Найти тему
Любовь Кожевникова

Чему учат в волшебных школах?

Чему учат в волшебных школах?

В последнее время подростки все чаще читают новый жанр – фэнтези. Вроде бы обычные сказки, а вроде бы и нет. Главные герои этих книг – не простые люди, а волшебные существа – маги, даже оборотни и вампиры встречаются. Обладают сверхъестественными способностями, учатся в школах волшебства, сражаются с суперзлодеями. Что это за новое явление такое? Что оно означает? Чему может научить подростков? И откуда вообще пришло к нам?

Родоначальником фэнтези был Джон Роналд Руэл Толкиен. В своей трилогии «Властелин колец» он заложил основы для сказок 20 и 21 веков. Это пример «высокого фэнтези».

Толкиен был английским поэтом и писателем, профессором Оксфордского университета. Соответственно, его произведение весьма серьезно (он даже создал эльфийский язык). В центре повествования – главный герой Фродо. Он хоббит (то есть не совсем человек, а волшебное существо). Однако у него вполне человеческая сказочная задача – повзрослеть, пройдя испытания. Только этот процесс состоит не в том, чтобы, как в старину, стать королем и жениться на принцессе. Речь не идет о земных благах, и даже неизвестно, сможет ли Фродо выжить. Его единственная цель – уничтожить Кольцо, уничтожить зло. Что значит кольцо с точки зрения мифологии? Кольцо – это символ бесконечности. В данном случае оно символизирует бесконечность зла, с которым нужно бороться, и бесконечность появления героев, которые снова и снова взрослеют и должны проходить свои испытания. Которые, к слову сказать, становятся сложнее, безнадежнее, опаснее, а приза в виде счастливой свадьбы герою уже никто не обещает. Теперь искать себя надо достойно без всякой награды. Фродо так и отвечает на вопрос, сможет ли он дальше идти: «Смогу – должен».

Между волшебниками, наставниками героев, - Гэндальфом и Саруманом – свое противостояние. Прозвище Гэндальфа – Серый, а Сарумана – Белый. О чем это говорит? Серый – значит, не идеальный, совершает ошибки. Вообще, в сюжете нет идеальных, и ошибки совершают буквально все. А с Гэндальфа особый спрос, так как он Мудрый. Но эта «серость» помогает волшебнику не возгордиться, благодаря ей он остается великодушным и умеет прощать: «Многие из живущих заслуживают смерти, а многие из умерших – жизни. Ты можешь вернуть ее им? То-то же. Тогда не спеши осуждать и на смерть».

Саруман – Белый, значит, изначально он знал больше, чем Гэндальф, и ошибался реже. Потому-то и стал таким гордым, считая, что всегда поступает идеально.

Уникальность трилогии Толкиена в том, что каждый персонаж, несмотря на ошибки, по-своему прекрасен и достоин уважения. И Гэндальф жалеет оступившегося Сарумана, который много знает и много умеет, только применение для своих знаний выбрал не лучшее.

Еще одна тема, важная и характерная для современной сказки – тема околдованного героя, который должен победить себя. Отсюда появляются многочисленные «перевертыши» - оборотни, вампиры, или просто одержимые чьей-то злой волей. Дело в том, что испытания героя переходят на новый уровень – самой главной задачей становится победа не над внешними врагами, а над собой и своими дурными качествами. Во «Властелине колец» эта тема, конечно же, связана с двумя главными жертвами Кольца – Горлумом и Фродо. С неимоверным трудом Фродо удается избавиться от Кольца, и он сам говорит, что рана его не заживет никогда. А Горлум и вовсе не способен преодолеть это испытание достойно. И тем не менее у повзрослевших и многое осознавших персонажей Горлум вызывает жалость. Ведь он не просто монстр, а когда-то был таким же подростком, только не смог повзрослеть достойно. «Даже Горлум может оказаться в сказке хорошим, лучше, чем на самом деле. Он ведь говорил, что когда-то тоже любил сказки. Интересно, а кем он себя считает: героем или злодеем? Горлум! Хотел бы ты быть героем?»

Читаешь это и думаешь о своих недругах – может, они и не чудовища вовсе, а такие вот Горлумы? Или Саруманы?

Другом и коллегой Толкиена был другой классик фэнтези – Клайв Стейплз Льюис. Будучи очень религиозным человеком, он написал для своей крестницы фэнтези «Хроники Нарнии», передавая в сказочной форме библейские заповеди. В «Хрониках Нарнии» очень много рассуждений о вере (причем не только в Бога, но и в добро и любовь в самом широком смысле), вечной жизни, философии, психологии и нравственности.

Вообще, фэнтези – не фэнтези без нравственного урока.

В стремительное время читатель, отождествляя себя с героем, сам хочет быть частью волшебного мира, т.е. ощущать себя в процессе действия. Кроме того, все подростки чувствуют себя непонятыми, непохожими, отсюда такое обилие волшебных школ в современных книгах.

Исследователи отмечают, что нет ни одной подростковой проблемы, которая не была бы отражена в «Гарри Поттере». А подростки говорят: «Спасибо Джоан Кэтлин Роулинг за наше детство». И действительно, это настоящая школьная эпопея, в которой может узнать себя любой подросток. Поначалу Гарри – одинокий сирота, но в итоге становится истинным героем. Рон борется с бедностью, Гермиона – настоящий мозговой центр компании друзей, Невилл смог стать таким же сильным человеком, как его родители и бабушка, Луна Лавгуд нашла друзей, которые приняли ее такой, какая она есть. Сириус – пример того, что человек может сам выбирать сторону добра, даже если вся его семья на стороне зла. Есть и тема победы над собой – «перевертыши» в лице оборотня Люпина и «одержимой» Джинни. Этим героям приходится превзойти самих себя.

Правда, Джоан Кэтлин Роулинг тревожит тот факт, что многие читатели хотят подражать антигероям – к примеру, Снеггу и Малфою. Писательница говорит, что ей хотелось бы пожать Снеггу руку за то, что исправился, но и ударить – за то, что изначально встал на темную сторону. А в Малфое она изобразила своих школьных обидчиков, и вовсе не закладывала в этот образ ничего ни героического, ни романтического.

Да, Роулинг верна канонам фэнтези, и «отрицательным» героям тоже не чуждо кое-что человеческое. Но все же сказка – это инструкция, как нужно искать себя и преодолевать испытания, которые подбросила жизнь. Конечно, можно подражать злодеям, но это означает, что человек находится на неправильном пути.

Настоящей энциклопедией современных чувств стала «Сумеречная Сага» Стефани Майер. Писательница немного пожертвовала канонами фэнтези и сказки, но замечательно изобразила современную психологию. Как никогда, на примере Эдварда видно, что все актуальные проблемы переходят на новый уровень. Вся борьба – исключительно внутренняя. В конце Эдвард, благодаря Белле, смог примириться с собой – это и есть самый оптимальный финал для современной сказки. Эта книга о том, что любой человек, каким бы он ни был, может быть нужным и счастливым.

Очень жизненны, несмотря на название, «Дневники вампира» Лизы Джейн Смит. Там нет ни одного однозначного персонажа, все находятся в вечном поиске себя. Все, чему учили главного героя Стефана, и то, с чем он столкнулся в жизни, оказалось полной противоположностью. Разве это не жизненная картина? Стефан задает себе вопрос: почему другие спокойно живут в том же самом мире, а ему приходится постоянно чувствовать себя виноватым и ломать голову, как поступить правильно? Просто он глубокий и ответственный человек, и для него в принципе важно найти правильный путь. В этой книге очень много рассуждений о добре и зле, силе и слабости, и других вечных понятиях.

Конечно, книга не научит, как надо жить. Но там можно найти совет, как выйти из трудной ситуации.

Как известно, сказка – ложь, да в ней намек…