См. Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.1 До войны
Таким образом, фактически единственным практическим результатом разносторонней деятельности Вахмистрова в области самолетов-авианосцев стала малая серия СПБ.
Но и здесь руководство сомневалось в их целесообразности - подвески разобрали и сдали на склад. Во время войны, когда бомбардировщиков среднего радиуса действия не хватало, о них вспомнили.
Первый боевой вылет СПБ состоялся 26 июля 1941. Объектом бомбардировки был нефтегородок у румынской Констанцы. Бомбардировка вышла неудачная - бомбы сбросили в 300 метрах от цели. Единственный вред, нанесенный врагу - двое легко раненых солдат - зенитчиков.
Гораздо успешнее прошла бомбардировка Чернаводского моста через Дунай. Мост имел стратегическое значение, его дважды безуспешно пытались разбомбить бомбардировщики ДБ-3. Потом в дело вступили СПБ. Базирующиеся на них И-16 сбросили с пикирования 8 бомб, повредивших мост и проложенный по нему нефтепровод. Железнодорожное сообщение между Констанцей и Бухарестом было прервано.
СПБ бомбили мост и второй раз, но неудачно. Неудачей закончилась и бомбардировка плавучего дока в Констанце. Док не пострадал, но портовое оборудование получило повреждения.
Обстановка на фронте тем временем менялась. СПБ бросили на решение тактических задач. Фашисты подошли к Днепру и пытались его форсировать; СПБ бомбили переправы, несли потери от немецких истребителей. Когда немцы вышли к Перекопу, СПБ стали отправлять на бомбардировку сухопутных объектов. В октябре 1942 г. по ним было совершено 22 самолето-вылета. Вскоре, однако, использовать СПБ прекратили, сочтя самолеты-носители слишком уязвимыми.
И-16 на подвеске. Фото из журнала "Авиация и Космонавтика"
Мои поседние публикации:
Беспилотники микроскопических размеров
Самолеты-параболы Черановского
Итальянский гибрид катера и танка
Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои
Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись
Ka-Tsu: боевая машина, ни разу не вступившая в бой
Морские партизаны Второй мировой