Ещё одну группу славян, принявших участие в формировании Древнерусского государства, и создании его материальной культуры, составляют кривичи и словене ильменские. Они заняли территории, раскинувшиеся от среднего течения и верховий Западной Двины, Днепра, а также Волги на север до Ладоги и далее, постепенно осваивая территорию аж до Северного Ледовитого океана и Урала на востоке.
Первые племена, связанные со славянскими культурами начали появляться в северо-западной части Русской равнины ещё в 5 веке. В верховьях Западной Двины и бассейне реки Великой они создают археологическую культуру Псковских длинных курганов. Вышли они из региона проживания западных славян. Это хорошо видно по их захоронениям
Если мы посмотрим на карту, ниже, то увидим, что носители этой культуры (обозначены под буквой "Е"), как бы оторвались от изначальной прародины славян и углубились значительно севернее в земли балтских и финно-угорских племен. Они насквозь прошли земли лето-литовских племён и тушемлинско-банцеровской культуры, выйдя на востоке в верховья Волги и Псковского озера на западе
Главным поселением культуры псковских длинных курганов было Псковское городище кривичей. Хотя некоторые учёные утверждают, что эти славяне ещё могли быть и не кривичами. Захоронения в псковских длинных курганах были по ритуалу кремации. В каждом кургане 6 - 8 захоронений, подсыпались ещё на протяжении некоторого времени, почему и принимали вытянутую форму. Инвентаря в этих захоронениях крайне мало, нет дорогих (элитных) или привозных предметов. Можно сделать вывод, что в этом обществе не было еще социального расслоения. По всей вероятности знать ещё не отделилась от народа, все жили родовым строем
Со временем кривичи распадаются на псковских и полоцко-смоленских. Немного позже выделятся тверские кривичи. Соответственно обособлению этих групп и выделяется диалекты кривичей. Но сначала они все пришли на Псковщину, в район оз. Великое, а уже оттуда начали расселяться на Западную Двину и в Верховья Волги и Днепра.
В антропологическом плане у кривичей преимущественно была распространена нордическая раса, принадлежащая к индоевропейской, но во времена культуры боевых топоров приобрела некоторые особенности. Для неё характерны: строение черепа — долихокефалия, телосложение — долихоморфное (астеническое), волосы русые, глаза светлых оттенков. Они ближе всего похожи на ятвягов
Уже в 9 веке Псковские, Полоцкие и Смоленские кривичи развивались, как отдельные земли. В 10 веке они были присоединены к Древнерусскому государству, а потом отделились, как самостоятельные княжества-государства. Последний раз кривичи упоминаются в Ипатьевском списке под 1128 годом. Правда полоцких князей называли ещё кривичскими в 1140 и 1162 годах. Это если не считать, что русские у прибалтов до сих пор называются "криви"
Курганная культура кривичей отличается от остальных славянских племён. Артефакты кривичей — бронзовые серповидные височные кольца и стеклянные бусы
В 8 в. северо-западная группа кривичей основала городище Изборск, как один из торгово-ремесленных центров. В 10 в. он превратиться в раннефеодальный город, один из форпостов Древнерусского государства в этом регионе. А в конце 11 в. тут строится мощная крепость для защиты этих земель с запада
Уже в нижнем культурном слое этого поселения, так называемом Трувором городище, отмечена добыча и обработка железа, появляются камнерезное и косторезное ремёсла, но наибольшего распространения получает бронзолитейное дело. Как раз изборская лепная керамика, строительство жилья и размещение в нём очага (в центре) раннего периода указывают на то, что эта группа славян, как раз и пришла из бассейна Вислы. На раскопках городища найден большой вещественный материал. Уже с первых лет своего существования этот центр кривичей был включён в международную торговлю. Так, было найдено 8 куфических дирхем, самые ранние из которых датируются до 870-х годов. По найденным артефактам видно, что со временем на чисто славянскую культуру оказывают влияние их соседи — балты и финно-угры. Но что интересно, Седов В.В., который раскапывал Труворово городище в 80-х гг. 20 в., не нашёл варяжского следа в слоях второй половины 9 в., что поставило под сомнение рассказ "Повести временных лет" о том, что варяг Трувор "сел в Изборске"
О тесных связях кривичей Изборска с племенами Прибалтики говорит раскопанное в 2014 году захоронение 11 века богатой 50-тилетней латгалки (латгалы занимали восточную часть современной Латвии и были соседями кривичей).
В 2016 г. в Изборске, на раскопе Усть-Смолка, археологи открыли ряд захоронений. Два из них были сделаны по ритуалу кремации, но одно, конец 10 - нач. 11 вв. трупоположением с влиянием языческих обрядов. Это был мужчина огромного по тем временам роста, не менее 180 см., в правую руку ему был вложен боевой топор, в левую нож. По всей видимости это был воин-дружинник
Изборск был немного в стороне от главной речной торговой артерии "Из варяг в греки", но находился тоже на важном сухопутном пути из Новгорода в Чудь. Причём был главным пограничным форпостом в этой стороне (так, что я думаю, археологи будут согласны со мной, что найденный ими дружинник-богатырь фактически был пограничником, охранявшим западные рубежи Древней Руси). Значение этого пути значительно возрастает во времена княжения Ярослава Мудрого, когда он неоднократно в этом направлении совершал походы. А немного севернее даже основал в 1030 г. город Юрьев.
Долгое время считалось, что Изборск более древний, чем Псков. Но последние раскопки под рук. К.М. Плоткина и С.В. Белецкого показали, что это не так, они докопались на кремлёвском мысу города до культурного слоя 6 века. Плоткин К.М. утверждает, что Псков ровесник Киева и на много старше и Новгорода и Старой Ладоги.
8 - 9 вв. Псков переходит от обособленности к более широким взаимоотношениям с окружающими землями. С ними налаживаются торговые связи, идёт товарообмен.
В конце 9 в. в Пскове строится детинец, а к югу от него вырастает незащищенный посад,
Город преобразуется, его значение возрастает. К началу 10 века, а если быть точнее — к "... к лето 6411" (903/904 гг. по мартовскому стилю) восходит первое упоминание о Пскове в Повести временных лет. И, как нам сообщает летописец — Олег взял отсюда Игорю жену — "от Пьскова (Плескова) именем Ольга". На протяжении 10 века быстро развивается посад, к нач. 11 в. он уже составляет 9 гектаров. Псков окончательно становится крупным ремесленным центром
В 2003 г. археологами было вскрыто и исследовано одно из первых христианских погребений Пскова относящееся к 10 веку. В нём была захоронена женщина знатного происхождения в скандинавском наряде. Её так и прозвали — "Варяжская гостья", возраст 25 - 35 лет. Захоронена в полусидящем положении. В захоронении было обнаружено 60 предметов, кроме денег, ювелирных изделий были ещё найдены орудия труда и бытовой инвентарь. То, что эта женщина была христианкой свидетельствует не только сам ритуал захоронения в виде ингумации (хотя видно, на всякий случай, на этом месте и разводили очищающий костёр), у неё был нательный крестик и 8 свечей
В погребении найдены также весы. Это может говорить о том, что она была экономически независима и сама могла вести торговые дела. Византийские монеты милиарисии относятся к периоду правления Романа I (920 - 945 гг.) и Константина VII с Романом II (945 - 959 гг.). Такие монеты дарил Константин VII руському посольству во главе с княгиней Ольгой. Может эта женщина и сама входила в состав посольства, так как княгиня Ольга была из этих мест, а кто может быть преданней, чем земляки. Даже сейчас у нас такое котируется…
Ну и конечно, как не сказать пару слов про селение Выбуты, которое Повесть временных лет называет родиной княгини Ольги. Находится это место в 12 км. южнее Пскова, на левом берегу реки Великой. Река здесь резко меняет своё направление и течёт с запада на восток, берега обрывисты, здесь известняк выходит на поверхность
Места здесь, конечно, красивые, так и веет древностью, но с чего, то летописец взял, что княгиня Ольга из этих мест. "Независимые" источники нам говорят о другом. Так, автор скандинавской "Орвар-Одд саги", а вслед за ним датский хронист Саксон Грамматик, утверждают, что она была сестрой датского короля Ингелуса. А Синопсис Ундольский сообщает нам, что она вообще была дочерью Вещего Олега. А почему бы и нет? Но для нас её происхождение не важно, Выбуты мы сейчас рассматриваем, как территорию славянского племени кривичей. Археолог Харлашов Б.Н., ведущий раскопки в этих местах не один год, утверждает, что культурный слой древнего погоста Выбуты восходит, наравне с Псковом и Изборском, до самых ранних времён появления здесь славян. Древнейшие находки представлены здесь лепной керамикой гладкостенной грубой работы, также было найдено биконическое глиняное пряслице с широким каналом и др.
Следующий этап развития этого погоста — 11 - 14 вв. Нужно сказать, что в это время начал активно функционировать от Великих Лук, параллельно Новгороду, торговый путь по р. Великой в Чудское озеро, и далее в Финский залив (см. карту выше)
Вывод по Выбутам такой: издревле здесь проживали славяне, место было оживлённое и стратегически важное. Вполне возможно, что судьба свела в этом месте князя Игоря и Ольгу (дыма без огня не бывает), но предметного материала, подтверждающего этот факт, что эта встреча произошла именно здесь, не найдено.
СМОЛЕНСКО-ПОЛОЦКИЕ КРИВИЧИ к 9 веку уже окончательно обособились от псковских, они больше смешались с балтским субстратом, что привело к развитию отдельной этнографической группы. Из таблицы выше "Развитие древностей кривичей", мы видим, что смоленско-полоцкие кривичи базируются на Тушемлинско-Банцеровщинной культуре. Это говорит о том, что в этом регионе не было завоевания одного этноса другим, балты и славяне уживались здесь мирно, взаимно ассимилируясь (но в итоге балты, всё же, заговорили по-славянски).
В верховьях Ипути и бассейне Осётра эта южная группа кривичей смешивалась с радимичами
ПОЛОЦК впервые в летописи упоминается под 862 годом. Но по археологическим данным он возник лет на 80 раньше. По уточнённым данным (Д.В. Дук), городище размером 75 на 75 м. возникло на правом берегу Полоты уже к 780 году. К середине 10 века Полоцк приобретает черты развитого города с ремесленным посадом. Полоцкая земля не подвергалась набега кочевников, у неё была возможность развиваться стабильно. Только великие киевские князья несколько раз осуществляли походы на Полоцк, пытаясь усмирить его несговорчивых князей. Самый большой урон нанёс городу Владимир Святославович, когда в 978 году захватил его и убил местного князя Рогволода, захватив при этом его дочь Рогнеду. Именно к этому периоду относится, найденный на стадионе Полоцка в 1985 году золотой клад
Этот клад действительно уникален, так как в 10 веке золота, что на Руси, что в Скандинавии очень мало — это было время восточного серебра. Это подтверждает, что Полоцк того времени был включен в международную торговлю и был богатым городом.
В 11 веке площадь Полоцка составляла уже 180 гектаров. К моменту распада Киевской Руси в 12 в. это была уже процветающая, самодостаточная в экономическом плане, земля, с большим торгово-ремесленным центром
Специалистами был проведён металлографический анализ более 700 орудий труда, оружия, бытовых предметов и других изделий кузнецов, найденных в полоцкой земле. На основе этого материала были сделаны следующие выводы: 1. Кричный металл, который в основном использовали кузнецы, добывался из болотной руды, которой было в изобилии в этих краях. Когда же возникала необходимость упрочить рабочую поверхность орудий труда, или оружия, использовали привозную сталь, которая была насыщена химическими элементами. 2. Все операции выполнялись путём свободной ковки в нагретом состоянии до определённой температуры, которую определял мастер. 3. Кузнецы хорошо владели сваркой, как при пакетировании изделия, так и комбинирования железа и стали. Получались довольно качественные изделия. 4. При производстве более утончённой продукции: замки, ключи и др., производилась горновая пайка на основе твёрдых припоев в основном меди. 5. Для получения стали, или приданию изделию в нужном месте твердости применялась цементация — химико-термическая обработка с проковкой. 6. Закалке через термическую обработку подвергались, как изделия из железа, так и комбинированные железо/сталь, с последующим отпуском в мягких средах. 7. Чтобы изделие не поддавалось коррозии, мастера покрывали его бронзой, обеспечивая прочное её сцепление с металлом. Иногда требовалось придать изделию эстетический вид, кузнецы владели техникой инкрустации, засечек. 8. В 12 в., когда с подъёмом экономики на Руси, потребовалось поставить производство, что называется, на поток, кузнецы воскрешают подзабытую варку, и совершенствуют её. 9. Сопоставление металлообрабатывающего ремесла на Руси и в Западной Европе, говорит о том, что они были на одинаковом уровне. Значение имело только залежи железных руд: например, сталь у западных металлургов получалась потому, что им были доступны месторождения железной руды обогащённой фосфором
СМОЛЕНСКИЕ КРИВИЧИ, может и сами того не подозревая в 9 - 11 веках оказались, как раз на оживлённом перепутье торговых дорог. Во-первых, через их земли, с севера на юг пролегал знаменитый путь из "Из варяг в греки"; во вторых, с востока (Волги), по Оке, дальше в Днепр и мы попадаем в Смоленск. В 10 веке быстро развилось городище Гнездово, возникшее в 12 км. западнее и выше по Днепру. Из Гнёздово дорога пролегала на запад в Витебск и Полоцк (свои кривичские города), и по Западной Двине выходили в Балтику. На карте ниже, это хорошо показано
Район современной деревни Гнёздово был заселён племенами Днепро-двинской культуры ещё в 1 тыс. до н.э. В середине 1 тыс. уже нашей эры тут проживало население Тушемлинской культуры, а затем сюда пришли славяне — кривичи. Именно Смоленск, в Повести временных лет упоминается под 863 г., как племенной центр кривичей. Но вот незадача, на территории нынешнего Смоленска культурный слой начинается только с начала 11 в., когда прекращает существовать городище в Гнёздове. Так, что будем рассматривать Смоленск 10 века, это огромное, по тем временам, городище, которое археологи откопали в Гнёздове
Сейчас это Гнёздовский археологический комплекс площадью 207 га, протянувшийся вдоль Днепра более, чем на 5 км. Открыто два городища с прилегающими селищами и около 5 тыс. курганных захоронений
Открыт этот комплекс был во время строительства Орловско-Витебской железной дороги в 1867 году, когда рабочие наткнулись на клад, который вошел в историю, как "Большой гнёздовский клад". Затем рабочие нашли ещё два клада. Это побудило археологов приступить к изучению этой местности, раскопки начались в 1874 г. После этого они тут велись постоянно, прекращались только во время войн — Первой мировой, гражданской и Великой отечественной. Хотя даже в 1942 г. тут копался немецкий археолог. Правда, всё, что он нашел, а также то, что немцы грабанули из Смоленского музея и отправили в Музей первобытной и ранней истории в Берлине, было разбомблено и погибло в огне.
Вообще, Гнёздово, это просто какой-то феномен: возникнув в начале 10 века, как небольшое городище, оно буквально за какой-то десяток лет превращается в огромную торгово-перевалочную базу Восточной, да пожалуй, всей Европы. Даже Киев в это время был значительно меньших размеров, а Новгород только появится лет через 40. Явно это место было вовлечено в международную торговлю. Но давайте сначала посмотрим, какие артефакты были обнаружены в Гнёздове, по ним мы определим связи. А также результаты изучения захоронений, по ним можно определить, кто жил в этом городе, или был гостем.
Из всего количества изученных курганов 52% в них составляют захоронения по обряду кремации, 31% ингумации, в остальных курганах не нашли ничего? (скорее не докопались). Жарнов Ю.Э., кропотливо изучив результаты раскопок курганов пришел к выводу, что четверть из них были скандинавскими.
В 1949 г. при раскопках кургана №13 Лесной группы под рук. Д.А. Авдусина была найдена корчага из Керчи, со знаменитой надписью
Как утверждает О.Н. Трубачёв, это является свидетельством проникновения на Русь в середине 10 в. из Среднего Дуная глаголицы.
Гнёздовские находки нам подтверждают тесную связь с Великой Моравией. Это характерные для тех мест височные кольца, предположительно датировка их производства рубеж 9 - 10 вв.; круговая керамика 20 -30-х годов 10 в.; оружие — секиры "блучинского" типа, топоры типа 6, мечи типа 5 и 10, наконечники копий и стрел. В Гнёздове найдено два шлема, один из них, опять же, моравского происхождения, причём, курган в котором он был найден, относился к разряду больших — княжеских. Вполне возможно это были беженцы из Великой Моравии теснимые германцами и венграми. Второй принадлежал скандинаву. Было найдено погребение финки с Верховий Волги, а также балтов. Проживали также славяне, выходцы из Среднего Приднепровья. Про то, что четверть захоронений были скандинавскими, я уже упоминал, а значит, варягов здесь тоже было не мало. Поселение в среднем насчитывало примерно тысячу постоянных жителей, по тем временам, это был большой город. А в период судоходства их количество значительно увеличивалось. То есть, это был своеобразный котёл, где "варились" и "плавились" представители разных народом. Шла торговля и обмен не только товарами, но и трудовым опытом и навыками. Те же скандинавы принесли на Русь кузнецкую технику сварки, а гончарный круг пришел вместе с моравами и т.д.
Уже найдены в Гнёздово пристани и доки, где ремонтировались суда, а также ямы, в которых вытапливалась смола
Заклёпок много находили в щепе, насыпанной на берегу, на которую вытаскивались суда.
Весовые гирьки делались из металла и заворачивались в медную фольгу. На них помечался вес. О скрупулезности и дотошности тогдашних торговцев говорит тот факт, что были гирьки весом в 1 грамм.
После каждого похода корабли необходимо было просмаливать. Только на одну ладью уходило несколько сотен кило смолы. Вытапливать приходилось много. Выкапывалась яма, ещё одна в самом низу для котла (скорее горшка). Яма засыпалась мелко порубленными сосновыми полешками и поджигалась. Тут тоже нужно было мастерство: ни в коем случае не должно было гореть, а тлеть, только так вытапливалась смола. Скорее всего, название Смоленск и пошло от "СМОЛы". Вообще в этих местах, что гидронимов, что селений, начинающихся на "Смол" хоть отбавляй.
По захоронениям видно, что в Гнёздово было расслоение общества. Привилегированное положение занимало военное сословие. Тут были представители и славян и кочевники, ну а также варяги
Военные люди постоянно ходят под сенью смерти, поэтому они особо суеверные. Представьте себе — около трети от всех известных в мире скандинавских языческих амулетов в виде человечка, или божка, найдено в Гнёздово!
А также "молоточки Тора", кресаловидные подвески и топорики
Как видим, скандинавы в изобилии запасались амулетами, чтобы провернуть дельце (а торговец и грабитель у них был в одном лице) и остаться живым. Хозяева этих амулетов были хорошо вооружены, поэтому в Гнёздово найдено немало оружия скандинавского происхождения. Уже первый сезон раскопок в 1874 г. выдал на-гора каролингский меч и наконечник копья скандинавского происхождения. А дальше пошло поехало. Буквально пару лет назад нашли меч вогнанный в землю по самую рукоятку (ритуал скандинавского погребения воина). Что интересно, на этом месте уже столетиями идет вспашка земли, но борона каждый год обходила этот меч, пока не появились археологи с металлоискателем
Долгое время считалось, что мечи, довольно высокого качества, принадлежащие викингам и варягам, были сработаны в Скандинавии. Но это не так, доказано, что центр их производства находился на Рейне. А основан он там был ещё во времена Римской империи.
Так вопрос, что же так привлекло столько народу в Гнёздово? Дело в том, что в 7 веке арабы вышли из Аравийского полуострова и начали свои грандиозные завоевания. Была нарушена тысячелетняя мировая торговля между Востоком и Европой. Пока всё не стабилизировалось и эти самые арабы не превратились в цивильных людей, эта торговая связь была перенесена севернее и прошла по Восточной Европе. Вот откуда в Европе буквально тонны арабского серебра в виде куфических дирхем
Обратите внимание, клады дирхем скопились вдоль Оки, но западнее в верховьях Западной Двины и на Днепре тоже их не мало. Но это ещё Гнёздова не было. Смотрим на карту 10 - 12 вв.
Как видим, вся земля смоленско-полоцких кривичей пестрит кладами арабских монет. Они принимали самое активное участие в этой мировой взаимосвязи восток-запад, были одним из её звеньев. В 10 веке во всю начинает функционировать по Днепру торговый путь "Из варяг в греки". Гнёздово возникает на перекрёстке этих торговых путей
Мы знаем, что у скандинавов к концу 8-го, и особенно в 9 веке разыгралась пассионарная лихорадка. Главная и единственная цель у них была — нажива. Западная Европа омыта морями и океаном, вся испещрена реками, которые мало чем отличались от их родных фьордов. Тут они, пограбив, могли легко уйти от возмездия (хотя они так запугали европейцев, что те пискнуть боялись).
Совсем другое дело в Восточной Европе. Огромные пространства с девственными лесами, тут не забалуешь, да и у местного народа особо нечего брать. Варяги включаются в мировую торговлю, от которой можно было ещё больше получить дохода, чем от грабежа (да и целее будешь). Хотя, по тому, как много кладов зарыто, особенно вдоль Оки, говорит о том, что и в Восточной Европе, шла не шуточная борьба за то, кто будет контролировать этот торговый путь. Во многих местах скандинавы побеждали, но зачастую приходилось договариваться с местной знатью. Создавались своеобразные кланы из предприимчивых людей, которых связывало не кровное родство или землячество, а возможность взаимовыгодно совместно получать доход. Ради этого они могли менять и богов и родину. По большому счёту, во все времена, главный бог знати — это золотой телец. Как пример, можно привести имена и фамилии представителей посольства Руси при подписании договора князя Игоря с Византией в 944 г.
Наряду со славянскими и скандинавскими именами тут кого только нет! Некоторые из них звучат по современному, а некоторые напоминают даже скифские и аланские. По моему тут есть представители от Кавказа и до самой Франции (с художником Моне я думаю все знакомы). А недалеко от Киева есть город Фастов, не этот ли Либиар его основал? Но это точно не скандинавское имя.
Заметьте, все они клялись и поклонялись славянскому богу — Перуну!
Продолжение следует. Нумерация статей фиксирует последовательность одной темы: "История России через призму исторического метода"
Ставьте лайки, высказывайте своё мнение в комментариях, конструктив приветствуется! Подписывайтесь на канал