У исторических памятников Франции не простая судьба. Глядя на то в каком они состоянии, можно только недоумевать: с чего бы такие выводы? Но в данном случае речь не о внешнем блеске и аутентичности. Официальный статус - вот где бывает серьёзный затык. Споры вокруг парижской достопримечательности Базилики Сакр Кер показывают, что на охранную грамоту от государства могут претендовать многие, а вот получат её далеко не все. Причем яркость и примечательность сооружения играют в этом деле не первую роль.
"Сакр-Кер - один из символов нашего города. Но, как это не удивительно, он не охраняется как исторический памятник" - заявил на прошлой неделе Лоран Ротурье глава отдела культуры региона Париж. Вряд ли это можно назвать громким заявлением. Туристы, может, и не знают о такой подробности, но свои-то, парижские, наверняка в курсе. Для чего же волновать водоём пуская пузыри на ветер, для чего эти очевидыне слова. Как видно, причины есть.
Во-первых подоспела очередная годовщина завершения строительства и официального освящения базилики 16 октября 1919 году. То есть больше ста лет на вершине холма Монмартр стоит себе "алебастровый свадебный торт", как любят говорить местные, но не не более того.
Во-вторых, в городе в течение года произошла ротация символов. Процедура не официальная, но очевидная, особенно коммунальным властям. Пожар, фактически уничтоживший главную достопримечательность столицы Франции Собор Парижской Богоматери, коренным образом повлиял на иерархию памятников, отдав первенство в руки Сакр Кер.
Теперь он с 10 миллионами посетителей в год самое востребованное сооружение города. И тут хочень-нехочешь надо что-то думать насчет статуса: памятник он или, как говорится, "кто ж его посадит?" .
Чиновники от культуры, вроде бы, определились во мнении и говорят: "Мы хотим, чтобы Базилика получила признание, которого она заслуживает с точки зрения архитектурного качества". Опять таки, для непосвященных звучит смешно. Так признайте! В чем проблема? Всё до банальности просто. Париж, как и любой другой город в демократическом государстве, живёт не только категориями "надо", но и питается общественным мнением.
А оно, в своей массе либеральное и социально активное, на протяжении всех 100 лет твёрдо держалось линии: такое памятником быть не может. Насчет торта, кстати, тоже из репертуара либеральной общественности. Некоторые называли Сакр Кер даже бородавкой. А писатель Эмиль Золя в книге "Париж" выразился еще более категорично, назвав Базилику "пощечиной разуму" и "построенной для прославления абсурда".
Трудно судить насчет абсурда, но вот определённая доля религиозной экзальтации присутствовала в самой идее строительства храма. Был даже создан Комитет по осуществлению Национального обета. Незадолго до этого некий предприниматель Александр Лежанти публично и клятвенно заявил о своём намерении построить церковь на месте парижской оперы. Для него она была символом упадка и навалившихся на страну невзгод. А своим шагом он хотел искупить грехи французов.
Франция 70-х годов 18 века действительно переживала нелегкий период. Правда, не столько из-за гнева божьего, сколько из-за политики императора Луи Наполеона, узурпировавшего власть в респулике. 20 летний период его единоличного правления заканчивался финансовым кризисом, недовольством как правых таких и левых политиков...
В довершение всего еще и армия подкачала. Подчинённые вливали ему в уши про то, что боеготовность полная и вообще всё на высшем уровне, вплоть до пуговиц на солдатских гетрах. А оказалось, что были не готовы противостоять армии Пруссии, хоть и первыми полезли в драку. В результате прусские войска на долгие годы оккупировали Эльзас и Латарингию, а сам Наполеон III угодил в плен.
Но об этом набожный негоциант Лежанти забыл. Гораздо больше его взволновали события связанные с Парижской коммуной. Попытка госпереворота, захват заложников, расстрелы... Для шикарного и приосанившегося за счет реформ барона Османа города это было конечно же слишком. Поэтому у идеи Обета и душеспасительной стройки появилось много последователей, а потом и комитет. Он довёл дело не только до символической закладки первого камня, но и до национальной подписки, за счет которой работы по возведению объекта финансировались на протяжении 50 лет.
Правда, уже тогда идея порицания парижской Коммуны и игнорирования "заслуг" власти в деле развала экономики и страны многим пришлась не по вкусу. В конкурсе на проект церкви приняли участие всего лишь... 78 авторов, причем ведущие архитекторы Франции его демонстративно проигнорировали. Для сравнения стоит отметить, что на постройку парижской оперы было подано на целых 100 заявок больше.
Словом, споры и публичные претензии сопровождали Сакр Кер уже с момента возведения фундамента. Ничего хорошего, но и плохого тоже, как показала история. Благодаря тому, что Базилика состоялась мир узнал имя еще одного французского архитектора, до этого Поль Абади строил лишь в провинции и больше прославился как реставратор. А Париж украсил светлый силуэт необычного сооружения. У не тускнеющего белого цвета Сакр Кер есть своё вполне научное толкование: известняк из карьеров Шато-Ландон обладает свойством покраваться белым налётом при соприкосновении с влагой и воздухом. Так что на вид ему даже ста лет не дашь. Но тут главное уже другое: дадут статус памятника или нет?
По всем видимым признакам дело идёт к этому. На минувшей неделе свою позицию озвучила и министр культуры Франции Розелин Бочело: "Эти споры помешали признать Сакр Кер памятником, но теперь они позади".