сообщает Reuters.
Как развивалась ситуация
О том, что между TCS Group и Яндексом уже достигнуты какие-то договоренности по продаже активов, стало известно 22 сентября. Тогда на Лондонской бирже было объявлено о "принципиальном соглашении".
Олег Тиньков уточнил, что остается в банке, но не сказал в каком качестве. Что касается самой сделки, то он назвал ее слиянием.
Спустя две недели Олег Тиньков уже оценивал вероятность сделки с Яндексом на 50%, а чуть позже издание The Bell сообщило, что TCS Group ведет переговоры с МТС.
16 октября было официально объявлено, что переговоры с Яндексом больше не ведутся.
Почему переговоры зашли в тупик?
"Медуза" опросила несколько человек, знакомых с ходом согласования сделки. Вот какие комментарии они дали изданию:
«У него [Олега Тинькова] был большой вопрос — я продам банк, а кто я после этого? Ну, менеджеры мои понятно, будут дальше работать, у них все нормально. А я что? Ну, ты бывший акционер компании, ты ее продал, не хочешь — не продавай. Может быть, он ощущает внутри, что у него нет энергии на новое дело масштабное».
При этом собеседник издания отметил, что сам Олег Тиньков не предлагал какие-то варианты своей будущей роли.
«Он очень не хотел отдавать все и до конца, боролся за какую-то конструкцию, которая бы его не оставляла каким-то номиналом, а чтобы у него было что-то, — говорит другой собеседник „Медузы“. — Если он считает, что он выздоровеет и как-то отобьется за разумные деньги от США, то я думаю, что он по-прежнему видит потенциал развиваться самому — это банальная жадность, всем нам свойственная — не только в денежном плане».
«Яндекс наверняка понимал сложное положение Олега в связи с обвинением в Америке и в переговорах пытался его прогнуть», — считает Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group.
А вот как ход переговоров прокомментировали непосредственные участники:
По словам управляющего директора группы компаний Яндекс Тиграна Худавердяна, команда Тинькофф была бы в Яндексе партнером и получила бы «свободу в развитии бизнеса и все возможности нашей экосистемы». Теперь Яндекс намерен развивать финтех самостоятельно, приводит выдержки из письма The Bell.
У Олега Тинькова оказался противоположный взгляд на результаты переговоров:
«Мы начали разговор с объединения, поисков синергий и быстрого роста нашей клиентской базы. И хотели построить самую большую частную компанию России. По факту все вылилось в продажу, они хотели просто купить Тинькофф».
UPD от 19 октября. Олег Тиньков в своем Instagram извинился за резкое высказывание в сторону Яндекса, но подчеркнул, что компания в его представлении - это наемные менеджеры и юристы, которые не способны двигать мир вперед. Себя же Тиньков отнес к предпринимателям, которые полезны обществу.
Также он раскритиковал журналистов, которые растиражировали в публичном поле его внутреннее письмо сотрудникам, которое предназначалось только ограниченному кругу лиц.
Что ждет участников переговоров теперь?
Эксперты отмечают, что сделка с Яндексом помогла бы Тинькофф банку значительно нарастить клиентскую базу, но прямо сейчас необходимости в подобной сделки нет.
Директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антон Лопатин отмечает, что у банка хорошие показатели, несмотря на пандемию.
Для Яндекса несостоявшаяся сделка - это потерянная возможность быстро выйти на рынок финтеха. Вероятно, компания будет искать другой вариант для поглощения. Эксперты рынка в качестве потенциального партнера называют QIWI.
Несостоявшейся сделкой заинтересовались и в Центральном Банке России. Центробанк проверит сорванную сделку «Яндекса» и «Тинькофф» на предмет установления признаков инсайдерской торговли. Об этом заявил директор департамента противодействия недобросовестным практикам Валерий Лях:
«Проверять будем в любом случае. Мы проводим предварительный анализ всех необычных сделок на предмет установления признаков инсайдерской торговли».
Если ЦБ обнаружит признаки недобросовестного ведения переговоров, то сообщит о них только после окончания расследования, чтобы не влиять на котировки компаний.
О том, что вся история вызывает много вопросов, подтвердил и собеседник "Ведомостей":
«Это просто не нужно ни им ни нам, – заявил он. – Понятно, что это был совершенно спланированный вброс, чтобы повлиять на рыночные котировки бумаг на бирже. Поэтому главный вопрос – кому это выгодно».
Эксперты, опрошенные "Ведомостями", считают, что если инсайдерская торговля и была, то непосредственные участники вряд ли имеют к ней отношение. Но топ-менеджеры обеих компаний, которые были в курсе переговоров, могли бы воспользоваться этой информацией в своих интересах.