Информация, содержащаяся в старинных картах, подшивках газет, отчетах осведомленных лиц и т.д. очень часто дает нам весьма ценные сведения, которые пригождаются в настоящем. Во многих случаях, пользуясь такими сведениями, внимательные изыскатели обнаруживали древние поселения, заброшенные родники и колодцы, клады, тайные места, вообще все то, что так манит к себе археологов самых разных мастей. Например, применительно к Каменску и Каменскому району, одним из таких примеров стало раскрытие тайны Астаховской церкви (мы посвятим ей отдельную публикацию): каменский любитель истории просто внимательно изучил несколько архивных документов и выяснил, что под внешней отделкой Крестовоздвиженской церкви в хуторе Астахове спрятана… самая древняя на Дону деревянная церковь. И таких фактов множество, особенно, если попытать на сей счет членов различных военно-исторических поисковых отрядов. Но, собственно, ближе к теме.
Каменский край не раз становился местом обширных археологических раскопок, результатом которых были и как ценные артефакты, так и новая информация, прибавляющая красок в общую картину донского мира.
Например - и мы также посвятим этому одну из будущих публикаций - в начале 20 века известный историк и археолог И. Тимощенков откопал в районе хутора Рыгина «каменскую Трою» - старинное городище, возникшее на фундаменте еще более древнего, возможно, скифского или сарматского поселения. Тимощенков обнаружил в могильниках городища украшения, драгоценности, редкие предметы из обихода древних. Итоги этой научной работы были оглашены на XII съезде археологов в Харькове (1901), а сам автор маленькой исторической сенсации удостоился различных наград и поощрений от войскового правительства.
Археологические успехи Тимощенкова способствовали тому, что в последующие годы в станицу Каменскую жаловали и другие представители научного мира. Примечательно, что в начале века местные газеты просто пестрели заметками об очередных интересных находках в Донецком округе, особенно о каменных бабах, найденных в 1910-х годах. Об этом сообщалось в цикле статей в газете «Приазовский край» за 1912-1913 годы.
Надворные советники Савельев и Манохин отправляются за приключениями
Самая известная экспедиция за археологическими и культурными ценностями в станицу Каменскую состоялась в 1910 году. Несколькими годами ранее был образован первый на Дону и на всем юге России исторический музей - Донской (будущий музей истории донского казачества в Новочеркасске). Учреждению требовались новые экспонаты. Одним из способов наполнения музейных хранилищ стало воззвание, с которым музейщики обратилась к окружному, станичному и хуторскому начальству: «Мы обращаемся с просьбой ко всем, имеющим возможность знать на месте об остатках и находках предметов древности, сообщать о том и доставлять самые предметы».
Воззвание ушло в народ, и результата долго ждать не пришлось. Музей быстро пополнился новыми поступлениями по многим отделам. В комиссии по устройству Донского музея по этому поводу удовлетворенно отметили, что «обращение не осталось тщетным благодаря возрастанию сочувствия местных властей, просвещенных лиц и вообще населения области».
Наиболее рьяными поборниками обнародования местонахождений и сохранения исторических ценностей оказались атаманы и казаки Донецкого округа. Сразу несколько хуторов, а также окружной атаман обратились в комиссию по устройству музея с информацией о том, что в пределах данных населенных пунктов имеются древние захоронения, а местные казаки то и дело находят на своих левадах останки ископаемых животных, украшения и разные бытовые предметы. Вскоре сложился ряд мест в Донецком округе, ставших объектом внимания исторической комиссии. В августе 1910 года туда направился «десант» из двух членов областного Статистического комитета Е. Савельева и А. Манохина. И вскоре члены комиссии прибыли в станицу Каменскую, откуда начали свой исследовательский вояж по весям Донецкого округа.
Сабля господина Фетисова
В Каменской делегаты музея посетили заседателя 1-го участка Донецкого округа Михаила Емельяновича Фетисова, у которого хранилась сабля с железными ножнами и с надписью на тупой стороне близ эфеса по-немецки: «Золинген Кал Марс 1813». Эта сабля, по рассказам Фетисова, досталась ему от деда. Осмотрев домашнюю коллекцию заседателя, члены комиссии отправились в хутора к западу от Каменской. Там результаты визита были более плодотворными, ибо Фетисов саблю в музей не отдавал, а хуторяне обещали, помимо рассказов, снарядить членов комиссии еще и найденными артефактами.
По древней дороге, которая проходила с востока на северо-запад через станицу Каменскую и называемую с давних пор Древним Перевозом, Савельев и Манохин направились в хутор Вишневецкий. «Дорога та на всем протяжении обозначена была рядом больших курганов, расположенных по высоким гребням водоразделов и таким образом, что с одного кургана виден другой и все прилегающие низины, а главное – долина Донца», - сообщал в своем докладе Е. Савельев.
В Вишневецком путешественники выяснили ряд интересных местных обстоятельств. Несколько курганов в районе хутора, оказывается, уже давно были разрыты. Еще в 1850-х годах кто-то из местных жителей находил здесь золотые вещи в виде блях и больших колец, а также древнее холодное оружие. В одном кургане выкопанные предметы забрал себе местный землемер.
Хуторянам же Савельев и Манохин поведали исторические сведения, найденные в архивах. Вкупе с вишневецкими преданиями получилась целая историческая сага, которую Савельев, аккуратно заносящий в журнал весь ход экспедиции, не преминул записать в свой доклад.
Стан Димитрия Вишневецкого
А история такая. Некогда в балке, в устье которой находился хутор, был стан князя Димитрия Вишневецкого. Военачальник тот, не поладив с польским королем Стефаном Баторием и киевским князем Константином Острожским, в 1549 году перешел с запорожскими и малороссийскими казаками на Донец. Вскоре он предложил свои услуги врагу Батория, московскому царю Ивану IV, чем последний с благодарностью и воспользовался. Впоследствии Вишневецкий был пленен турками и казнен в Константинополе. Именно в его честь был назван хутор, являющийся сегодня одним из старинных поселений на Донце.
Савельев также сообщил, что Балка Вишневецкая под названием Вишневецкий кладезь была известна еще в 16 веке и упомянута в сборнике карт «Большой Чертеж». «В эту книгу занесено много и других речек и балок, сохранивших до сего времени те же названия, а именно: Айдар, Деркул, Глубокая, Калитвенец, Белая Калитва, Быстрая и др.». Данный факт натолкнул Савельева еще на один вывод. «Сохранившиеся издавна названия речек и колодезей, а также других местностей свидетельствуют о происхождении казачьего населения этой местности от того народа, который названия эти дал впервые, -- от белогородских и запорожских казаков, двинувшихся вниз по Донцу в 16 веке и занявших своими станами земли от Бахмута до устьев Донца, а потом и по реке Дон», - записал он.
Пробыв некоторое время в Вишневецком, в числе достопримечательностей которого была особо отмечена чистая и целебная вода, путешественники отбыли на запад…
Здесь хотелось бы поставить многоточие и сделать маленькое лирическое отступление. Собственно, именно это упоминание - о "чистой и целебной воде" - было одной из целей нашей публикации. Издавна Донецкий округ славился своими целительными родниками. Каждый источник наши заботливые предки, помня о том, что вода - это жизнь, а жизнь - это вода, обустраивали особенным образом и охраняли, как зеницу ока. Из таких мест до сих пор известны несколько источников, один из них - в слободе Ефремово-Степановке (сегодня - Тарасовский район, некогда Донецкий округ), другой - "серебряный источник" - в хуторе Плешакове Каменского района. Этим родникам повезло. Из них местные жители берут воду уже на протяжении сотен лет. А вот другие - десятки целебных криниц - были со временем заброшены и забыты. Одно из таких мест, как упоминают исторические источники, хутор Вишневецкий. Тамошняя вода, по слухам, до сих пор так же хороша, как и сотни лет назад. Но где эти родники и криницы, которых, по историческим справкам, было в тех краях множество? Восстановлением их могли бы заняться нынешние блюстители традиций и искатели приключений. Прецеденты были. Несколько лет назад представители каменской казачьей общины восстановили заброшенный родник в предместьях Каменска. Об этом можно почитать здесь
А о том, что ожидало искателей древностей дальше, читайте в следующем посте.