В блоге "Читай про себя" в инстаграме сейчас проходит книжный марафон "Хрестоматия Страха" - месяц размышлений о природе страшных историй в нашей культуре, о месте "страшного" в нашей жизни. Участники марафона рассуждают на тему "зачем я читаю страшные книги".
"В первую очередь это осмысление в фантастических формах непреодолимости болезни и/или смерти. Когда в истории возникает то, что враждебно жизни, с чем человек не в силах бороться. Изнуряющая болезнь, которую не вылечить в реальности, превращается в нечто мистическое на страницах книги. Например, вампира, сосущего кровь у своей жертвы. При этом в мире суеверного ужаса могут иметься совершенно определенные средства спасения - наступление рассвета, распятье, чеснок. Получается вывернутый наизнанку мир - в нашей жизни наука бессильна, в художественном произведении неизвестное принимает конкретные формы нечисти, которую можно победить. Или нельзя. Просто рано или поздно все решат, что ты умер и замуруют тебя в склепе. В общем, сюжет разворачивается вокруг страхов, надежд и страданий, имеющих реалистические корни.
Второй момент связан со знаниям, которые приводят к катастрофическим последствиям. За это я люблю Лавкрафта. Выстоит ли человеческий разум перед тем, что ему откроет Вселенная? Откуда такая уверенность, что знание - это непременно благо?"
"«Сказочная энциклопедия» под ред. Наталии Будур в одной из статей ссылается на интересное исследование. Учёные пришли к выводу, что описываемые в сказках ситуации напоминают основные страхи детей (страх покинуть отчий дом, потеряться, поступить дурно, страх перед неизвестным, боязнь чудовищ и диких зверей). Тем не менее, счастливый конец позволяет ребёнку не бояться испытаний – ведь они заканчиваются наградой (при правильном решении задач и проявлении упорства). Преодоление собственных страхов в сказке готовит к жизненным трудностям и развивает самостоятельность. Вот и ответ! Действительно, я отождествляла себя с героями большинства сказок и, как оказалось, не зря: это пригодилось для формирования здоровой психики"
"Из всех жанров хоррор претерпел больше всего изменений. Любили и смеялись люди всегда одинаково, боялись по-разному. И чем быстрее идёт развитие человечества, тем быстрее меняются страх - от божьего гнева до страха перед мутациями, в 1900-х боялись Дракулу, в 1950-х - быстрого научного прогресса. Постоянная эволюция первая причина любви.
О проблемах общества говорить тяжело? и тут хоррор приходит на помощь. Стивена Кинга ценят психологизм и освещение проблем человечества и пороков человека. Джордж Ромеро в своих фильмах показывает важные конфликты внутри социума на примерах зомби. "Ночь живых мертвецов" - проблема расизма и страх перед космосом, "Рассвет мертвецов" - острая сатира на общество потребления, "День мертвецов" - конфликт военных и учёных. Пункт два - социальный контекст.
Хоррор - это большая площадка для изобретений. Грим, спецэффекты, продакшн должны идти на шаг вперёд. В литературе же нужно занять собственную нишу, тебя не узнают, если нет фишки, сами знаете, кто придумал НЕОПИСУЕМЫХ ЦИКЛОПИЧЕСКИХ ТВАРЕЙ ИЗ ЧЁРНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ БЕЗДНЫ. На показах фильмов Уильяма Касла летали скелеты, а в сиденья были вмонтированы моторчики, имитирующие вхождение в организм человека паразита. Неуемная фантазия - третья причина.
Хоррор - это веселье. Культ ужаса ужасно заразителен, не замечаешь, как начинаешь умиляться артам с малышом-Пинхэдом и скупать тыквы. Четвёртая причина - яркий карнавал.
Пятое - хоррор это красиво. Нельзя отрицать привлекательность эстетики ужаса и смерти. У меня захватывает дух от описаний всепоглощающего страха, а Суспирию Ардженто я смотрю не моргая. Чистая красота."
"Нежить, нечисть, существа, нечистая сила, нелюдь... Зачем мы об этом читаем? Зачем ходим в кино и добиваем себя скримерами? Не хватает адреналина? Готовимся к зомбиапокалипсису? Ответ на самом деле прост. Такой страх безопасен. Привидения и монстры на страницах книг заставят нервно елозить по креслу, и вы, возможно, оставите свет включенным на всю ночь. Но с рассветом ваш страх улетучится и вы порадуетесь новому дню. Гораздо труднее взять в руки «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицина или дневники детей, переживших блокаду Ленинграда. Вот где живет настоящий страх. И никакие злодеяния лешего с русалками не идут в сравнение с человеческой жестокостью."
~*~*~
А про психологические механизмы саспенса можно почитать здесь. Если понравилось - забегайте пообщаться в книжный клуб в дискорде.