В современной американской политике термин «филибастер» означает тактику обструкции в Сенате конгресса США законопроектов парламентским меньшинством путем затягивания принятия решений с помощью внесения огромного количества поправок, декларирования лозунгов, пространных размышлений по теме и не по теме. Но в середине XIX века в Западном полушарии слово «филибастер» имело куда более милитаристское, криминальное и, в какой-то степени, романтическое значение — флибустьер, то есть пират или буканьер. В общем, разбойник, промышляющий грабежом кораблей и прибрежных городов. Связь между старым значением и новым очевидна. Тогда «филибастеры» крали и грабили целые территории, сейчас они масштабно крадут время у коллег в парламенте.
Филибастеры-флибустьеры
Термин «филибастер» вошел в американский политический слэнг из испанского языка. Жители Мексики, стран Центральной Америки и стран Карибского моря называли «филибастерами» (флибустьерами) американских (и не только американских) искателей приключений, авантюристов, наемников, солдат удачи, которые на свой страх и риск, без благословления американского правительства (или при его молчаливом согласии), устраивали военные экспедиции в страны Латинской Америки, с которыми США официально находились в состоянии мира. Целью этих экспедиций не был банальный грабеж территорий, а создание новых государств или новых штатов для США. И в этом принципиальное отличие «филибастеров»-флибустьеров от классических пиратов. И далеко не все они были американцами. В российской исторической литературе принято называть «филибастеров» флибустьерами, что точно отражает суть самого феномена, поэтому нет смысла эту традицию нарушать в данном исследовании.
Стоить отметить, что особую поддержку флибустьерские экспедиции находили в южных рабовладельческих штатах США, поскольку политическая элита Дикси была заинтересована в присоединении к Соединенным Штатам новых земель в Западном полушарии, где можно было бы ввести рабовладельческие законы.
Флибустьерство закономерно зародилось после американской революции. Активная экспансия и расширение границ стали основой внешней политики молодого государства. Попытка захватить британскую Канаду в 1812 году провалилась, но до этого в 1803-м Вашингтону удалось провернуть грандиозную Луизианскую покупку. Всего за 15 млн. долларов у Франции были выкуплены все колонии в Северной Америке, что увеличило территорию США на тот момент вдвое. Сейчас это полностью или частично территории 15 американских штатов.
В 1819 году США по договору Адамса–Ониса безвозмездно получили Флориду, лишь 5,5 млн. долларов было выплачено испанским поселенцам в качестве компенсаций. В результате Техасской революции (1836 г.) и последующей аннексии этой территории, войны с Мексикой и серии переговоров (1845–1853 гг.) в состав США вошли будущие штаты Техас, Калифорния, Нью-Мексико, Юта, части штатов Аризона, Колорадо, Вайоминг, Канзас и Оклахома.
Уже тогда всерьез обсуждалась возможность аннексии стран Центральной Америки, Гавайских островов, испанских колоний Куба, Пуэрто-Рико и Филиппины.
Но все эти земельные захваты и покупки были прерогативой официальной политики, флибустьеры же были бойцами «гибридного фронта», как это характеризовали бы современные министерства обороны и средства массовой информации. Официальный Вашингтон и американские местные власти никогда их официально не поддерживали, хотя никогда особо им и не мешали. А судебная система США фактически всегда была на стороне этих солдат удачи, ибо любой судья видел в них не бандитов, а «благородных» американских крестоносцев.
Официально в своих оценках действий флибустьеров американское правительство исходило из постулатов Закона о нейтралитете от 1794 года, который был значительно доработан в 1817 году. Этот закон запрещал американским гражданам любые военные экспедиции и другие мероприятия подобного рода против иностранных территорий и государств, с которыми США поддерживают дружеские отношения. Наказание — три года тюремного заключения и штраф в три тысячи долларов.
В 1805 году бывший вице-президент США Аарон Берр был вовлечен в неудачный на тот момент заговор по захвату испанских владений на Юго-Западе североамериканского континента. Он был разоблачен, предстал перед судом в Филадельфии по обвинению в измене, но был оправдан. Кстати, предал Берра платный агент испанской короны американский генерал Джеймс Уилкинсон. Ходили слухи, что он, в свою очередь, пытался содействовать испанцам в их попытках заполучить часть территорий будущих штатов Кентукки и Теннеси во время проведения Луизианской покупки. Затем он попытался возглавить отряд повстанцев, намерившихся захватить испанский (на тот момент) Техас. Поразительная и в то же время весьма характерная для той поры неразборчивость в средствах в стремлении к власти и обогащению.
Первые кампании
Первым примером реальной флибустьерской активности стала техасская военная кампания отряда, сформированного с ведома властей штата Луизиана. Отрядом командовали бывший офицер армии США Огастес Мэйджи и мексиканский повстанец Гутьеррес де Лара. В августе 1812 года они захватили испанский опорный пункт Накогдочес, за несколько месяцев прошли беспрепятственно через весь Техас и захватили его столицу Сан-Антонио-де-Бехар, провозгласив создание республики Техас. Вашингтон эту инициативу не поддержал, и Первая Техасская республика приказала долго жить. Участвовали американцы и во французской экспедиции в Техас 1818 года, организованной иммигрантами, бывшими офицерами наполеоновской армии Шарлем и Анри Лальманами. Они хотели ни много ни мало выкрасть Наполеона Бонапарта с острова Святой Елены и основать в Техасе Новую Францию. Испанцы легко пресекли эту авантюру.
В 1817 году бригадный генерал Грегор МакГрегор начал кампанию по освобождению Флориды от испанского владычества. Этот шотландский солдат удачи служил на тот момент в венесуэльской армии и был женат на кузине освободителя Южной Америки от испанского владычества Симона Боливара. Его кампания получила поддержку в США, и в его маленькой армии (150 бойцов) были в основном американцы, в том числе и ветераны войны 1812 года. 29 июня он взял штурмом форт Сан Карлос (его испанский гарнизон — 51 человек) и поднял на ним «Зеленый флаг Флориды» (зеленый крест на белом поле) собственного дизайна.
Не сбавляя темпа, МакГрегор создал комитет по подготовке проекта конституции, назначил губернатора — авантюриста и бывшего конгрессмена США Джареда Ирвина, выпустил валюту, открыл почтовое отделение, начал издавать правительственную газету. Все попытки испанцев вернуть Сан Карлос силой были отбиты. В начале сентября с небольшим отрядом генерал МакГрегор захватил городок Фернандина на острове Амелия (Восточная Испанская Флорида). В его планах была «зачистка» от испанцев всей Флориды. Но на этом успехи закончились. Президент США Джеймс Монро вел переговоры с испанцами о приобретении всей Флориды легальным путем, и авантюрист МакГрегор ему только мешал. Оказавшись без поддержки, молодая республика была обречена.
Джеймс Лонг
В начале июня 1819 года бывший военный хирург и плантатор Джеймс Лонг во главе отряда флибустьеров вновь захватил городок Накогдочес в испанском Техасе. Его поддержал известный мексиканский повстанец Хосе Феликс Треспаласиос. В отряде Лонга были весьма известные герои американского фронтира, в том числе будущие легенды техасской революции Джим Боуи и Бен Милэм, 23 июня в должности президента Лонг объявил о независимости Техаса. Причиной этого конфликта стало неприятие южанами договора Адамса–Ониса, который регламентировал территориальное размежевание Испании (речь идет об ее американских колониях) и США. По нему получалось, что Вашингтон отказывался от претензий на Техас и другие испанские колонии в обмен на Флориду. Новое государство просуществовало четыре месяца и было уничтожено испанскими войсками в октябре 1819 года.
Поражение стало следствием недооценки сил противника, что и далее стало причиной военных поражений американских флибустьеров при их постоянном тактическом превосходстве на поле боя. Со стратегией у них никак не ладилось. Джеймс Лонг совершенно напрасно разослал по всему Техасу свои отряды, разделив свои силы и, таким образом, ослабив свои позиции. Тем временем командующий испанскими войсками в регионе полковник Игнасио Перес собрал ударную группу в 700 бойцов и атаковал оккупантов. Лонг попытался перегруппироваться в районе реки Тринити. Но полковник Перес перехватил все попытки Лонга получить подкрепление и военную помощь из Соединенных Штатов. Перед лицом полного проигрыша Лонг увел своих наемников на американскую территорию.
Вторую экспедицию Лонг организовал в апреле 1820 года. Он восстановил прежние техасские государственные институты. Но менее через год его маленькая армия (300 бойцов) почти растаяла из-за дезертирства. 4 октября 1821 года Лонг захватил городок Ла Байю (переименован в 1829 году в Голиад). Все тот же полковник Перес разгромил его наемное воинство. Арестованный Лонг провел некоторое время в тюрьме в Мехико. Но перед тем как получить полное прощение от президента Агустина де Итурбиде, который, кстати, готовился стать императором Мексики, что предполагало всеобщую амнистию, Лонг был по неизвестной причине застрелен тюремной охраной 8 апреля 1822 года. Бен Милэм до конца жизни утверждал, что в смерти Лонга виноват его союзник Треспаласиос, заплативший мексиканцам за это убийство.
Через полтора десятка лет Техас и другие мексиканские территории были захвачены американцами. Но территориальные аппетиты США были намного больше. И в 1850-е наступило короткое, но абсолютно золотое время для флибустьеров. В 1845 году сенатор-демократ Джон O'Салливан в знаковой статье «Аннексия», где обосновывал необходимость для США территориальных захватов, выдвинул термин «Явное предначертание» (Manifest Destiny), суть которого — «обязательное (предначертанное Богом) продвижение американской демократии по всему миру», то есть захват территорий, где, по мнению американских политиков, демократии нет. Этот слоган находившиеся у власти демократы активно использовали во время Американо-мексиканской войны и во время раздела северной британской территории Орегон. Manifest Destiny, естественно, стал главным слоганом американских флибустьеров, вернее, тех, кто нанимал их и вел на войну.
Также по теме:
«Адмирал в сомбреро» Наполеон Зерман – флибустьер-неудачник в Мексике
Военная экспедиция на Кубу: флибустьеры и генерал Нарцисо Лопес. Часть 1
Военная экспедиция на Кубу: флибустьеры и генерал Нарцисо Лопес. Часть 2
Торговая война на границе США и Мексики: флибустьеры, техасские рейнджеры и мексиканская армия
Последние флибустьеры в Мексике - анархия и социализм
Республика наемников или похождения короля флибустьеров Уильяма Уокера в Никарагуа. Часть 1
Республика наемников или похождения короля флибустьеров Уильяма Уокера в Никарагуа. Часть 2
Похождения короля флибустьеров Уильяма Уокера в Мексике
Мексиканская авантюра графа де Рауссе-Бульбона
Экспедиция Генри Крэбба в Мексику – история наивности и предательства
Расстрелянные мечты маркиза де Пиндрея о Мексике