Оп-па! Австрия и Венгрия! Но при чем тут тогда флот? Ведь для него нужен выход к морю. И он был. Неожиданно.
Для начала пару слов о внутреннем устройстве. Двуединая монархия была невероятно многонациональным государством, что создавало гору проблем. Так, в 1914 году рядовой состав флота был где-то таким: 34,1% хорваты и словенцы (их банально не надо было ниоткуда везти, ибо большинство баз было в тех районах), 20,4% венгры, 16,3% австрийские немцы, 14,4% итальянцы, 11% чехи, словаки, 4,6% поляки и румыны.
Офицерам приходилось шпрехать на 4 языках. Матросы должны были хоть как-то знать хорватский, итальянский и при этом понимать команды на немецком. С ума сойти. Немцы служили, в основном, сигнальщиками и механиками, венгры — артиллеристами, хорваты и итальянцы — матросами и кочегарами.
После смерти Кайзера в 1916 вся эта разношёрстная братия начала бурлить, так как отсутствие его власти не могло удержать весь этот суп существ вместе. Впоследствии даже произошло несколько бунтов, но сейчас не об этом.
Официальным названием флота было Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine (K.u.K. Kriegsmarine). И перед Первой мировой этот флот состоял из двух эскадр. Также Австро-Венгрия имела речную Дунайскую флотилию. Она состояла из мониторов (про этот тип кораблей еще будет статья), сторожевых кораблей и прочей требухи. База её до войны находилась в Будапеште.
Чуток истории: В конце XIX - начале XX вв. Италия начала потихоньку отваливаться от союза с Австрией и Германией, и у Вена сильнейшим образом возмущалась по этому поводу. В итоге австрийцы стремительно возвели мощные судостроительные заводы.
В целом, австрийский флот создавался в предвидении 2 вариантов:
1). Война с Италией. В этом случае шансы на успех были, что называется, over 9000, то есть - много. Италия, чего с нее взять.
2). Cовместные действия с итальянцами против французов.
Удалось заключить соглашение с Италией относительно перевода австрийских кораблей в Неаполь, Мессину и Аугусту. Обсудили вопросы снабжения припасами. Задачами флота являлись борьба с англо-французским флотом и судоходством союзников, а также оборона западного побережья Италии. Соглашение вступило в силу 1 ноября 1913 года, но выполнять его особо никто не хотел.
Когда началась война, флот австрияков оказался совершенно не при делах. Кораблям не хватало дальности хода, а если бы они даже и попытались что-то предпринять, на пути неизбежно возникала Мальта, где сидела объединённая армада Франции и Англии. Которая, кстати, затупила и заблокировала выход из Адриатики, а не порты. Хотя австрийцы и так не высовывались, так что это оказалось не критично.
Ситуация изменилась лишь с вступлением будущих фашистов в Антанту. K.u.K. начала обстрел итальянских городов лёгкими силами; дредноуты и броненосцы они не выпускали - те, в основном, работали на нужды армии.
А что союзники? А союзники не смогли договориться между собой, и по итогу англо-французский флот сказал: "Моя хата с краю, ничего не знаю. Думай сам.". Ну, точнее, Англия вроде как выделила немного кораблей, но вся их работа была в изображении блокады и мелких стычках с K.u.K., которые можно пересчитать по пальцам одной руки пьющего на работе фрезеровщика.MS Erzherzog Karl
Свою первую операцию корабли нового австрийского флота провели еще до войны. Линкору «Вирибус Унитис» пришлось доставить в Триест тело эрцгерцога Франца-Фердинанда, убитого 28 июня 1914 в Сараево. 3 года назад он лично спустил этот корабль на воду. Больше ничего интересного не произошло. И не произойдёт. В Принципе (фить-ха). Совсем.
Следует упомянуть и об ошибке, допущенной командованием флота. Они решили, что война не затянется (ну, как и все остальные, ага), и приказали прекратить строительство всех боевых кораблей. Выделенные для этого средства были отданы в казну, а рабочие с верфей были призваны в армию. В результате в годы войны в Австрии не было построено кораблей крупнее эсминца, да и тех вошло в строй всего 4 штуки.
В 1918 году флот Австро-Венгрии прекратил своё существование, как и страна. Бессмысленный и беспощадный. Хотя больше все-таки бессмысленный.
А на этом всё.