Интерпретировать тексты можно по-разному, как и трактовать. Без должного понимания и анализа обычный читатель в зависимости от фантазии и любви к автору, сумеет докопаться до самых невиданных глубин, связать несвязанное, построить мосты сквозь пропасти и закрыть глаза на нестыковки.
Также в понимании текста, мы (читатели) часто забываем один очень важный аспект – это время, то время, в которое было написано это произведение. Мы смотрим на то или иное творение автора через наше видение, наше понимание, собственную культуру мира и, конечно, в конкретный промежуток времени. Прочитывая книгу в разное настроение, мы видим и замечаем разные элементы повествования, ровно так же, как и читая в разном возрасте. Герои произведений не меняются, меняемся лишь мы и наше отношение к ним.
Есть и другая, более частая сторона понимания текста. Она проста и лаконична. Читатель не вдумывается, не ищет, не анализирует. Он просто читает текст и понимает только то, что написано и делает совершенно простой вывод. Если еще проще: мы не задумываемся о действиях героев, мы попросту судим с плеча, находясь в своем состоянии.
И если автор не постарается внести ясности в логику повествования, то он обрекает себя на простое и неправильное понимание.
Именно по этой причине взрослым людям нельзя читать сказки. Ведь они в большинстве своем сосредоточенны на простом понимании истины, на этом обыкновенном, примитивном понимании добра и зла, и, конечно же, справедливости.
Однако взрослые с приходом детей вынуждены читать сказки, и, если они еще полны сил после тяжелого трудового дня и их мозг готов к анализу, большинство сказок вызывают сомнения. (Сомнения именно из-за своего понимания мира, на своем бытовом уровне, со своей жизненной позиции)
Стоит помнить, что дети воспринимают совсем другое, в отличие от того, что мы видим в этих сказках.
Как стало понятно из названия, в данный момент я желаю поговорить о сказке «Морозко». Кто-то читал, а кто-то смотрел экранизацию или мультфильм – в принципе не важно, не так сильно там расходится повествование.
Небольшая поправка: я понимаю, что это русская народная сказка, дошедшая до нас видоизменённой, но сохранившая в себе центральную часть. Также я понимаю, что в то время, когда она была придумана и написана, были совершенно другие человеческие ценности (имеется в виду приоритетные), и она воспитывала именно те качества, которые поощрялись именно в тот временной отрезок. Однако я не буду этого всего учитывать и анализировать, как менялись приоритеты людей и как были изменены культурные ценности. Я буду смотреть на сказку «Морозко» в нашем времени и в современном понимании, а также интерпретировать текст с поверхностного смысла под углом собственного зрения.
Суть в том, (для тех, кто забыл) что жила мачеха и у нее была дочь и падчерица.
(О муже, который ничего не решает и готов по приказу убить собственную дочь, я промолчу, об этом мы поговорим позже.)
И вот мачеха гневается и выгоняет падчерицу на мороз умирать, и, это не преувеличение, падчерица встречается с тем самым Морозко, который через игры проверяет девочку и, наблюдая за реакцией, решает ее наградить: дает сарафан золотом обшитый и сундук с драгоценностями.
Когда та возвращается с добром домой, мачеха отправляет и свою дочь на холод в полной уверенности, что ее-то дочь принесет в сто раз больше. В итоге дочь замерзает, оттого что не понравилось Морозке.
Это вся сказка.
И дети в этой сказке видят простую историю - послушайся, терпи и тебе воздастся. Тебя наградят за твое терпение и послушание, за твой труд и чистое сердце. (В экранизации все усугубляется игрой актеров и то, как играют дочку мачехи на фоне падчерицы, все сразу очерняется, и дочь мачехи детям абсолютно не жалко.).
И знаете, что я хочу сказать? Нет, не про убийства и жестокость, во всех сказках все всегда ведет либо к травмам, либо к насилию, либо к убийству. Так построена стандартная преамбула борьбы добра со злом, сперва добрая сторона терпит несчастья и неудачи, потом темной стороне воздается либо сокрушительным ударом, либо смертью.
Я как раз-таки про терпение и послушание. Слепое послушание и страх к мачехе поставили и отца и падчерицу в плаченое состояние. Единственное их сопротивление этому подчинению выливается в слезы, а после и в послушание. Когда Морозко морозит падчерицу, она опять следует единственному своему кредо – послушанию и терпению. Конечно, в сказке это все вознаграждается.
А вот дочь мачехи никого не слушается и говорит все в лицо. Она без послушаний и стеснений, без всякого раболепского терпения высказывает Морозке, что ей холодно, что она не намерена терпеть и тем более плясать под его дудку, за что и расплачивается с жизнью.
Конечно, в сказке падчерица трудолюбива. А трудолюбива ли? Скорее, она просто трудоспособна, ведь иного выбора у нее нет, она работает не покладая сил, потому что ее заставляют работать. Естественно, в те годы, когда сказка была написана, эти качества ценились обществом. В то время как дочь мачехи из-за безмерной любви абсолютно неряшлива и ленива.
Но сейчас? В жизни? Что вы будете говорить своему ребенку? Терпи, послушайся и тебе воздастся? Или говори, не молчи, но ожидай удара по шее?
Какова же грань между хорошим и плохим? Конечно, наши пустые требования без труда не дадут исход, и простое терпение не даст результата, но все же. Несмотря на преувеличенность образов, на какой стороне находимся мы с вами? В кого мы выросли? Не ожидаем ли вознаграждений за свое терпение и считаем неприемлемыми прямые и дерзкие высказывания? И главное, в кого хотим превратить своих детей – в падчерицу или дочь?