Правда ли, что недостроенная станция превратилась в бомбоубежище во время Великой Отечественной войны? Неужели здесь хотели установить бюсты реальным рабочим? Как придумали столь необычное освещение, и почему проверяющие инстанции сравнили его с посудной лавкой? А также - почему на барельефах так много женщин? И как изменилась станция после реконструкции нулевых? Читайте до конца, будет интересно!
Импровизированное бомбоубежище
Станция "Электрозаводская" открылась 15 мая 1944 года в составе третьей очереди на Арбатско-Покровской линии. Однако некоторым москвичам удалось побывать на платформе задолго до открытия. Дело в том, что "Электрозаводскую" использовали как бомбоубежище в начале Великой Отечественной войны. Глубина заложения, 31,5 метр, позволяла это сделать. Строительство начали ещё в 1939. Поэтому через два года тоннели были уже готовы.
Правда минусом станции на тот момент являлось отсутствие эскалаторов. Спускаться вниз, а затем подниматься на поверхность, было непросто. Когда массовые авианалёты на Москву в конце 1941 года прекратились (одиночные случались ещё на протяжении двух лет), рабочие вновь полностью погрузились в строительство.
Проект станции #электрозаводская ещё до Войны создала группа архитекторов. В неё входили Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Чуть позже они пригласили своего ученика (тогда уже коллегу) Игоря Рожина. К сожалению, архитектор Щуко умер в 1939 году, поэтому успел поучаствовать в создании только первых вариантов станции.
Тайны барельефов на пилонах
В 1930-х видение платформы было несколько другим. Близость Электролампового завода определила будущую тематику, любимую для #ссср тех времён, - прославление труда рабочих. В пилонах хотели сделать углубления. А в них разместить бюсты героев-стахановцев. Однако выбрать достойных оказалось трудно. От каждого завода столицы хотели выдвинуть своего кандидата. Фамилий было очень много. Кроме того, руководство предприятий всё время меняло свои решения. Сегодня они хотели увековечить одного рабочего; завтра - другого. Поощрить всех не представлялось возможным. Поэтому от идеи отказались.
Вместо этого на пилонах, украшенных светлым мрамором, разместили барельефы по эскизам художника Георгия Мотовилова. На них изображён труд советских рабочих в различных отраслях промышленности. Здесь можно увидеть машиностроителей, кузнецов, представителей сельского хозяйства и, конечно же, рабочих электрозавода.
Интересно, что на барельефах много женщин. Они делают лампочки, устанавливают пропеллер на самолёт и укладывают асфальт на дороге. Этим Мотовилов хотел подчеркнуть важность труда работниц тыла в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, в оформлении "Электрозаводской", как и в других станциях третьей очереди, боевые действия нашли своё отражение.
Откуда взялось сравнение с посудной лавкой?
Главной изюминкой "Электрозаводской" стало освещение в центральном зале. Весь свод занимают светильники, которые расположены в 6 рядов. Всего лампочек 318. В первоначальных вариантах потолок хотели сделать рельефным. Чтобы круги чередовались с прямоугольниками. Но потом решили вместо этого использовать сферические кессоны (углубления). В каждом разместили обычную лампу.
Архитекторы долго выбирали, из чего же сделать кессоны. В итоге решили использовать алюминиевые полусферы. В процессе строительства всё это выглядело не очень привлекательно. И, конечно же, именно тогда на станцию пожаловало руководство, чтобы проверить ход работы. Председатель горисполкома Александр Щербаков был неприятно удивлён внешним обликом потолка.
Чиновник назвал увиденное посудной лавкой и потребовал срочно переделать. Архитекторам с трудом, но всё же удалось убедить Щербакова, что вариант промежуточный. Скоро кессоны будут выглядеть по-другому. И действительно, чуть позже сферы сделали матовыми и покрыли краской. Сейчас никому и в голову не придёт, что всё это создано из алюминия.
Реконструкции бывают удачными
Путевые стены отделали тёмно-красным грузинским мрамором. Пол станции также был из этого материала. В центре расположили шахматный узор, а по бокам полосу, напоминающую волну. Подвесные светильники на боковых платформах сделали таким же, как и на некоторых других станциях этой линии - "Курской" и "Площади Революции". Также на бронзовых вентиляционных решётках можно увидеть бра.
Торец станции украшал барельеф с профилем И.В. Сталина. Во времена правления Н.С. Хрущёва украшение сняли. В итоге остался пустой медальон между знамён.
В 2007 году "Электрозаводскую" закрыли на реконструкцию, которая продолжалась до ноября 2008. Планировали заменить старые эскалаторы и освежить облик самой станции. Этот пример можно назвать удачным. Платформа выглядит так, как будто открылась совсем недавно. Мраморный изношенный пол заменили гранитным, в точности повторив изначальный узор.
Также на боковых платформах появились световые стоп-линии, которые информируют пассажиров о приближающемся поезде. По какой-то причине этот элемент на других новых станциях распространения почти не получил. С годами #московское метро расширяется, поэтому скоро очередь дойдёт и до "Электрозаводской".
Здесь появится переход на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии. Предполагается, что новая платформа откроется уже в конце 2020 года. Поэтому в торце старой станции появится эскалаторный переход. Надеюсь, что он не испортит облик станции. Её #архитектура , на мой взгляд, одна из самых необычных в Московском #метро . И лично для меня "Электрозаводская" одна из самых красивых станций.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!