Найти в Дзене
Сергей К.

Новая война в Нагорном Карабахе. Какой сценарий выгоден для России?

В течение последних месяцев с новой силой разгорается конфликт в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (и фактически Арменией). Противоречия между двумя народами имеют долгую историю и вдаваться в подробности, выяснять кто же прав - смысла нет никакого. Факт лишь в том, что на протяжении многих десятилетий советского периода противоречия не были

В течение последних месяцев с новой силой разгорается конфликт в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (и фактически Арменией). Противоречия между двумя народами имеют долгую историю и вдаваться в подробности, выяснять кто же прав - смысла нет никакого. Факт лишь в том, что на протяжении многих десятилетий советского периода противоречия не были явными, армяне и азербайджанцы мирно жили в одном государстве, причём в республиках друг друга, а последние 30 лет мы видим периодически вспыхивающий конфликт.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Россия имеет сегодня достаточно дружественные отношения с обеими странами и развивает широкое экономическое сотрудничество. Армения и вовсе является непосредственным военно-политическим союзником, входящим в ОДКБ и на территории которой расположена 102-я российская военная база в Гюмри. Ситуация крайне сложная для России и принятие сейчас одной из сторон означает серьёзное осложнение геополитического положения России в Закавказье. Разберём же три теоретически вероятных сценария для Москвы.

1) Россия следует руслу союзничества по линии ОДКБ с Арменией (теоретически допускаем casus belli для применения силы в защиту Еревана). Если наша страна встаёт на сторону Армении и применяет вооружённые силы против Азербайджана, то автоматически в дело ввяжется каким-либо образом и Турция, что осложнит положение российских войск, сделает крайне трудным успех подобной операции, да ещё в столь непростых природных условиях. Тем более, что даже, если цель будет достигнута, то мы получаем на долгие десятилетия однозначно враждебных Азербайджан у себя на южных рубежах. При этом не стоит забывать о высоком экономическом, человеческом и ресурсном потенциале этой страны, которая ещё близко связана с Турцией, а значит и остальным исламским миром (тем более, что почти весь Северный Кавказ мусульманский). России однозначно невыгоден такой расклад сил. При осуществлении такого гипотетического сценария, «soft power» России на Кавказе, а также среди исламских народов просядет очень сильно.

2) Россия поможет тем или иным способом Азербайджану в занятии территории Нагорного Карабаха (де-юре восстановлении своей территориальной целостности, которая признана ООН). Это совершенно не означает прямой военной поддержки, тем более Азербайджан в ней не нуждается. Имеется ввиду политическая, информационная. Возможно такая ситуация поможет укрепить взаимовыгодные связи по ряду отраслей, сделает Баку более лояльным к позиции России. Но подобный сценарий также для нашей страны нерационален. Во-первых, Азербайджан конкурент России в области поставки энергоресурсов в Европу, что будет означать постоянную «двойную» игру сторон. Во-вторых, Турция – ближайший союзник Баку и соперник России на Ближнем Востоке и Кавказе, особенно учитывая, что последнее время Эрдоган видит свою страну как лидера исламского мира вообще, выбивая пальму первенства у саудитов, которые сейчас «откатываются» к лидерству только в арабском мире. Поэтому Турция с геополитической точки зрения – один из явных противников России. Таким образом, Азербайджан для России станет просто стабильным партнёром (не союзником) на Кавказе, но из другого политического лагеря. Аналогично, как Западная, а затем единая Германия выполняет эту функцию в Европе.

Армения в данном случае станет для России откровенно враждебным государством, естественно военная база в Гюмри тогда будет подлежать выведению. На Западе мощная армянская диаспора, имеющая широкое влияние в первую очередь в таких странах как США и Франция, тоже станет лоббировать антироссийский курс. Соответственно, подобное будет означать полное обнуления влияния России в Закавказье и замещение пустоты другими игроками: Турцией, США, отчасти Ираном.

3) Нейтралитет. На мой взгляд, это наиболее подходящая на данный момент стратегия, хотя также идущая со знаком минус для нашей страны.Нельзя быть нейтральной в конфликте своего союзника, да ещё и в жизненно важном регионе для нашей страны. Но и принимать чью-то сторону – не дозволено. Оставаться нейтральной с относительно небольшими имиджевыми потерями возможно только до той поры, пока боевые действия не перейдут на территорию Армении. В ином случае всё будет гораздо хуже. А именно, Россия окончательно потеряет статус надёжного союзника и военно-политического партнёра. Азербайджан едва ли станет более лоялен России, тем более имея богатый опыт боевого партнёрства с Турцией, скорее ещё сильнее будет ориентироваться на неё и Запад. Армения, также станет искать защиты у других крупных игроков, в первую очередь – США (отчасти делает это уже сегодня). Россия будет вынуждена оттуда уйти и опять-таки влияние в регионе у нашей страны будет практически сведено к нолю.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Фактически сегодня вся ситуация в Карабахе при любом из вероятных исходов выгодна внешнеполитическим соперникам России. Наша страна, по всей видимости, будет терять влияние в регионе и дальше, а новая фаза карабахского противостояния ускорит данный процесс. Москве выгоден там статус-кво, который в регионе уже четверть века. Война – геополитическая ловушка для России.

Как тогда быть? Сейчас нашему государству прежде всего необходимо заблокировать участие Турции в конфликте. Вероятно, привлекая к этой игре Иран – явного противника Анкары, а также поддерживая антитурецкие силы в Сирии и Ливии. Это позволило бы переключить внимание Эрдогана, либо вывести его на «сделку» (отказ от участия в обмен на что-то) по Карабаху. По достижению этой цели будет можно политически продолжить решать конфликт. В идеале России стоит представить совместно с другими членами Минской группы проекты окончательного разрешения ситуации. Благо вариантов может быть несколько. Привлекательным выглядит пример Боснии и Герцеговины. Это вовсе не означает создание нового государства в Карабахе, речь идёт о системе межнационального управления в этой стране.